Научные чтения, посвященные 80-летию со дня рождения выдающегося украинского ученого и государственного деятеля, профессора КПИ Михаила Павловского (1942 – 2004), были первыми в Государственном политехническом музее имени Бориса Патона при КПИ им. Игоря Сикорского после начала полномасштабной войны, которую развязала Россия против Украины. Они стали символом восстановления полноценной жизни университета. Вообще слово "первый", наверное, должно проходить красной нитью сквозь рассказ о жизни, научных достижениях, общественной и политической деятельности М.А.Павловского. Ибо так уж сложилась его судьба, что он был первопроходцем во многих областях, которыми ему приходилось заниматься. Что касается этих Научных чтений, то на самом деле они должны были состояться в день его рождения 13 марта, но были проведены только 9 июня и, несмотря на войну, собрали в зале Административного совета университета много людей, которые когда-то работали с Михаилом Антоновичем или были его учениками.
Это была незаурядная личность, из редкого круга людей, которых иногда называют "людьми из эпохи Возрождения". Он обладал теми качествами, которые далеко не всегда сочетаются в одном человеке: настоящий талант и любознательность выдающегося ученого, отличный лидерский потенциал и искренняя любовь к Родине. Все это было умножено на огромное трудолюбие и трудоспособность – недаром он за не такие уж долгие годы жизни успел сделать вдвое, а может и втрое больше обычного образованного человека. Потому и удавалось ему все, к чему он только прилагал свой ум, руки и волю.
"В историю Украины и в историю Киевской политехники Михаил Антонович Павловский вошел как выдающийся ученый, инженер, учитель и наставник, пламенный борец за справедливость, политик и общественный деятель", - сказал, открывая Научные чтения, ректор университета академик НАН Украины Михаил Згуровский. – Он был чрезвычайно многогранной личностью и сконструировал свою жизнь так, что уверенно преуспевал во всех делах, которыми занимался!"
А в начале жизни ничто не предвещало, что когда-нибудь Михаил Павловский сможет стать одним из ведущих ученых и политиков Украины. Ведь родился он во время Второй мировой войны в очень бедной семье, проживавшей в селе Ружична возле города Проскурова. Теперь название этого города – Хмельницкий, а Ружична является его микрорайоном. Родители образования практически не имели – папа был совсем неграмотным и работал ездовым, мама окончила только один класс начальной школы и работала в колхозе "за галочки". Кроме него, в семье были еще дети, и всех их приучали к труду на земле и у скота. А Миша очень хотел учиться. Даже в школу пошел не в восемь или семь лет, как в то время было принято, а в шесть. Правда, сначала отправился туда не за знаниями. Вспоминал в одном из интервью: "…Мне шестилетнему сосед-болтун сказал, что там такие тапочки дают, в которых можно через дом перепрыгнуть. Так я и пошел за ними, не зная букв, не умея считать. Меня посадили за последнюю парту : "Если через месяц догонишь, так будешь учиться". Догнал".
В школе сразу разглядели его способности и желание учиться и оставили. Учеба ему давалась легко несмотря на то, что и от работы по хозяйству никто не увольнял. Да еще и в колхозе подрабатывал – то на свекле, то помощником комбайнера, то грузчиком. Но если другие дети пытались иногда убежать из школы, он иногда убегал к ней из дома. Особенно полюбил точные науки. Школу окончил блестяще и стал первым в своей деревне медалистом. А еще был первым в нескольких видах спорта и даже чемпионом области по вольной борьбе.
Конечно, в семье решили, что Михаил пойдет дальше учиться. Он избрал Киевский политехнический институт. Вступительные экзамены сдал на все пятерки (в 1958 году медалисты поступали на общих основаниях) и в шестнадцать лет стал студентом механического факультета (теперь – Учебно-научный механико-машиностроительный институт). В 1959 году на этом факультете в ответ на потребности промышленности приступили к подготовке инженеров-приборостроителей, а в 1962-м из него был выделен отдельный приборостроительный факультет. Среди студентов, перешедших на новую специализацию, был и Михаил Павловский, поэтому заканчивал он уже приборостроительный.
Учился с азартом – было интересно. Тем более что среди его учителей были такие известные ученые и педагоги, как профессор, позже академик АН УССР Николай Кильчевский (теоретическая механика), автор классического учебника по аэродинамике профессор Арташес Мхитарян, выдающийся специалист в области инерциальной навигации профессор Михаил Захарин (системы управления движущимися объектами) и другие. После окончания института с отличием Михаил Павловский – снова первый. Теперь уже первый аспирант кафедры гироскопических приборов и устройств.
Диссертацию по теме "Влияние инструментальных погрешностей на динамику гироскопических приборов, используемых в системах управления движущимися объектами" Павловский подготовил за два года. Успешная защита в 1967 году – и вот он уже самый молодой на кафедре кандидат наук, сначала ассистент, а впоследствии и доцент. Диссертация же стала основой его первой монографии. Впоследствии их будет много: при своей жизни Михаил Антонович написал 24 монографии и учебники, а всего 450 научных работ не только по техническим проблемам, но и по экономике. Добавим, что он являлся и автором 80 изобретений. При этом, как рассказал участникам чтений его коллега, ветеран приборостроительного факультета, кандидат технических наук Владислав Мелешко, еще очень много внимания уделял своим студентам и воспитал целый ряд серьезных ученых и специалистов, многие из которых впоследствии реализовали свой потенциал в стенах КПИ. Достаточно сказать, что среди его питомцев – 12 докторов и 50 кандидатов наук.
В 1976 году Михаил Павловский защитил докторскую диссертацию, тема которой была связана с изучением виброустойчивости командно-измерительных приборов торпедного оружия. Он снова стал первым – первым в Украине доктором наук в области гироскопических приборов и навигационных систем. Уже в следующем году учёный возглавил кафедру теоретической механики, на которой проработал до начала девяностых годов прошлого века.
С его появлением в работе кафедры появилось новое научное направление – прикладная теория гироскопов и нелинейных колебаний и родилась новая научная школа "Гироскопы и навигационные системы". А сам он, как рассказал на научных чтениях его бывший студент, ученик и младший коллега, профессор Института аэрокосмических технологий КПИ профессор Александр Збруцкий, спустя несколько лет подготовил и издал первый в мире отраслевой учебник по теории гироскопов. Этот и другие учебники и учебные пособия Павловского и особенно "Теоретическая механика", над которым он работал до последних дней своей жизни, стали классическими и до сих пор остаются базовыми при подготовке инженеров-приборостроителей. Кстати, тираж двухтомника "Теоретическая механика", вышедший в издательстве "Техника" 2002 года, для книг по техническим дисциплинам, да еще и изданных в начале 2000-х годов, был рекордным - 10 тысяч экземпляров! А еще были многочисленные монографии, посвященные решению проблем создания новых гироскопических приборов и навигационных комплексов, разработке теоретических основ построения приборов и систем управления нового поколения для ракетно-космической, авиационной и морской техники, основанных на использовании новых для инерциальной навигации физических принципов и т.п. . К тому же, все эти работы не были сугубо теоретическими. "Научные достижения Михаила Антоновича не завершались только построением теорий. Все они внедрялись в производство. И многие из них применяются и поныне", – подчеркнул в своем выступлении Александр Збруцкий.
Более того, новые приборы и системы создавались под руководством и при непосредственном участии М.А.Павловского именно для того, чтобы удовлетворить самые неотложные потребности страны. Яркий пример таких систем – линейка автоматизированных и дистанционно управляемых наземных мобильных роботизированных комплексов для проведения работ по радиоактивным материалам, которые при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС выполняли уникальные работы в зоне четвертого блока. А еще под руководством и опять-таки при непосредственном участии Михаила Павловского было разработано уникальное оборудование для наземных испытаний ракетно-космического комплекса "Энергия-Буран".
Исследовательская и конструкторская деятельность возглавляемых Михаилом Павловским групп ученых и инженеров естественным образом привела его к осознанию необходимости создания в структуре КПИ специализированного научно-исследовательского подразделения по соответствующей тематике. Поэтому он, заручившись поддержкой руководства университета (точнее, тогда еще института), стал поднимать этот вопрос на всех уровнях и, в конце концов, он был решен. Так в 1989 году родился Межотраслевой научно-исследовательский институт проблем механики "Ритм" (теперь – Межотраслевой учебно-научный центр "Ритм"), быстро выросший в мощный центр фундаментальных и прикладных исследований в области прикладной механики и создания современной техники для инерциальной навигации и автономного управления движением объектов авиационно-космической, ракетной и морской техники; разработки дистанционно управляемых комплексов и роботов для выполнения работ в опасных для жизни и здоровья человека условиях; разработки информационных систем и технологий в отраслях контроля товарно-денежного обращения и предотвращения финансовых злоупотреблений и т.д.
Следует добавить, что одновременно с решением о создании института было принято и решение о сооружении для него собственного корпуса (теперь это корпус №28, в котором расположен Учебно-научный институт аэрокосмических технологий). Те, кто работал в те годы, знают, что это граничило с чудом. И еще большим чудом было быстрое сооружение этого здания, настоящим локомотивом которого выступил Михаил Павловский, а "Ритм" стал первым НИИ (опять первым!) в составе КПИ, остальные по его примеру были созданы позже. В 1993 году Михаил Павловский стал одним из инициаторов создания в КПИ факультета авиационных и космических систем, который он возглавлял до 2000 года. Параллельно с 1995 года он являлся и главным конструктором безплатформенных систем инерциальной навигации Министерства машиностроения, военно-промышленного комплекса и конверсии Украины.
Всюду успевать помогала чрезвычайная организованность и преданность делу. Рабочий день его начинался слишком рано, а заканчивался очень поздно. Его сын, Андрей Михайлович, вспоминал на чтениях о своем детстве: "Ложась спать, спрашиваю маму, где отец. "А он еще не пришел с работы", – отвечает. Просыпаешься утром, где отец? А он уже уехал на работу…"
Откуда черпал силы на эту постоянную напряженную и многоплановую деятельность? Наверное, в воспоминаниях детства и на примере родителей, в семье, в преданности делу. А еще – в спорте. Очень любил волейбол и много лет играл в университетской команде ветеранов. Об этом его увлечении рассказал участникам Научных чтений его товарищ по команде профессор УН ИАТЭ Михаил Абдулин. Рассказать было о чем, ведь и в этой области Павловский преподавался полностью, так что даже ездил с командой на товарищеские матчи в другие города и страны.
В начале девяностых годов ХХ века Михаил Павловский ушел в политику. Или скорее сразу погрузился в нее с головой, потому что искал не личной выгоды и, тем более, не карьерных возможностей – болела душа за то, что происходит в национальной экономике, в науке и образовании. И, конечно, не мог безразлично наблюдать за тем, как стремительно обнищают простые люди, связи с которыми никогда не терял. И люди ему доверяли. Поэтому трижды выбирали его в Верховную Раду Украины (в 1994, 1998 и 2002 годах). Причем дважды становился депутатом-мажоритарщиком от округа, расположенного на его "малой родине". До первого избрания народным депутатом Михаил Павловский в 1992 году некоторое время поработал министром промышленности Украины, но не найдя в Правительстве поддержки ряда своих идей по спасению и развитию реального сектора национальной экономики, ушел в отставку. В Верховной Раде занимал должности главы Комитета по вопросам ядерной политики и ядерной безопасности, в следующем созыве – главы подкомитета по вопросам организации работы ВР Украины, возглавлял межпарламентскую группу "Украина-Китай". Работал очень активно, подготовил ряд важных для государства законопроектов, выступал с трибуны парламента по самым важным экономическим вопросам, регулярно встречался с избирателями и помогал им решать подчас очень острые проблемы.
Как рассказал Андрей Павловский, вопросами экономики как ученый его отец начал заниматься в почти 55 лет. К тому времени он уже накопил достаточный багаж идей и теоретических концепций в этой сфере. В 1996 году издал книгу "Путь Украины" с красноречивым подзаголовком "Путь влево, путь вправо – ложный путь…" А в 1997 году подготовил и защитил докторскую диссертацию "Социально-экономические преобразования переходной экономики Украины" – первую (опять первую!) в Украине диссертацию по этой теме. Почти одновременно вышла и его книга "Общество и экономика переходного периода. Путь Украины", впоследствии - "Идеология прогрессивных реформ для Украины" (1998), "Макроэкономика переходного периода. Украинский контекст" (1999), "Стратегия развития общества: Украина и мир (экономика, политология, социология)" (2001). Последним стал сборник публицистических трудов "Живу тобой, Украина", который вышел в 2003 году незадолго до смерти М.А.Павловского. Именно он первым сформулировал и доказал теорему о либерализации для геоэкономики, ввел в научное обращение понятие "устойчивость экономической системы", вывел законы развития и деградации рынка, сформулировал условия и получил аналитическую формулу экономического роста и роста благосостояния населения.
Рассказывая о Михаиле Павловском, следовало бы еще и затронуть некоторые аспекты его общественной деятельности. Но каждый из них нуждается в отдельной странице, потому что он все делал очень тщательно и всегда достигал значительных результатов. Поэтому дадим только список его общественных должностей и достижений. Итак, Михаил Антонович Павловский возглавлял консультативный совет Конгресса национально-демократических сил по вопросам создания государства, был одним из инициаторов создания Академии технологических наук Украины и ее действительным членом, академиком Академии экономической кибернетики Украины, Международной академии по навигации и управлению движимыми объектами Академии.
За научные достижения Михаила Павловского было удостоено многочисленных престижных премий и наград. Он был заслуженным деятелем науки и техники Украины, лауреатом Государственной премии УССР (1980), Государственной премии СССР (1986) и Государственной премии Украины в области науки и техники (1992). Был награжден орденом "Знак почета", грамотой Верховной Рады Украины, имел звание "Почетный профессор НТУУ "КПИ".
Студентов и преподавателей УН ИАТ сегодня встречает мемориальная доска М.А.Павловскому на фасаде корпуса №28, в институте открыта аудитория его имени. В микрорайоне Ружична города Хмельницкий есть школа, которой также присвоено его имя – это школа, которую он когда-то окончил. В ней в 2004 году открыт и его музей. Но и сегодня нет в Киеве улицы Михаила Павловского. Так, как говорили после окончания слушаний их участники, пора обратиться в Киевский городской совет с предложением назвать в его честь одну из столичных улиц. Тем более что ныне город очищается от названий, связанных с Россией и ее имперскими амбициями…
Подробнее о жизненном пути, научной и политической деятельности Михаила Антоновича Павловского можно будет узнать из материалов чтений, которые, как сообщил модератор этого мероприятия, ученый секретарь КПИ академик НАН Украины Михаил Ильченко, что будет опубликовано в очередном томе издания "Выдающиеся конструкторы Украины", подготовкой которого традиционно занимается Государственный политехнический музей Украины имени Б.Е.Патона.