Уже много лет сад Довженка, расположенный на территории Национальной киностудии, вместе с архитектурным ансамблем Киевского политехнического института и заводами, которые работают на этих территориях, является одним из символов Шулявки. Впрочем, не все знают, что было здесь до строительства киностудии. А место это в определенной степени историческое.
В течение многих десятилетий оно принадлежало военному ведомству - здесь раскинулись так называемые Сырецкие военные лагеря - то, что теперь военные называют полигоном. Точнее - это был плац на окраине лагеря, потому что простирался полигон вплоть Бабьего Яра и до хутора Нивки.
В 1906 году военные передали этот плац городу и на его территории был открыт ипподром Киевского поощрительного скакового общества, или, как его еще называли, - Сырецкое скаковое поле. Впрочем, на Скаковом поле можно было проводить не только конные соревнования. Оборудованное оно было и для занятий легкой атлетикой, футболом и гимнастикой. А чуть позже здесь впервые были продемонстрированы киевлянам полеты на аэроплане.
... В весенние дни 1910 г. Сергей Уточкин - известный во всей Российской империи вело- и мотогонщик, который стал авиатором - начал большое демонстрационное турне по городам страны, жители которых никогда не видели полетов на летательных аппаратах тяжелее воздуха. Первым в его программе был Киев. Поэтому 21 апреля на Скаковое поле, где должны были проходить полеты, начали сходиться зрители со всех концов города. Вскоре на ипподроме и вблизи него на Брест-Литовском шоссе (ныне - проспект Победы) собралась огромная толпа - почти пятьдесят тысяч киевлян хотели стать свидетелями невиданного доселе зрелища.
После первого полета Сергей Исаевич предложил подняться с ним в небо желающим из публики. Таких оказалось довольно много. Поскольку на "Фармане" Уточкина было только одно место для пассажира, летать пришлось по очереди. Погода в тот день, по воспоминаниям очевидцев, была с самого утра мрачной, поэтому и полеты были невысокими и недолгими. Но все равно все, кто тогда впервые поднялся в небо, чувствовали себя героями - почти такими же, как и Уточкин.
О своих впечатлениях от этих полетов много лет спустя в книге "Повесть о жизни" рассказал Константин Паустовский, который, как и большинство киевских гимназистов, тоже увлеченно наблюдал за ними. Правда раздел "Браво, Уточкин!" в издание не вошел, был найден в архиве писателя и напечатан только после его смерти.
Паустовский писал:
"Неуклюжая длинная коробка с оглушительным треском поднялась над забором и низко полетела, качаясь, вдоль спортивного поля. Извозчичьи лошади задрали головы и начали пятиться.
Коробка медленно приближалась, бензиновый чад стрелял из нее равномерными синеватыми оболочками. В коробке сидел, вытянув ноги в желтых тупоносых ботинках, огненно-рыжий человек в соломенном канотье - смелый русский авиатор Уточкин.
Увидев его, извозчичьи лошади сорвались и понесли ... А коробка - первый аэроплан - грузно пролетела над нами. Мы невольно пригнули головы. За коробкой мчались мальчишки, а за мальчишками бежали, придерживая шашки, потные городовые. Толпа кричала: "Браво, Уточкин!» - Бросала в воздух шапки, свистела и аплодировала ... ".
Демонстрационное турне Уточкина по городам Российской империи для многих детей и подростков стало тем событием, которое определило весь их дальнейший жизненный путь. Среди них - выдающиеся конструкторы авиационной и ракетной техники Сергей Королев, Николай Поликарпов, Павел Сухой и многие другие. А для выдающегося конструктора авиационных двигателей и академика (он, кстати, некоторое время учился в КПИ), а потом - пятнадцатилетнего ученика реального училища Александра Микулина отсчет его долгой и плодотворной жизни в авиации начался именно с того весеннего дня, когда Уточкин впервые смыл в киевское небо.
Тогда один из полетов едва не закончился трагедией: двигатель самолета остановился в воздухе и пилоту едва удалось посадить свой аппарат. Консилиум механиков быстро установил причину остановки - отказало магнето - магнитоэлектрический генератор тока для обеспечения возгорания рабочей смеси в двигателе. Саша Микулин, который внимательно прислушивался к разговору специалистов, решился предложить свое решение предотвращения подобным опасным неожиданностям: установить еще одно, резервное магнето с присоединенным к первому валом. Предложение было принято, и автор за свое изобретение получил первое в жизни авторское вознаграждение. Более того, Сергей Уточкин посылал киевскому реалисту по 10 рублей с каждого города, где демонстрировал свои полеты ...
А через месяц, 23 мая того же года, в небо над Шулявкой на самолете собственной конструкции поднялся еще один авиатор начинающий - экстраординарный профессор по кафедре строительного искусства Киевского политехнического института князь Александр Кудашев. Его летательный аппарат был первым сконструированным и построенным в России аэропланом с бензиновым двигателем. Двигатель этот, тридцатипятисильный "Анзани", был оснащен двулопастным винтом, который сделали студенты КПИ Игорь Сикорский (впоследствии - выдающийся конструктор самолетов и вертолетов) и Федор Былинкин (автор нескольких интересных по конструкциям аэропланов). Во время первого подъема в воздух руль аэроплана был поврежден, но после установки нового было совершено еще три полета ...
... Через четверть века на территории бывшего Сырецкого скаковой поля было сооружено корпуса и павильоны киностудии, которая теперь носит имя своего директора, выдающегося украинского кинорежиссера Александра Довженка. Лучшие фильмы студии известные теперь всему миру. Но не будем забывать и о более давней истории этого места - она тоже достойна нашего уважения.