"Рукописи не горят ..." - и таки иногда правда! .. Село Саварка на Богуславщине. Хижина, в которой в 20-е годы ХХ в. проживали учителя Мария Ищенко и супруги Чалых ... И вот в ноябре 2005г. на чердаке этой хижины сельский староста Александр Криворучко нашел мешок, полный бумаг, книг ... Пожелтевшие, обглоданные мышами листы тетрадей оказались конспектами учителей, которые работали в Саварской школе в те времена.
И среди них - рукописный учебник Михаила Кравчука!
М.П.Кравчук
геометрия для семилетних трудовых школ
1920
Совсем неизвестный и неопубликованный учебник! Во всяком случае нет его ни в одном списке научных и научно-методических работ М.Кравчука (имеем в виду хотя бы и недавно опубликованные в Киеве его работы: "Научно-популярные труды" (2000 г.), "Избранные математические труды" (2002 г.), "Развитие математических идей Михаила Кравчука" (2004 г.) и др..).
Михаил Филиппович Кравчук (1892-1942) - выдающийся украинский математик ХХ в., всемирно известный ученый, педагог, общественный деятель. Его научные труды по различным отраслям математики (высшей алгебры и математического анализа, теории вероятностей и математической статистики и т.д.) вошли в сокровищницу мировой науки. Многочлены Кравчука, моменты Кравчука, формулы Кравчука, осцилляторы Кравчука давно существуют на страницах научных исследований, а в 2001 г. благодаря поискам ученого И.Качановского (США) оказалось, что М.Кравчук стоял и у истоков изобретения первого в мире электронного компьютера !
В течении всей своей, к сожалению, короткой и драматической жизни (она прервалась в лагерях на Колыме), М.Кравчук успешно сочетал большое научное творчество с общественно-культурной работой, в частности - в области образования. Еще в 20-е годы он составляет ряд учебников, пособий, программ для средней школы, техникумов и вузов. Несколько позже составляет программы по курсу "Элементы высшей математики в приспособлении к сельскохозяйственным профшколам". Большую роль как пропедевтические курсы по высшей математике сыграли его труды "Введение в высшую математику" (1932), "Элементы теории детерминантов» (1933), "Избранные вопросы по основам анализа бесконечно малых" и еще некоторые другие.
И вот листаешь страницы найденной рукописи! .. Молодой талантливый математик уже в первые годы своей профессиональной деятельности не стоял в стороне проблемных вопросов общего образования. Он, уже преподает математику не только в средних школах (I, II украинских гимназиях, электротехнической школе и т.д.), но и в университете, в других институтах Киева, оказавшись из-за элементарного материального затруднения (которое переживала почти вся наша тогдашняя интеллигенция) в селе Саварка (1920-1921 гг.), болезненно чувствуя нехватку школьных пособий, взялся составлять этот учебник.
В вечерние и ночные часы он напряженно работает, чередуя научные исследования по вопросам высшей математики (теории переменных матриц, преобразований квадратичной формы, теории корреляции, интерполяции в теории функций действительного переменного и т.п.) с вопросами, как лучше подать элементарную математику для учеников 5-7 классов.
А его украинская математическая терминология! Он поистине проявил себя как талантливый математик-методист. Каждый абзац даже этого небольшого математического учебника обогащает математическую терминологию. И в наше время, когда идут споры по тем или иным математическим терминам, стоит обратиться хотя бы и к этой книге-рукописи (например его определения: відтинок, проста, довід, поперечник, кутомір, осередок кола, рівнобіжна, осередній, стична и много др. никак не найдут места на страницах современных математических учебников!).
Каждый раз убеждаешься, что Кравчуковый математический язык - добротный образец украинского научно-математического стиля. Пристальное и глубокое исследование, изучение трудов М. Кравчука и с языково-терминологической точки зрения и сегодня помогло бы для такого актуального дела, как дальнейшая разработка и совершенствование украинской математической терминологии.
Перечитываешь снова и снова эту рукопись ... Впечатляет, восхищает умение автора кратко, глубоко и одновременно просто и легко, живым языком подать курс геометрии в пределах семилетней школы.
Интересны также задачи и методы их решения, представленные в рукописи, что действительно требуют от ученика и гибкости рассуждения, и виртуозной работы мысли, упорства, настойчивости ...
Итак, научно-методические работы М.Кравчука еще и еще раз свидетельствуют о необходимости реформирования образования, в частности математического, в нашей стране (коренные изменения существующих программ, содержание учебников, пособий и т.д.).