Поддержит ли государство индустрию инжиниринга?

В Верховной Раде Украины под номером 3799 зарегистрировано законопроект с длинным и не очень понятным для рядового избирателя названием «Проект Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей налогообложения субъектов индустрии инжиниринга и инженерного дела». Далее все будет происходить в соответствии с процедурами, выписанными в регламенте, вплоть до внесения проекта закона в повестку дня сессии и рассмотрения его народными депутатами. Казалось бы, обычный законопроект, а от других отличается разве тем, что готовили его двадцать народных избранников из нескольких фракций и депутатских групп.

Но на самом деле на четырех с половиной страницах документа написано о вещах, которые, в случае принятия этого нормативно-правового акта, смогут дать дополнительный импульс для развития национального инновационного бизнеса. Об этом четко написано в Пояснительной записке: «Украина должна увеличить экспорт украинских услуг за счет развития сферы инженерных и инжиниринговых услуг при условии изменения нормативной базы и проявления заинтересованности государства в развитии этого рынка».

Сущность новаций можно объяснить несколькими строками. Специалистам в области инжиниринга и инженерного дела, то есть специалистам, которые работают в инжиниринговых компаниях, предлагается, во-первых, снизить ставку налога на доходы физических лиц вдвое - с 18% до 9% и, во-вторых, ставку единого социального взноса уменьшить более чем в четыре раза - с 22% до 5%. Налогообложение по следующей шкале для этих категорий наемных квалифицированных работников должен действовать до 1 января 2025 года.

Один из авторов законопроекта народный депутат Андрей Николаенко на своей странице в Фейсбук объясняет, что подобные меры налогового стимулирования деятельности компаний, работающих в сфере разработки и продвижения инновационных технологий, введен во многих государствах: «Так делают все страны, заинтересованные в развитии инноваций и увеличении экспорта наукоемкой продукции. Украинские инженеры должны плодотворно работать по специальности в Украине, а не искать лучшей судьбы за рубежом».

Очень важно то, что этот законопроект посвящен не просто поддержке инженерной деятельности как таковой, а стимулированию той ее части, которая неразрывно связана с использованием новых знаний и созданием инновационных технических решений.

«Сотрудничество с инжиниринговыми структурами является очень выгодным для высокотехнологичных промышленных предприятий, поскольку это дает им возможность не содержать собственные большие конструкторские бюро и некоторые другие подразделения, а заказывать те или иные работы инжиниринговым фирмам, которые выполняют их в качестве субподрядчиков. Это распространенная практика в мире, - рассказывает директор Механико-машиностроительного института КПИ им. Игоря Сикорского член-корреспондент НАН Украины Николай Бобырь. - Есть такие компании и в Украине, причем с некоторыми мы активно сотрудничаем. Ярким примером является компания «Прогрестех-Украина», специализирующаяся на выполнении заказов авиационных предприятий, причем основным их партнером и заказчиком является корпорация «Boeing». Кстати, совместно с компанией «Прогрестех-Украина» и Конструкторским центром «Boeing Украины» в нашем институте даже создано два совместных научно-образовательных центра, выпускники которых, в основном, идут на работу именно в эти структуры. Это очень важно как для этих компаний, так и для нашей страны: компании получают квалифицированных сотрудников, а подготовленные по современным стандартам инженеры остаются в Украине. Если же будет принят этот закон, то и зарплата этих специалистов возрастет, что также будет создавать для наших студентов дополнительную мотивацию для обучения ».

В проекте четко определены признаки «субъекта индустрии инжиниринга и инженерного дела», который будет подпадать под действие этого закона. Главными из них являются следующие: не менее 70 процентов доходов от всех видов экономической деятельности такого субъекта должно поступать от осуществления видов экономической деятельности, которые относятся к индустрии инжиниринга и инженерного дела; наличие сотрудников-профессионалов в области инженерного дела в количестве не менее 100 человек и тому подобное. Кроме того, здесь также дан перечень видов экономической деятельности, которые дают право на применение к работникам компании предусмотренных законопроектом особенностей налогообложения.

«Что касается нынешней системы налогообложения инженерного труда в Украине, то она приводит к тому, что порой высококвалифицированные специалисты, чтобы получить более-менее приличную зарплату, даже в высокотехнологичных отраслях вынуждены соглашаться на работу без соглашений и любого оформления», - замечает директор Института аэрокосмических технологий КПИ им. Игоря Сикорского профессор Иван Коробко. Но, по его мнению, решение об уменьшении ставок налогообложения доходов специалистов, занятых в индустрии инжиниринга, должно быть только первым шагом в направлении обеспечения правовой поддержки отечественных высокотехнологичных производств. При этом он выражает определенные сомнения относительно одного из признаков субъекта индустрии инжиниринга и инженерного дела, определенного законопроектом. «Одним из подводных камней проекта является то, что его действие распространяется только на те компании, которые насчитывают не менее 100 сотрудников-профессионалов. То есть, если в компании меньше таких специалистов, ее работники рассчитывать на благосклонность государства не смогут. Это, на мой взгляд, не совсем правильно, ведь лишает права на льготы небольшие коллективы, которые иногда имеют очень хороший инновационный потенциал для решения сложных инженерных проблем, - говорит Иван Коробко. - Как показывает практика, такие коллективы есть в инженерном плане достаточно мобильными и могут быть способными на очень интересные инновационные решения. Поэтому над этим законопроектом еще стоит поработать. Однако, в любом случае, он может стать одним из кирпичиков в создании надежной системы поддержки отечественных инженеров и технических отраслей в целом ». И, добавим, повышения престижности инженерного труда и создания дополнительной мотивации для тех молодых людей, которые хотели бы посвятить свою жизнь научно-техническому творчеству.

Поэтому хотелось бы, чтобы ответ на вынесенный в заголовок вопрос был утвердительным ...