Нормативная база университета как залог качества образовательного процесса

С введением новой процедуры аккредитации образовательных программ, по которым осуществляется подготовка соискателей высшего образования, особую актуальность приобретают вопросы создания качественной и эффективной системы нормативных документов, являющихся основанием для урегулирования всех аспектов деятельности современного университета. Такие документы уже не рассматриваются как "бюрократические бумажки", составленные "для галочки", а являются реальным инструментом, на который опираются гаранты и группы обеспечения образовательных программ. Дополнительным вызовом стала пандемия, которая обусловила значительные изменения в организации образовательного процесса в КПИ им. Игоря Сикорского.

Досконально разбирается в "нормативке" начальник отдела воспитательной работы ДНВР, а по месту основной работы и зову души - преподаватель, доцент кафедры электронных устройств и систем, кандидат технических наук Татьяна Хижняк. Именно она в составе рабочей группы коллег-единомышленников Ольги Демиденко (начальник отдела академической мобильности, заместитель декана факультета лингвистики), Александра Семинского (доцент ИХФ), Татьяны Желясковой (начальник учебно-методического отдела) непосредственно причастна к разработке большинства действующих нормативных документов КПИ им. Игоря Сикорского.

Татьяна Хижняк готова делиться своим опытом. Она убеждена, что только в диалоге и тесном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса - студентами, преподавателями, выпускниками, представителями работодателей и академического сообщества - выкристаллизовывается качество высшего образования. И это вполне соответствует тенденциям современности, ведь учет позиций и потребностей всех вовлеченных в образовательный процесс, реализация студентоцентрованого подхода являются основными ценностями европейской системы высшего образования.

Это также входит в систему критериев оценки, осуществляемой Национальным агентством по обеспечению качества высшего образования во время аккредитационной экспертизы образовательных программ, которую успешно прошли уже 15 программ нашего университета. Еще 27 программ готовится к экспертизе в текущем учебном году.

"Во время первых аккредитаций по новой процедуре, - вспоминает Татьяна Андреевна, - мы почувствовали, насколько важно иметь качественно подготовленную документальную базу, а также увидели, какие пробелы надо немедленно заполнять". Слаженная команда ДНВР принялась за работу. Здесь пригодились креативность, коллективный труд, мозговой штурм, дискуссии, обсуждения, согласование мнений и имеющийся опыт в различных сферах. В результате этой многомесячной кропотливой работы - на сегодняшний день имеем четкую, структурированную, юридически урегулированную (благодаря сотрудничеству с начальником юридического отдела Вячеславом Прямициным и его коллегами) нормативную базу.

Татьяна Андреевна говорит: "Ответом на новые вызовы стало обновление Положения об организации образовательного процесса в КПИ им. Игоря Сикорского strong> и его структурных составляющих в форме отдельных положений, регламентирующих различные конкретные аспекты обучения и образовательного процесса в целом.

Положение о признании в КПИ им. Игоря Сикорского результатов предварительного обучения - документ, в котором мы попытались учесть все возможные ситуации, когда возникает необходимость признания полученных результатов обучения, и прописать шаги реализации признания для каждой из них. Почему это актуально для студентов, кафедр и университета в целом? Потому что одним из требований успешного прохождения аккредитации является наличие у студентов возможности формирования индивидуальной траектории обучения, чему существенно способствует наличие четкого алгоритма признания результатов предыдущего обучения в других учебных заведениях, во время участия в программах академической мобильности и тому подобное.

Детальное изложение процедурных вопросов участия студентов и сотрудников университета в программах академической мобильности доступно в обновленной версии Положения об академической мобильности и в новом Положении о программах двойного диплома (которые планируем еще обновить с учетом рекомендаций Центра международного образования с целью более широкого привлечения иностранных студентов к участию в программах входящей мобильности).

Откликом на современные тенденции широкого привлечения к образовательному процессу лиц с особыми образовательными потребностями стало Положение об организации инклюзивного обучения.

Изменения нормативной базы государства нашли отклик в обновленном Положении об отчислении, прерывании обучения, переводе и обновлении соискателей высшего образования , которое также помогает формировать индивидуальную образовательную траекторию, учитывать особые ситуации в жизни студентов, понимать последствия недостаточно внимательного отношения к обучению и ряд других важных вопросов.

Развитием возможностей студентов на получение качественного и разностороннего образования стало Положение о предоставлении дополнительных образовательных услуг соискателям высшего образования , регламентирующее вопросы повторного изучения определенных дисциплин, а также освоения дисциплин из других образовательных программ.

Учитывая, что университет - это целый мир, где много разных участников со своими мыслями, эмоциями, характерами, конечно, могут возникать ситуации, которые приводят к более или менее глобальным конфликтам. Итак, логичной стала разработка Положения об урегулировании конфликтов, Положения о Комиссии по решению конфликтных ситуаций strong> - все эти документы имеют целью объяснить студентам и работникам, какие ситуации могут рассматриваться как конфликтные, куда идти и к кому обращаться в той или иной ситуации. p>

При участии нашей команды также разрабатывалось Положение о текущем, календарном и семестровом контроле результатов обучения , которое четко раскрывает процедурные вопросы самоконтроля студентами своего обучения, контроля его со стороны преподавателей, все нюансы и особенности конкретных видов контролей, которые есть в университете".

От имени гарантов образовательных программ университета выражаю искреннюю благодарность Татьяне Андреевне и ее коллегам, поскольку прекрасно понимаю, насколько огромный неутомимый труд был ими выполнен, и насколько это важно для правильной организации образовательного процесса. Желаю дальнейших больших свершений в профессиональном и личностном росте!

Юлия Ямненко, зав. кафедры ЭПС, гарант образовательной программы PhD " Электроника ",
эксперт Национального агентства по обеспечению качества высшего образования