Вроцлав, третий после Варшавы и Кракова по размеру город в Польше стал польско-украинским. По данным переписи 2021 года, население Вроцлава составило 673 тысяч человек. Но если до февраля 2022 г. в нем проживало 100 тысяч украинцев, то сегодня уже 250 тысяч, то есть более одной трети его жителей! В процентном отношении больше гостей из Украины принял только город Жешув. В целом же количество жителей Польши за счет украинцев выросло в 2022 году с 37 до более 40 миллионов.
Помню, год назад, после 24 февраля, на вроцлавском главном железнодорожном вокзале в течение считанных часов был создан пункт приема беженцев. Часть залов и внутренний балкон самого большого по длине вокзала Польши были превращены в временное убежище, а на привокзальной площади появились палатки с горячей едой – ее даром давали всем, кто показывал украинский паспорт. В трех точках города волонтеры в огромных помещениях начали раздавать беженцам все необходимое, особенно одежду и продукты питания. В свободных помещениях студенческих общежитий, школ и больниц были организованы временные гостиницы. Все это стало действовать благодаря волонтерам, среди которых много было украинок, прибывших в город раньше. Когда польское правительство приняло нужные решения, украинские беженцы, прежде всего матери с детьми, получили и денежную поддержку.
Через год спустя во вроцлавских трамваях я часто слышу украинский язык, вижу украинский персонал в крупных магазинах. Организуются курсы польского языка (моя дочь, кстати, провела цикл из 12 занятий для группы женщин и их детей). Административную помощь оказывает украинцам созданное за месяц до начала полномасштабной войны Генеральное консульство Украины. В городе основан Центр украинской культуры и развития, который в прошлом году организовал более 600 мероприятий, в которых приняли участие 17 тысяч человек.
В государственных вузах Вроцлава учатся украинские студенты: во Вроцлавском университете – 532 студента, во Вроцлавской политехнике – 416, в Экономическом университете – 212, в Медицинском университете – 87. Они изучают прежде всего информатику, управление, экономику. Вроцлавские учреждения высшего образования сотрудничают с украинскими, особенно с львовскими.
В городском бизнесе появилось много украинских фирм. Есть магазины с украинскими товарами, например "Best Market" по ул. Шевской, "Бабушка" на Колонта, "Meat Projekt" на Пястовской, "Одесса Маркет" на Нововейской или "Украинский вкус" на Командорской (здесь я время от времени покупаю для внуков оригинальный киевский торт или конфеты киевского производства). Работают украинские рестораны и бары, например "Paloma" на Соляной площади, кафе "Добро&Добро" на Кузничей, "Пьяная вишня" на рынке (там можно даже продегустировать львовскую вишневую настойку), есть ресторан "Львов" с полюбившимися горожанам пельменями на Легницкой, "Казацкая хатка" на Энергетической, "Житомир Бар" на Заторской, "Izi Bistro" на Большой и "Три сестры" по ул. Жеромского. В этих заведениях можно встретить не только украинцев и поляков, но и многих туристов с Запада, которых все больше приезжает в наш древний город (в прошлом году Вроцлав посетили 5,8 млн гостей).
Украинский бизнес во Вроцлаве не забывает о своих обязанностях перед родиной. Владельцы торговых заведений финансируют гуманитарные грузы, которые еженедельно направляются в Украину. Посылают они то, что нужно внутри перемещенным лицам, которые находятся во Львове, но часть помощи едет также в прифронтовую зону Донбасса. Только Фонд UANITED, созданный трема украинскими парнями, с марта прошлого года переправил в Украину 900 тонн различных вещей (это около 80 крупных автомашин), в т.ч. много одежды, а недавно – и генераторы тока. Также в Украину доставлены палатки для Центров несокрушимости – это преимущественно заслуга вроцлавских общественных организаций.
Вроцлав – не единственный пункт на карте польской помощи Украине. Таких городов много. Не остаются в стороне волонтерской деятельности и выпускники КПИ. Об этом мы, между прочим, говорили на семинаре прошлого года во Вроцлаве, участие в котором принимал профессор Виктор Корж из КПИ. В этом году на семинаре в мае мы планируем подытожить нашу работу в этом направлении.
Прошлый военный год изменил нас. Лишил иллюзий, уменьшил доверчивость и беззаботность, но не преодолел нашей сердечности, приветливости, задушевности, сострадания, способности сопереживать и готовности поделиться иногда даже последним – это мнение украинского писателя Сергея Жадана я полностью разделяю.