Аксиома о том, что тот, кто владеет информацией, тот правит миром, в наше время актуальна как никогда. Информация становится самым ценным товаром, и владение им превращает обладателя информации у обладателя ситуации. Это не высокопарные конструкты, что каким-то образом должны подчеркнуть уникальность и значимость дела, а сегодняшняя действительность.
Если рассматривать информацию с точки зрения общественно значимой роли, ее мощного ресурса, то можно говорить, что она дает возможность адекватно реагировать и предусматривать различные процессы и события.
Социальный образовательный менеджмент базируется на новой парадигме управления, в основу которой берутся новые принципы и подходы. Один из основных факторов успеха в управлении высшим учебным заведением сегодня заключается в умении внедрять инновации и мобилизовать свои ресурсы на решение новых задач, стоящих в связи с реформированием системы образования. Инновационность становится фактором выживания, стойкости и перспективности вузов, позволяет продуктивно работать в непрерывно меняющейся внешней среде.
Особое значение для руководства вуза приобретает социальная ответственность как перед студенческим и преподавательским коллективом, так и перед обществом в целом. Это значит, что миссия университета, система его ценностей должны соответствовать общественным интересам. В связи с этим социальный аспект управления выходит на первый план.
Необходимо стремиться к коммуникациям, которые формируют обеспечения учебного процесса для всех студентов, преподавателей и сотрудников, четкого определения всех проблем и перспектив для достижения целей. Это достигается путем привлечения коллектива к совместной постановке целей и отработки решений, применением демократического стиля управления, построением эффективной обратной связи.
Социологические исследования наряду с другими средствами позволяют достаточно точно, глубоко и всесторонне проанализировать ситуацию в вузах, морально-психологический климат, общий стиль управления, нравственные ценности студенчества, уровень организационной культуры, отношения преподавателей и студентов, качество образовательных услуг. Их результаты являются своеобразным зеркалом, в котором четко отражаются и достигнутые успехи и имеющиеся недостатки. Более того, подобные исследования можно назвать одним из универсальных источников информации для руководства университета, они не только выявляют разного рода проблемы, освещая их, так сказать, изнутри, но и показывают действенные средства для их решения.
Типы социологической информации находятся в сложном взаимодействии, обусловленном взаимодействием теоретического и эмпирического уровней в социологии. Инструментальная информация содержит описание и объяснение различных конкретных проявлений общих закономерностей, сформулированных в концептуально-теоретической информации. Концептуально-теоретическая информация определяет логику и схемы, по которым формируются массивы инструментальной информации. Практика социального управления в сфере образования в большинстве случаев использует инструментальную социологическую информацию. Собственно для этого типа информации важно соответствие требованиям, предъявляемым управлением к социальной информации.
Очевидно, что для того, чтобы социологическая информация соответствовала информационным потребностям университетского управления, требуется длительный и направленный процесс организации этого канала информации, что ориентируется на постоянно обновляемые информационные технологии и новые тенденции развития сферы прикладных социологических исследований. В НТУУ "КПИ" система обеспечения социологической информации уже давно приобрела комплексный характер и осуществляется на постоянной основе.
Наш университет - это мир в мире. Мир со своими действующими лицами, своими надеждами и переживаниями, со своими процессами и событиями, со своими проблемами, в конце концов. Исследовать и познавать этот наш мир можно тоже по-разному. Уровень подготовки студентов проверяет преподаватель с помощью зачета или экзамена, статистический отдел исследует динамику различных количественных и качественных показателей нашего университета, а вот быструю и достоверную "фотографию" любого процесса или события, которое произошло или будет происходить в будущем в нашем университете, и то , как на это отреагирует наше "общество", можно получить с помощью такого специалиста, как социолог. В НТУУ "КПИ" социологическую составляющую обеспечения управленческой деятельности обеспечивает Научно-исследовательский центр прикладной социологии "Социоплюс", входящий в состав факультета социологии. Диапазон исследуемых проблем достаточно широк: от социально-политических предпочтений студентов к исследованию проблемы коррупции (кстати, самой масштабной в Украине) в университете. Однако, следует отметить, что социологические исследования - это процесс, залогом успеха которого является эффективное взаимодействие всех участников этого процесса (непосредственно исследовательской группы, заказчика (которым преимущественно выступает администрация университета / факультетов), респондентов (студентов, преподавателей, сотрудников) и понимание каждой из сторон важности и полезности той информации, которая в результате такого взаимодействия получается. Следует отметить, что проведение социологических исследований обеспечивает обратную связь между администрацией вуза и студентами НТУУ "КПИ". В университете уже стало традицией проводить социологический мониторинг актуальных проблем студенческой молодежи, что проживают в общежитиях, делать исследования ценностных ориентаций студенчества, определять мнение студентов по качеству образовательных услуг факультетами. Все эти и другие проблемы нашли свое отражение в соответствующих управленческих решениях руководства университета.
На наш взгляд, социологическая информация может быть максимально полезной и включенной в процесс подготовки управленческих решений в университете в случае, если выполняются два условия: во-первых, ВУЗ способен использовать социологическую информацию эффективно; во-вторых, имеющаяся информация является качественной и отвечает определенным требованиям, которые определяются нормами деятельности ВУЗа. В нашем университете оба условия выполняются в полной мере.
А.А.Мельниченко, директор НИЦ ПС "Социоплюс"