Главной задачей университета, институтов, факультетов и кафедр является обеспечение высокого качества подготовки выпускников на основе улучшения контингента студентов, качественного состава преподавательских кадров, внедрения новых методов и технологий обучения, усиления фундаментальной и практической подготовки, глубокой интеграции учебного, научного и инновационного процессов, отвечающих требованиям исследовательского университета.
Обеспечение высокого качества подготовки специалистов невозможно без качественного состава контингента будущих студентов. В прошлом году вступительная кампания проходила исключительно по сертификатам независимого тестирования. Конкурс в университет является постоянным за последние годы и в 2008 году составил 2,3 человека на место. Традиционно высокими сохраняются конкурсы на ФЛ, ФП, ВПИ, ФММ, ФИВТ, ИТС, ФПМ. Одним из направлений работы является развитие системы отбора талантливой молодежи по программе «Будущее Украины». Предполагается, что программа будет проводиться в сотрудничестве с Киевским национальным университетом им. Тараса Шевченка, Малой академией наук, а также при непосредственной работе факультетов и кафедр со школами, колледжами и техникумами. Это становится актуальным как вследствие демографической ситуации в стране, так и в связи с требованиями КПИ к обязательным сертификатам независимого тестирования по математике и физике при поступлении на технические специальности. В прошлом году среди поступающих преобладали выпускники довузовской подготовки (71%). Результаты первой сессии показали определенную корреляцию между баллами сертификатов и оценками экзаменов.
При формировании плана приема на 2009/2010 учебный год по госзаказу предполагается учитывать конкурсную ситуацию прошлых лет, результаты трудоустройства выпускников и результаты комплексного мониторинга качества подготовки специалистов в НТУУ «КПИ».
Комплексная система контроля качества подготовки специалистов включает независимый мониторинг остаточных знаний студентов старших курсов из фундаментальных, профессионально-ориентированных и специальных дисциплин, а также уровня владения ими информационными технологиями и на иностранным языком; контроль качества дипломных проектов и работ выпускников; оценку качества выпускников работодателями. Каждый семестр общие результаты мониторинга и персонифицированные результаты мониторинга остаточных знаний по каждому студенту передаются на соответствующие кафедры для анализа и осуществления комплекса мероприятий. Итоги комплексного мониторинга и принятых мер регулярно обсуждаются Ученым, административным и методическим советами университета, на факультетах, в институтах и на кафедрах.
Университет пытается отстаивать свои позиции как на рынке образовательных услуг, проводя профориентационную работу, так и на рынке труда - активно сотрудничая с предприятиями и организациями. В прошлом году проведено комплекс мероприятий по расширению связей с работодателями, и впервые трудоустройство, по требованию собственного положения, проходило на основе соглашений о сотрудничестве, состоялись встречи выпускников и кафедр с работодателями в рамках «Ярмарки профессий». В 2008 году трудоустроено 98% выпускников, запросов было 145% относительно их количества. По результатам опроса в 2009 году работодателей центром «Социоплюс» общий уровень профессиональной подготовки выпускников КПИ как «высокий» оценивают 61,6% опрошенных (в 2008 г. - 63,3%), как «скорее высокий» - 35,7% ( в 2008 г. - 32%). Но, как и в прошлые годы, одним из основных недостатков отмечается отсутствие практической подготовки выпускников.
Качество подготовки специалистов напрямую зависит от качества учебных программ, научного и методического обеспечения учебного процесса. Среди факторов, влияющих на этот процесс, является наличие учебно-методических разработок, внедрение новых технологий обучения, систем независимого мониторинга и оценки знаний и умений студентов (включая работодателей) и государственной аттестации выпускников всех уровней.
Исследовательский университет преимущественно должен готовить специалистов уровня магистр, кандидат и доктор наук, поэтому необходимо развивать систему подготовки магистров на основе треугольника «образование-наука-инновации» с определением соответствующих требований к кафедрам, научным руководителям и студентам, а также исходя из признанной в мире системы подготовки «магистр» - «кандидат наук». Для этого предполагается разработать требования по ее внедрению с целью усиления участия преподавателей и студентов в научных исследованиях с введением этой системы по степени готовности кафедр. Первый опыт внедрения программ интегрированной подготовки «магистр» - «кандидат наук» по специальности «Административный менеджмент» и специализации «Устойчивое развитие и глобальное управление» основан в Институте прикладного системного анализа.
Неотъемлемой составляющей качества образования является качество кадрового состава преподавателей.
Необходимо активизировать работу профессорско-преподавательского состава и усилить ответственность научно-педагогических работников за результаты своей учебной и научной деятельности в соответствии с критериями исследовательского университета. Предполагается в 2009/2010 учебном году в полном объеме ввести рейтинговую систему оценки деятельности научно-педагогических работников в соответствии с утвержденным Положением и по итогам рейтинговой оценки поощрять лучших преподавателей и руководителей научно-педагогических школ за высокое качество работы, результаты учитывать при конкурсном избрании преподавателей и заключении контрактов. Продолжается выполнение программы «Кадры», которая предусматривает привлечение к педагогической деятельности, в первую очередь, выпускников аспирантуры и магистров. Так, за последние 4 года количество молодых преподавателей в возрасте от 25 до 35 лет возросла с 328 до 470. Наиболее высокий средний возраст у преподавателей РТФ (57,7 года), ФАКС (57,2), ФМФ (55,3), среди «молодых» - ФЛ (43,3), ФБТ (45,4), ФММ (46,8). В целом средний возраст преподавателей КПИ составляет 51,9 года, поэтому актуальным для подразделений является задача формирования перспективных программ кадрового обеспечения кафедр с учетом необходимости реализации новых учебных планов подготовки бакалавров и магистров, кандидатов и докторов наук.
Растет финансовое обеспечение научно-педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала. За 2008 год по отношению к 2007 году рост должностных окладов составило почти 30%. Уменьшается учебная нагрузка преподавателей - в 2008 году в среднем она составляла 729 часов, что оставляет больше времени на научную, методическую, организационную и воспитательную работу во второй половине дня.
Важным фактором повышения качества и «осовременивания» высшего образования является обеспечение дальнейшего развития системы повышения квалификации и стажировки преподавателей университета (не реже одного раза в 5 лет). В 2008 году 908 преподавателей закончили курсы переподготовки по деловому английскому языку, разработке Web-страницы преподавателя, компьютерной компетентности, информационным технологиям, компьютерному тестированию, разработке дистанционных курсов.
К сожалению, в общем система последипломного образования НТУУ «КПИ» охватывает лишь 15 направлений (из 53). Среди лидеров здесь ТЭФ, ИЭЭ, ФММ. В 2008 году подверглась реформированию вся система последипломного образования в университете. Среди основных задач созданного Института последипломного образования - организация и координирование учебно-методической работы учебных подразделений НТУУ «КПИ» по всем направлениям последипломного образования; разработка учебных программ и обеспечение учебного процесса по переподготовке и повышению квалификации специалистов; поиск и обеспечение эффективного взаимодействия с корпоративными заказчиками образовательных услуг (предприятиями, учреждениями, организациями); создание информационных ресурсов учебных программ и обеспечение доступа к обучению слушателей из разных регионов Украины и других стран через систему дистанционного обучения.
Меняется учебно-лабораторная база университета и подразделений. Растет индекс развития по подразделениям, который связан с долей средств подразделения, направленных на развитие его материально-технической базы, по отношению к суммарным средствам подразделения. Наибольшие показатели - на ПСФ, ФИВТ, ИЭЭ, ФБТ, ВПИ (в среднем по КПИ составляет 0,4). В прошлом году (впервые за последние годы) в значительной степени обновлено материальную базу факультетов. Почти 10 млн грн потрачено на оснащение специализированных лабораторий на ФЕА, ХТФ, ФБТ, ММИФ, ЗФ, ФЭЛ, ТЭФ, ИФФ, ММИ, ПСФ, ФАКС, ФТИ, ФПМ, РТФ, ИХФ, ИЭЭ, центра информационных технологий обучения иностранным языкам ФЛ, спорткомплекса НТУУ «КПИ», техническое перевооружение Великой физической аудитории, оснащение учебных компьютерных лабораторий КБ «ИС», создание мультимедийных лабораторий дистанционного обучения для технических специальностей, техническое переоборудование зала заседаний Ученого совета, дооснащение Центра суперкомпьютерных вычислений. Сегодня суперкомпьютер НТУУ «КПИ» стал одним из самых мощных в Украине. Развиваются информационные ресурсы кафедр и факультетов для обеспечения учебного процесса и научных исследований, включая возможности доступа к ресурсам Центра суперкомпьютерных вычислений и Всемирного центра данных.
Продолжается внедрение информационных технологий в учебный процесс и в систему управления университетом. В 2009 г. планируется ввести в действие автоматизированную систему планирования учебного процесса, включая систему «Кадры» с персональными показателям преподавателей для определения их рейтинга. Важной задачей является обеспечение функционирования информационных сайтов кафедр и факультетов с обязательным созданием и сопровождением персональных сайтов преподавателей, с организацией обучения преподавателей по соответствующим программам в ИПО НТУУ «КПИ». Важным является выполнение пилотного проекта по дистанционному обучению по созданию банка дисциплин, электронных пособий, виртуальных лабораторий и т.п..
Решающими критериями оценки деятельности кафедр является уровень и их конкурентоспособность в подготовке магистров по современным требованиям, а также участие в системе повышения квалификации и переподготовки специалистов промышленности в сочетании с научными исследованиями, обучении иностранных студентов и подготовке кадров высшей квалификации.
По материалам доклада первого проректора Ю. И. Якименка на заседании Ученого совета НТУУ «КПИ»