Объединить активных педагогов, желающих развиваться, делиться достижениями и привносить новое в образовательный процесс – это было главной целью организаторов семинара "University for teachers" Seminars (UTS). В кратком изложении содержания лекций, прочитанных во время семинара, акцентируем внимание на том, что лекторам удалось изложить ряд креативных идей по поиску единого общего знаменателя – поддержать у современных учеников и участников мероприятия интерес к науке, желание рационально воспринимать окружающий мир, расширять собственный кругозор. Лекторы пытались сделать все от них зависящее для дальнейшей популяризации науки. Ведь именно ее развитие – одна из необходимых предпосылок для достижения многих тактических и стратегических целей, которые сейчас стоят перед нашей страной. А результаты научных исследований нужны как инструмент для решения многих возникших в условиях войны проблем.
Мероприятие проходило в течение последней недели октября и было посвящено 125-й годовщине Национального технического университета Украины "Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского". Участниками его стали учителя школ-партнеров университета. Как рассказала организатор преподавательского форума кандидат технических наук, старшая преподавательница кафедры общей физики и моделирования физических процессов физико-математического факультета Ольга Штофель, на базе этого факультета с привлечением специалистов по разным направлениям науки из родственных факультетов и институтов нашего университета в онлайн-формате прочитано десять лекций по математике, физике, астрофизике, истории науки, основам САПР.
Интересно: О.Штофель представила UTS как площадку для получения информации, обмена опытом и перспективами усовершенствования преподавания точных наук в современной средней школе. Обращаясь к участникам семинара, Ольга Александровна отметила, что недавно наш университет признан лучшим университетом в рейтинге uniRank, определяющим качество представления и степень популярности вузов в интернет-пространстве. КПИ им. Игоря Сикорского оказался на первой ступеньке в украинском сегменте рейтинга, то есть завоевал первенство среди 180 отечественных университетов. О. Штофель призвала участников семинара к дальнейшему сотрудничеству.
Собственную лекцию и видеопрезентацию Ольга Штофель посвятила интересным страницам из биографии украинского изобретателя греческого происхождения, создателя дуговой электросварки по способу "Электрогефест" Николая Бенардоса.
О выборе заведения для получения высшего образования после окончания средней школы, о возможных "барьерах" на протяжении первых университетских семестров – такова была тема лекции "Шаг до поступления – мое/не мое", которую прочитала инженер УН ФТИ, преподаватель информатики Политехнического лицея и руководитель секции "Кибербезопасность", лауреат престижной учительской премии Global Teacher Prize от 2023 года Людмила Булыгина. Она считает, что для создания атмосферы, в которой хочется учиться и усваивать новый материал, у педагогов много возможностей. Учитель, заинтересованный в дальнейшей судьбе своих учеников, должен помочь им раскрыть собственный потенциал, помочь им приобрести нужные навыки. И речь не только о подготовке к поступлению в университет. Не секрет, что за рекламным объявлением любого вуза типа "Ждем поступающих" должна стоять возможность ознакомиться со специальностью, которую после завершения обучения получит будущий выпускник. Предположим, все сложилось, как положено. Учеба на первом курсе, насыщенная студенческая жизнь, полная развлечений в свободное время… Л. Булыгина обращает внимание на то, что уже на первой сессии, иногда даже на втором курсе, студент может разочароваться в процессе обучения. Тесты, национальный мультипредметный тест (НМТ), экзамены вызывают стресс. Ясно, что ужас и откровенная паника являются противниками эффективности. И именно преподаватель во время бесед с будущими абитуриентами должен настроить их на усвоение методов самоуспокоения. "Узнаем, призывает лекторка аудиторию, – что является причиной переживаний студента, будем стараться не обострять ситуацию…"
Л. Булыгина стремится помочь мотивированным для поступления в вуз старшеклассникам сориентироваться на, как говорят военные, точное попадание в цель. И речь идет не только о своевременной подготовке необходимых документов, в частности, самостоятельно написанного мотивационного письма. Лектор советует заниматься по программе НМТ предыдущего года уже сегодня, ежедневно в течение одного часа. А еще уместно действовать по формуле "Мой шанс", которую разработала Л. Булыгина. И выполнить интересное домашнее задание ради самосовершенствования как личности, которую она озвучила в конце лекции. Без мечты, инициативы со стороны абитуриента, целенаправленной самостоятельной деятельности в научных кружках, коворкингах и т.п. желаемого результата не будет. За неимением газетной площади посоветуем заинтересованным читателям ознакомиться с опытом от Людмилы Викторовны, который размещен на сайте UTS: https://sites.google.com/view/universityforteachersseminars/головна/uts….
Лекция, которую прочитал астрофизик доктор физико-математических наук, научный сотрудник космической миссии OSIRIS-REx (NASA), доцент Харьковского национального университета имени В.Н.Каразина Алексей Голубов, была посвящена обсуждению последних астрономических открытий, теории появления черных дыр в космосе, динамике астероидов Он ознакомил слушателей с теорией внутреннего строения звезд и происходящими в них ядерными реакциями, со строением Галактики, природой движения малых тел в пределах Солнечной системы, гравитационных волн, подтверждающих существование черных дыр, и тому подобное. "Изучение одной из древнейших и интереснейших наук, – подчеркнул А. Голубов, – обещает "путешествия" во Вселенной. Изучение законов небесной механики – поскольку все космические тела движутся в соответствии с законом всемирного тяготения – невозможно без знакомства с открытиями известных в мире исследователей, внесших весомый вклад в освоение космоса и развитие астрофизики как науки”. Он назвал несколько фамилий иностранных ученых, среди которых немало лауреатов Нобелевской премии, оставивших после себя немало интересных работ, научно-популярных книг, посвященных описанию межзвездных приключений, где сочетаются фантастические сюжеты с актуальными открытиями в сфере астрофизики. Однако об одном интересном факте Алексей Голубов аудитории не рассказал из-за собственной скромности: в его честь в 2019 году назван астероид, полное название которого – 17700 Oleksiygolubov (1997 GM40). Диаметр небесного тела составляет 3,4 км.
Не менее интересна была лекция о математических софизмах, которую прочитала кандидат физико-математических наук, старший преподаватель кафедры математического анализа и теории вероятностей Татьяна Владимировна Маловичко. С античных времен математику считают наукой точной, что не терпит ошибок, требует ясности понятий и утверждений, ничего не воспринимает без доказательств, провозглашает красоту и величие логических соображений. И с этим не поспоришь. Однако Т. Маловичко на ярких математических примерах доказала, что именно софизмы (от греч. – хитрая выдумка, уловка) – формально кажущиеся правильными рассуждения на самом деле скрывают ошибку. Решение сложных математических "узлов" помогает развивать у учащихся логическое мышление. Это и есть одним из интересных заданий для настоящего учителя.
До конца собственной лекции, которая называлась "Что общего у радуги и ДИДа?", старший преподаватель кафедры общей физики и моделирования физических процессов Татьяна Григорьевна Чижская держала интригу. Значение аббревиатуры ДИД (дисперсия, интерференция, дифракция) она объяснила только после раскрытия секрета атмосферного явления, представляющего собой одну или несколько спектральных дуг (или кругов, если смотреть с воздуха), наблюдаемых на фоне облака, если она расположена против Солнца. Радуга как символ и физическое явление, игра красок на поверхности мыльного пузыря или, скажем, на поверхности масляной или бензиновой капли. Откуда все это? Именно от ДИД: дисперсия, интерференция, дифракция. Без этих световых явлений мы не смогли наблюдать за когерентными волнами. После лекции радуга для слушателей заиграла как-то по-другому? Возможно.
Кандидат технических наук, доцент кафедры сварочного производства (СП) УН ИМС им. Е.О. Патона Сергей Минаков прочитал лекцию, посвященную обзору творческой биографии основателя научной школы мостостроения и электросварки в Киевской политехнике, автору классических учебников по восстановлению искусственных сооружений Евгению Оскаровичу Патону, отдавшему не одно десятилетие своей долгой и плодотворной карьеры инженера и ученого во благо отечественной науки
Лекцией кандидата технических наук, старшего преподавателя кафедры СП УН ИМС им. Е.О. Патона Антона Минакова "О развитии систем САПР (систем автоматизированного проектирования)" следует заинтересоваться тем, кто изучает современное проектное программирование. Наука наукой, а как сделать проект самолета или, скажем, электровелосипеда с рамой из бамбука, создать сложную автомобильную деталь при использовании 3D-принтера? А.Минаков готов научить любого желающего.
Кандидат химических наук, доцент кафедры физической химии ХТФ Николай Евгеньевич Пономарев пытался предоставить полную картину механизмов органических реакций с точки зрения исследователя. Совершенно понятно, что о 100 млн соединений и миллиардах химических реакций в одной лекции не расскажешь. Тем не менее, лектор смог заинтересовать аудиторию не только традиционной формой преподавания химии в вузе, знакомством с достижениями отечественных ученых в этой сфере, но и показом интересного опыта с реагентами. В течение короткого времени он продемонстрировал течение реакции дегидробромирования 7-бромхолестеринбензоата, применяемого в фармацевтической промышленности при синтезе витамина D3. Контроль течения осуществлялся с помощью вердазильного метода, разработанного в 70-х годах прошлого столетия исследователями из КПИ Энгельсиной Пономаревой и Наталией Кулик под руководством известного ученого Генриха Дворка. Зрители и слушатели воочию увидели, какой интересной может быть химия как наука разнообразных превращений: изумрудно-зеленый индикатор трифенилвердазил взаимодействует с продуктом реакции и превращается в ярко-фиалковый трифенилвердазилий бромид, что позволяет измерять скорость реакции. "Вердазильный метод уникален в этом смысле, – отмечает Николай Пономарев, – что позволяет спектрофотомерически измерять скорости различных гетеролитических реакций в огромном диапазоне скоростей (изменение в 10 миллионов раз) в десятках различных органических растворителей".
Полезной для тех, кто интересуется историей науки и образования и биографиями известных ученых, стала лекция "Через тернии – к звездам (очерк о преподавателях математики КПИ им. Игоря Сикорского)", которую прочитала старшая преподавательница кафедры МФДУ, коуч с математики с многолетним опытом Татьяна Авдеева Ей удалось не только представить ряд ученых, внесших ощутимый вклад в развитие точной науки, но и обнародовать краткий очерк об истории кафедры математической физики и дифференциальных уравнений.
Удалось ли семинару UTS объединить активных педагогов, желающих развиваться, делиться достижениями и привносить новое в образовательный процесс? Время покажет.
«University for Teachers Seminars»
С 23 октября в КПИ им.Игоря Сикорского состоится «University for Teachers Seminars» – неделя семинаров для учителей школ-партнеров университета. Приглашаем заинтересованных лиц к участию.
ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ
Время* Тема Ответственный(ый) 23.10 12:30 UTS – место креативных мнений Ольга ШТОФЕЛЬ 24.10 12:30 Через тернии - к звездам (очерк о преподавателях математики КПИ им. Игоря Сикорского) Татьяна АВДЕЕВА 24.10 16:00 Современные проблемы строения Вселенной: поиск новых составляющих или обновление физических законов? Павел НАКАЗНЫЙ 25.10 12:30 Патон Евгений Оскарович - заведующий двумя кафедрами КПИ, выдающийся человек-преподаватель и ученый. Сергей МИНАКОВ 25.10 16:00 Механизмы органических реакций – что это такое, как и для чего изучаются. Достижения украинских учёных. Николай ПОНОМАРЕВ 26.10 12:30 Инструменты преподавателя для интеграции STEM в образовательный процесс. Анна САРЫБОГА 26.10 16:00 О развитии систем САПР (автоматизированного проектирования). Антон МИНАКОВ 27.10 10:00 Шаг к поступлению – мое/не мое. Людмила Булыгина 27.10 16:00 Математические софизмы. Татьяна МАЛОВИЧКО 28.10 12:30 Что общего у радуги и ДИДа? Татьяна ЧИЖСКАЯ 28.10 16:00 Последние астрономические открытия, черные дыры, игравшие волны Алексей ГОЛУБОВ Контактный телефон: 204-85-93
* В расписании возможны изменения