Генеральному конструктору ракетно-космической техники СССР, дважды Герою Социалистического Труда, лауреату Ленинской и Государственных премий СССР, академику АН СССР Владимиру Николаевичу Челомею 30 июня этого года исполнилось бы 95 лет. В советские времена о подлинном значении и роли Челомея в прогрессе науки и техники знали очень немногие, что и понятно — ведь именно ему суждено было стать творцом ядерного щита Советского Союза. Даже государственные награды присуждались ученому закрытыми указами. Лед тронулся лишь спустя пять лет после его смерти. Миру начал открываться выдающийся своими многогранными талантами, красивый, неординарный человек. Штрихи к портрету гениального конструктора должна добавить и Украина — страна, где Владимир Челомей получил образование, сформировался как ученый и личность.

Детство и киевские университеты

Владимир Челомей родился 30 июня 1914 г. в г.Седлец (неподалеку от городка Челомей) Привислянского края в Польше (которая входила тогда в состав Российской империи) в семье учителей.

Во время Первой мировой войны семья переехала в Полтаву. Там Челомеи проживали в одном доме с потомками Гоголя и Пушкина — Данилевскими и Быковыми, у которых часто бывали А.Макаренко и В.Короленко. Лучшим другом Владимира стал праправнук Пушкина Александр Данилевский — со временем известный ученый-энтомолог. Будущий конструктор рос и формировался в интеллигентной среде, играл на фортепиано, любил классическую литературу, много читал по истории техники и физики.

В 1926 г. семья переезжает в Киев, где после окончания семилетней трудовой школы в 1927 году Владимир поступает в Киевский автомобильный техникум. Во время учебы он докапывался до сути явлений, анализировал и обобщал полученные результаты, просто и понятно их излагал. Юноше поручали выступать с лекциями перед однокурсниками и даже рабочими мастерских и заводов.

В 1932 г. восемнадцатилетний Владимир поступает на авиационный факультет Киевского политехнического института. Через год факультет отделяется в самостоятельное учреждение — Киевский авиационный институт им. К.Е.Ворошилова (сейчас Национальный авиационный университет). Выбор КПИ для будущего конструктора был сознательным и желанным, ведь здесь сформировалась знаменитая киевская авиационная школа. К тому времени она уже дала миру не только около 50 конструкций новых самолетов и вертолетов, но и целую плеяду выдающихся конструкторов — Игоря Сикорского, Дмитрия Григоровича, Александра Микулина, Константина Калинина, Льва Люльева, Архипа Люльку. Именно в КПИ восьмью годами ранее поступил будущий космический гений Сергей Королев, с которым Владимира Челомея в будущем свяжут великие дела, а потом разобщат драматически разные профессиональные позиции и пути.

С первого курса Владимир совмещает обучение в КПИ с работой техником-конструктором в филиале НИИ Гражданского воздушного флота. Посещает лекции по математике в Киевском государственном университете. В Академии наук УССР он прослушал курс лекций по механике и математике итальянского ученого Т.Леви-Чевита. Любимая дисциплина — механика, и особенно ее раздел «Теория колебаний», — станет его увлечением на всю жизнь. Любознательный студент общается с академиком Д.Граве, известным своими трудами по алгебре, прикладной математике и механике, ленинградским академиком А.Крыловым, знаменитым кораблестроителем, специалистом по нелинейной механике, численным методам и теории колебаний, выдающимися математиками и механиками И.Штаерманом и Н.Ахиезером.

На втором курсе Владимир написал свою первую научную работу, в которой изложил оригинальный метод расчета продувания авиационных двухтактных двигателей с применением аппарата векторного исчисления. А уже в 1936 году в киевском издательстве «Укргизместпром» выходит первая книга В.Челомея «Векторное исчисление» — короткий курс векторного анализа со многими примерами его практического применения в механике.

Летом 1935 года во время практики на Запорожском моторостроительном заводе им. П.Баранова молодой студент использовал свои глубокие знания по теории колебаний. Завод никак не мог ввести в серийное производство одну из модификаций поршневого авиационного двигателя БМВ-6, лицензия на выпуск которого была куплена за рубежом. Одна из секций коленчатого вала постоянно ломалась при нормативных нагрузках. Естественно, что инженеры завода попробовали усилить «слабое звено» за счет увеличения толщины вала. А Владимир предложил не увеличивать толщину, а, наоборот, облегчить колено вала, чтобы вывести систему из резонансной зоны. Эта парадоксальная рекомендация и стала решением проблемы. После этого киевского студента пригласили прочитать курс лекций по динамике конструкций для инженеров завода.

В 1937 г., на год раньше, чем его однокурсники, Владимир Челомей получает диплом инженера с отличием. Его приглашают в Институт математики АН УССР в г. Киеве, где он работает над диссертацией «Динамическая устойчивость упругих систем». В 1937—1938 гг. опубликовал
14 научных статей и в 1939-м на ученом совете Киевского политехнического института защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Динамическая устойчивость элементов авиационных конструкций».

В 1940 г. в числе 50 лучших молодых ученых СССР его принимают в специальную докторантуру при АН СССР. 26-летний Челомей — самый молодой в этой полусотне избранных. Утверждается тема его докторской диссертации: «Динамическая устойчивость и прочность упругой цепи авиационного двигателя». Он получает Сталинскую стипендию в размере 1500 рублей, огромную по тем временам сумму. Для сравнения — профессор университета получал 1200 рублей.

Дочь Владимира Николаевича — Евгения Владимировна, рассказывает: «Сразу после зачисления в докторантуру отца вызвал Л.Берия и предложил стать резидентом советской разведки в Германии, поскольку в разведке был дефицит технических специалистов высокого класса. Приведя аргументы, что он будет более полезен дома как ученый и конструктор, отец отказался, что тогда было опасно. Берия, который не привык к возражениям, аргументы принял и в дальнейшем Владимира Николаевича не преследовал».

Весной 1941 года молодой ученый заканчивает работу над докторской диссертацией и успешно защищает ее в Академии наук УССР. Но война меняет планы. Документы в Высшую аттестационную комиссию СССР не дошли. 22 июня 1941 года Владимира Челомея срочно вызывают в Москву для продолжения работы в Центральном институте авиационного моторостроения им. П.Баранова (ЦИАМ).

Генеральный конструктор

Главной целью нового назначения Челомея было создание пульсирующего воздушно-реактивного двигателя для боевых крылатых ракет, беспилотных летательных аппаратов и истребителей. Идею такого двигателя, работающего без компрессора при повышенном давлении воздушного потока, Челомей вынашивал еще со времен студенческой практики на Запорожском моторостроительном заводе. Осенью 1942 года мощные выхлопы, похожие на звуки канонады, которые доносились с территории ЦИАМ (сейчас — район метро «Авиамоторная»), известили о создании первого в мире двигателя такого типа.

В июне 1944 года стало известно об использовании немецкой армией реактивных самолетов-снарядов Фау-1 против Англии. Результат применения этого оружия шокировал. За несколько часов было разрушено 23 тысячи домов, ранено 18 тыс. человек, убито 7 тысяч. Вскоре Черчилль присылает Сталину подарок — сбитый Фау-1. В нем был двигатель, подобный ранее изобретенному Челомеем. В ответ постановлением Государственного комитета обороны и по приказу наркома авиационной промышленности А.Шахурина перед Владимиром Челомеем была поставлена задача: создать новое оружие — беспилотную крылатую ракету. Для этого он был назначен главным конструктором и директором завода ОКБ-52 в подмосковном Реутове, сейчас НПО «Машиностроение».

В фантастически короткие сроки — менее чем за полгода, были проведены испытания десятков ракет-снарядов. Сначала их запускали с бомбардировщиков Пе-8, потом — с Ту-2. Боевая крылатая ракета 10X была принята на вооружение в начале 1945 года, что стало асимметрическим ответом на Фау-1 и обеспечило важное моральное и тактическое преимущество Красной армии на завершающем этапе войны.

В апреле 1944 г. Владимира Челомея вызывали к Сталину для консультаций о возможности подавить крылатыми ракетами Берлин перед его штурмом. Челомей категорически отверг этот сценарий из-за большой концентрации в городе мирного населения и наличия выдающихся исторических памятников. По его словам, «последствия в общечеловеческом масштабе могут быть катастрофическими». Сталин прислушался к мнению молодого конструктора.

После окончания войны Владимир Николаевич продолжает работать над крылатыми ракетами с пульсирующими двигателями, возвращается к активной научной деятельности. В 1951 г. на ученом совете Московского высшего технического училища (МВТУ) им. Н.Баумана он защитил докторскую диссертацию под названием «Динамическая устойчивость элементов цепи авиационного двигателя». В 1952 г. ему присваивают звание профессора, в 1958-м избирают членом-корреспондентом АН СССР, а в 1962-м — действительным членом. За лучшую работу по теории авиации в 1964 г. Челомей был удостоен Золотой медали им. Н.Жуковского, а в 1977-м — Золотой медали им. А.Ляпунова — высшей награды АН СССР за выдающиеся заслуги в области математики и механики. В 1974 г. ученого избирают действительным членом Международной академии астронавтики.

В науке В.Челомей оставался верным своей любимой механике, проблемам, связанным с механическими колебаниями. В 1960 г. в МВТУ им. Н.Баумана он основал кафедру «Аэрокосмические системы», где создал свою научно-педагогическую школу ракетно-космической механики.

Его школа решает многие задачи динамики сложных конструкций из композиционных материалов, разрабатывает методики расчета аэроупругих колебаний конструкций при турбулентном вихревом обтекании, изучает поведение ракеты при мощном сейсмическом воздействии воздуха в шахтной пусковой установке, совершенствует методы расчета и конструирования систем управления и стабилизации упругих летательных аппаратов.

Владимир Челомей в окружении корифеев советской науки во время очередного запуска своего детища
Владимир Челомей в окружении корифеев советской науки во время очередного запуска своего детища
Большинство трудов Владимира Николаевича, имевших оборонное значение, было засекречено. Но даже отдельные открытые опубликованные работы свидетельствуют об их чрезвычайной важности. Например, в изданной в 1983 году основополагающей работе «Парадоксы в механике, вызванные вибрациями» Челомей рассмотрел странные эффекты, связанные с действием высокочастотных вибраций на физические тела. Он теоретически доказал, что в механике вибрирующие системы являются наиболее устойчивыми и проиллюстрировал это рядом уникальных экспериментов. Так, в определенных условиях шарик из пенопласта тонул в воде, а металлическая гайка всплывала на поверхность, твердое тело от действия вибраций переходило в состояние, похожее на невесомость.
Работая на кафедре «Аэрокосмические системы» в МВТУ им. Н.Баумана, Челомей уделял огромное внимание подготовке кадров для ракетно-космического комплекса. Комментируя эту составную своей деятельности, Владимир Николаевич сказал: «В этом аспекте важно не пропустить таланты. Найти такого человека — это важнее, чем найти бриллиант или любой иной драгоценный камень».

Читать лекции Челомей пригласил академиков Э.Федосова, В.Ковалева, заместителей главного конструктора ОКБ-52 В. Модестова, В.Самойлова, ведущих специалистов предприятия. Сам Владимир Николаевич лично подготовил пять докторов и 44 кандидата наук. Он блестяще читал курс по теории колебаний и устойчивости сложных динамических систем, вкладывая в сугубо математическую дисциплину большой физический смысл. Особенность научно-педагогической школы В.Челомея, который был олицетворением великого ученого, талантливого педагога и выдающегося инженера, заключается в тесной связи фундаментально-научных, теоретических исследований и практики. Он обладал исключительным даром научного предвидения.

Эти обстоятельства способствовали назначению В.Челомея в 1959 г. генеральным конструктором авиационной техники СССР. Предприятие, возглавленное им, сменило профиль: начало работать на мирный космос и в то же время разрабатывать оружие для ракетных войск стратегического назначения (созданные специальным постановлением в декабре того же года).

Среди новых видов оружия, созданных Челомеем в тот период, особое место занимают ракеты с раскрывающимся крылом — гордость даже современной России. Крылья такой ракеты складываются, она помещается в контейнер, а сразу после выстрела срабатывают пружины, раскрывающие крылья. Это существенно повышало боеготовность ракеты и давало возможность компактно разместить ее в пусковом цилиндрическом контейнере, размеры которого были не намного больше самой ракеты. Такой контейнер свободно размещался как на подводной лодке, так и на колесном или гусеничном шасси. Кроме того, герметический контейнер заполнялся азотом, что защищало ракету от действия внешней среды. Идея была реализована в принятой на вооружение в 1959 г. крылатой ракете П-5.

Огромен вклад В.Челомея и в повышение боеспособности подводного и надводного военно-морского флота СССР. Разработки Челомея составляют 80% вооружений флота. В 1956 году началась разработка первой телеуправляемой противокорабельной крылатой ракеты (ПКР) П-6, стартующей с подводной лодки в надводном положении и осуществляющей полет на высоте около 100 м над водой, что практически делает ее невидимой для радиолокаторов. Ракета П-35 отличалась от П-6 меньшей длиной за счет уменьшения размеров маршевого двигателя. Первой в мире ракетой с подводным стартом стала крылатая ракета «Аметист», разработка которой началась в ОКБ-52 в 1959 году. С развитием противокорабельной и противолодочной обороны вероятного противника возникла необходимость создания крылатой ракеты большой дальности «Гранит», стартующей из-под воды с борта атомного подводного крейсера. Разработка «Гранита» началась 10 июля 1969 года согласно постановлению правительства СССР.

В конце 1970-х годов все эти технические решения были приняты на вооружение в СССР. Подводный и надводный военно-морской флот страны обязательно должен был быть вооружен крылатыми ракетами В.Челомея, равных которым тогда не было ни у одного флота мира: П-5д, С-5 (сухопутный вариант для береговой обороны), П-6, П-35, «Аметист» и «Гранит». О высоком уровне разработок Челомея свидетельствует тот факт, что на атомной подводной лодке К-141 «Курск», затонувшей в Баренцевом море

12 августа 2000 года, было 22 крылатые ракеты «Гранит». Они оказались столь надежными, что не детонировали в результате бортовых взрывов и пожаров.

Неоценимым является вклад Челомея и в развитие советской космонавтики. К его первым космическим разработкам в 1963—1964 гг. относятся спутники-истребители «Полет-1» и «Полет-2», которые маневрируют на орбите, меняя высоту и угол наклона плоскости орбиты, и научный спутник «Протон-1». Созданная в 1965 г. под его руководством ракета «Протон» отправила в космос самые тяжелые аппараты: все орбитальные пилотированные станции «Салют» и «Мир», большое количество геостационарных спутников связи и научных модулей. «Протон», несмотря на свой почти 45-летний возраст, выводит спутники на орбиту и сегодня. Всего осуществлено свыше 300 запусков этой ракеты.

Именно в конструкторском бюро под руководством Владимира Николаевича родилась идея создания долговременной орбитальной станции, своеобразного «космического дома», которая стала основой для всех будущих пилотированных станций серии «Салют» и «Мир».

Выполненные в 1973—1976 гг. работы по созданию долговременной станций по программе «Алмаз» — «Салют-2», «Салют-3» и «Салют-5», возглавлял В.Челомей. Фантастическое космическое оружие, спутники-киллеры, спутники разведчики, которые можно увидеть в голливудском блокбастере «Космические войны», были реально воплощены в жизнь в 1980-х годах в рамках этой программы. В 1981 г. выведен на орбиту один из элементов проекта «Алмаз» — универсальный транспортный корабль снабжения «Космос-1267», который состыковали со станцией «Салют-6», в результате чего образовался орбитальный комплекс массой около 40 т. Потом состоялись запуски аппаратов «Космос-1443» и «Космос-1686», выполнявших функции космических грузовиков, мощных межорбитальных буксиров и специализированных модулей. Для управления этими аппаратами в космосе Челомей создал на своем предприятии даже группу космонавтов, в которую входил и его сын Сергей.

К известнейшим разработкам Челомея относится и грозное космическое оружие стратегического назначения: двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета МБР УР-100Н (SS-19), принятая на вооружение в 1975 году (с автономным устройством разведения боевых блоков и повышенной точностью их наведения), и ее усовершенствованный вариант — ракета УР-100Н УТТХ («Стилет»), принятая на вооружение в 1980 году, с головной частью, оснащенной шестью боевыми блоками. Ракета «Стилет» оказалась чрезвычайно надежной, что обеспечило ее эксплуатацию свыше 25 лет вместо десяти, установленных при разработке.

Отлучение от космоса

В.Челомею было присуще постоянное стремление к новому. Он со своими идеями и предложениями часто оказывался в роли нарушителя покоя среди конструкторских организаций и руководства оборонного комплекса СССР. Это двигало дело вперед, но в то же время мешало ученому не только реализовать ряд интересных проектов, но и работать.

Драматичной страницей жизни Владимира Николаевича стало его противостояние с другим выдающимся ученым ХХ века — С.Королевым. Оба были незаурядными личностями и сильными лидерами, которые не признавали никаких авторитетов. Обоих судьба привела к одному грандиозному делу — покорению космоса и созданию стратегического оружия СССР. Эти обстоятельства, а также неконструктивные действия некоторых военных руководителей привели к острой конкуренции и даже противостоянию двух корифеев.

Реабилитированный летом 1945 года Сергей Королев начинает работать над асимметрическим ответом немецкой ракете Фау-2. Эта ракета была намного более совершенной, чем Фау-1: летела в десять раз быстрее и преодолевала в полтора раза большее расстояние. В 1950 г. Королев создает собственную баллистическую ракету, которую в тот же год ставят на вооружение. Челомеевский аналог Фау-1 военных перестал устраивать. Они пишут докладную Сталину о неперспективности работ Челомея и даже обвиняют его в приписках. У конструктора забирают КБ, ему грозит длительный срок заключения. В феврале 1953 г. он едет к Сталину. По словам Челомея, «на карту было поставлено все. Напряжение экстремальное. Но у меня было одно преимущество: я был молод». Из кабинета Главнокомандующего Челомей выходит с победой. И сразу едет в поле, где долго лежит на промерзшей земле. Это было еще одно изобретение конструктора — в судьбоносные моменты отдавать чрезмерное напряжение земле.

Через месяц Сталин умирает. Первым секретарем ЦК КПСС избирают Н.Хрущева. Никита Сергеевич припоминает, как в свое время Сталин поручил ему разобраться с одним фантазером. Это и стало причиной ряда встреч первого секретаря с молодым конструктором. На одной из них Челомей рассказывает Хрущеву об идее ракеты с раскрывающимся крылом. Хрущев, интересующийся всем новым, идею поддерживает. Испытания новой ракеты в 1958 году показали, что она стартует за считанные минуты, тогда как аналогичным ракетам-снарядам нужно для этого полчаса. После такого успеха разработки В.Челомея начали поддерживать на всех государственных уровнях.

Говорят, что Хрущев так благосклонно относился к Челомею в связи с тем, что у последнего в ОКБ работал сын первого секретаря — Сергей Никитович. Но, учитывая высокую самокритичность Хрущева и повышенные требования к своему окружению, эту поддержку можно связывать только с талантом конструктора и верой в него. В равной мере Н.Хрущев поддерживал и других создателей ракетно-космической техники — С.Королева, Н.Янгеля, В.Глушко. Генсек, поощряя конкурентную борьбу между ними, не допускал, чтобы это противостояние превратилось в войну между конструкторами.

Когда же в 1964 г. Н.Хрущева сняли со всех занимаемых должностей, в стране вспыхнула настоящая ракетно-космическая война. После этого в жизни В.Челомея наступают нелегкие времена. В конструкторское бюро зачастили инспекции и ревизии, возникли осложнения с военно-промышленной комиссией. Открытым оппонентом Челомея стал лично Д.Устинов. Но даже в этих сложных условиях В.Челомей добивается запуска первой межконтинентальной универсальной баллистической ракеты с упрощенной шахтной пусковой установкой УР-200, которая по показателям и сегодня не уступает аналогичным ракетам США.

Следующий этап противостояния Челомея и Королева был связан с покорением Луны. Дискуссия возникла относительно ракеты, которая должна выводить лунный модуль, — королевский суперноситель М-1 или челомеевский «Протон». Для урегулирования ситуации даже собрали специальную экспертную комиссию во главе с академиком М.Келдышем, состоявшую из представителей министерства обороны, конструкторского бюро и Академии наук. Большинство поддерживало С.Королева.

В.Челомей был очень независимым и гордым человеком, он никогда и никому не кланялся. На заседания комиссии почти не ездил, а если приезжал, от него всегда слышали крылатую фразу: «Если не хотите помогать, то хотя бы не мешайте». Свидетели тех событий вспоминают, что «М.В.Келдыш был исключительно принципиальным человеком, для которого интересы дела были выше ведомственных интересов и даже интересов его дружбы со многими известными людьми». В результате работы комиссии, М.Келдыш, несмотря на дружбу с С.Королевым, горой стал на защиту проекта Челомея, пророчески предрекая будущее и выдающуюся роль ракеты «Протон» в космонавтике.

Это было судьбоносное решение, поскольку позже носитель «Протон» обеспечил СССР огромные успехи в освоении Луны, Венеры, Марса, создании и функционировании орбитальной станции «Мир».

В 1980 г. была завершена разработка автоматической станции «Алмаз» с радиолокатором на борту. Станция не имела аналогов в мире. Запуск аналогичной станции этого класса под названием «Космос-1970» был осуществлен только в 1987 г. Позднее американские специалисты признали — если бы программой высадки на Луну руководил Челомей, советские космонавты раньше осуществили бы прогулку по поверхности естественного спутника Земли.

Челомей пытался осуществить еще одну мечту — создать аппараты многоразового космического использования. Один из проектов 1970-х гг. — крылатый космический корабль с экипажем, который выводится на орбиту ракетоносителем «Протон», вследствие многочисленных преград со стороны отдельных руководителей военного комплекса СССР так и остался нереализованным.

В 1979 г. начался еще один сложный этап в жизни генерального конструктора и его предприятия. На Владимира Николаевича оказывается давление со стороны руководства оборонных отраслей промышленности во главе с Д.Устиновым. Его ограничивают в деятельности. После закрытия пилотированной программы начинается наступление на космические разработки НПО «Машиностроение» в целом. Полностью подготовленная к полету в июле 1981 г. первая автоматическая станция «АЛМАЗ-Т» для всепогодного зондирования и радиолокации Земли не получает разрешения на запуск. Станция так и останется под чехлом на полигоне, где пролежит около шести лет.

В 1981 г. Д.Устинов скажет о Челомее: «Он стал очень самостоятельным». А 19 декабря этого же года выйдет постановление ЦК КПСС и Совмина СССР, фактически запрещающее все работы НПО «Машиностроение», связанные с освоением космоса.

Эти испытания Владимир Николаевич переносит чрезвычайно болезненно, однако не сдается и еще надеется отстоять нужные стране проекты. В 1983 г. завершается создание принципиально нового типа противокорабельных крылатых ракет дальнего действия для вооружения атомных подводных лодок нового поколения, которые стали ядром ударной силы ВМФ СССР. Этими же ракетами вооружают также новые ракетные крейсера. В начале 1980-х разворачивается проектирование новой унифицированной крылатой ракеты, которая должна стать массовым оружием кораблей ВМФ СССР.

* * *

Счастливой и вместе с тем драматичной была деятельность Владимира Николаевича Челомея. По словам члена челомеевской группы космонавтов Валерия Романова, «Челомей в полной мере почувствовал, какой иногда беззащитной может быть мощная конструкторская мысль перед прихотью престарелого члена Политбюро, перед надменностью маршала, перед завистью побратима».

8 декабря 1984 г. В.Челомея не стало. Он ушел из жизни преисполненным идей и творческих планов. Его последние космические проекты были реализованы уже без него. Тяжелые спутники «Космос-1870» и «Алмаз-1А» массой 18,5 т с комплексом радиолокации были выведены на орбиту в 1987-м и 1991 г. — с целью дистанционного зондирования Земли. Многие космические разработки Челомея используются и сегодня.

Возвращение к бессмертию

Длительное время имя Владимира Николаевича Челомея было фактически неизвестным. Узнавая о нем все больше, постоянно задаешься вопросом: «каким номером» в ракетостроении бывшего СССР нужно считать Челомея? В плеяде пяти корифеев ракетно-космической техники — С.Королев, В.Челомей, Л.Люльев, Н.Янгель, В.Глушко (первые трое учились в КПИ) — место Челомея особое. Если все они были инженерами от Бога с колоссальной научной интуицией и способностью научно-технического предвидения, то Челомей прежде всего был выдающимся ученым-аналитиком, талантливым педагогом, а затем уж конструктором. Как вспоминает С.Хрущев, «в своих разработках Челомей шел не от конструкции к науке, а от науки к конструкции». Каждые девять из десяти изделий, разработанных в конструкторском коллективе Челомея, не имели аналогов в мире.

Оценивая деятельность В.Челомея как выдающегося ученого и конструктора, можно констатировать, что в апогей ядерного противостояния между блоком НАТО и странами Варшавского договора грозное оружие, созданное Челомеем, стало важным фактором в достижении паритета сил между противоборствующими сторонами, что обеспечило стабилизацию геополитической ситуации в мире и даже принятие ряда мирных инициатив.

Тем не менее его заслуги не исчерпываются только укреплением оборонительного комплекса страны. Посредством создания новых оборонительных систем происходило огромное влияние на общий технический прогресс. Разработки новых технологий в машиностроении, материаловедении, приборостроении, многих других отраслях промышленности дали весомые результаты и для производства гражданской продукции.

Одержав выдающиеся победы в космосе, Владимир Челомей мечтал встретиться со своими американскими коллегами, с которыми подсознательно соревновался всю жизнь. Он мечтал своими глазами увидеть большой и красивый мир, который знал только со снимков своих спутников-разведчиков. Мечтал побывать в маленьком польском городке Челомей и, возможно, найти своих родственников. Этот городок такой маленький, что его нет на карте Европы и мира. Нет имени Челомея и «на карте» бывшего Советского Союза, авторитет и славу которого он вознес до космических высот.

В музее Киевского политеха, где В.Челомей начинал обучение, сформировался как конструктор и ученый и где защитил кандидатскую диссертацию, его портрет висит на почетном месте среди упомянутых выше корифеев авиации и космонавтики, бывших киевских политехников. С челомеевской экспозицией в музее ежегодно знакомятся свыше 50 тысяч посетителей, и прежде всего молодежь. Студенты факультета авиационной и космической техники КПИ изучают оригинальные технические решения Челомея, которые уже стали классическими. Лучшим выплачивают персональную стипендию имени выдающегося конструктора.

http://gazeta.zn.ua/SOCIETY/zasekrechennyy_konstruktor__k_95-letiyu_so_…