Мелодия "Марша КПИ" знакомая каждому киевскому политехнику. Впрочем далеко не все знают фамилию его автора. Жаль, потому что Владимир Дмитриевич Чубинский, который написал музыку и слова этого торжественного произведения, также когда-то учился в КПИ, и стал не только инженером-педагогом, но и композитором и поэтом. Собственно, именно песня была его настоящей судьбой. К сожалению, из-за трагических обстоятельствах жизни Владимира Чубинского, его имя не стало широко известным, хотя для этого были все основания. 1 декабря ему исполнилось бы 90 лет ...
Каждый раз, когда прихожу в КПИ, стараюсь оказаться у главного корпуса поближе к мгновению, когда минутная стрелка часов над входом завершит очередной круг и они сыграют любимую мне с юности мелодию. Здесь начиналось мое студенчество, мой Киев и моя взрослая биография. И оживают незабываемые воспоминания ...
Пытаюсь представить чувства, которые будоражили в далеком 1948 году пылкого юношу Володю Чубинского, что приехал сюда из Кривого Рога поступать на инженерно-педагогический факультет. Как, наверное, просветленно воспринимал он вообще то мрачные в то время корпуса института! Надежды на лучшее будущее перевешивали драматизм жизненного опыта 18-летнего парня, который родился недалеко от Киева - в Гостомеле в семье педагогов. Род Чубинских и Вишневских происходил из Борисполя. Однако Екатерина Чубинская и Дмитрий Вишневский вынуждены были "путешествовать"по Киевщине, часто меняя место работы. Причиной было "дворянское происхождение" внуки знаменитого Павла Чубинского, которого за песню "Ще не вмерла Украина ни слава, ни воля ... " считали своим врагом и царизм, и сталинская карательная система. Поэтому, вынужденно расставшись с мужем, чтобы не подвергать его опасности, Екатерина Павловна выезжает с 4-летним Володей в Ташкент. Дальше - аскетическое детство в среде без Украины, тяжелые годы войны. 1944 г. - переезд в Кривой Рог, где мать преподает в пединституте, сын заканчивает школьный курс. Очень целеустремленный, деятельный, также работает в столярной мастерской, на восстановлении разрушенных зданий города. Поет в хоре пединститута, овладел гитару. И незримо рядом с ним присутствует еще ни разу не слыханая крамольная песня ...
И вот Киев. Будни напряженной учебы, познание такого разного - яркого и жестокого мира, пробуждение творчества. Вот строки из "втобиографии" Чубинского
"Свет в моей судьбе приносили песня, музыка. На первом курсе я стал участником хоровой капеллы и остался преданным ей на всю жизнь. Сколько неповторимых минут выпало мне, я благодарен за ту радость творчества, которую она мне подарила - в пусть и примитивных, но своих стихах и песнях ..."
В шумном многоголосом коллективе, в котором хватало своих авторитетов, бывших фронтовиков, Владимир становится лидером, инициатором интересных дел. Его песни уже знают, поют. А наибольшую популярность приобрел написанный 23-летним студентом "Марш КПИ", что до настоящего времени служит визитной карточкой вуза.
Когда в шестидесятые годы я впервые увидел уже преподавателя Житомирского филиала КПИ Владимира Чубинского в окружении очарованных им юных хористов капеллы КПИ, был он зажигательный и оптимистичен. Составлял молодежи, светлые песни, которые охотно пели все. Кумирами чьей-то молодости были Высоцкий, Визбор, Цой, а у нас был он - Чуб. Почти каждый раз, отправляясь с гитарой на песенные прогулки по городу, мы начинали с "Поёт гитара".
Однако оставался всего шаг до его длительной жизненной трагедии. Активен в общественной жизни, непримиримый к неправде и несправедливости - он не мог не напороться на жестокие реалии лицемерного общества. Владимир, как мог, скрывал от нас свои проблемы, оставался заводилой капельных праздников. Рядом с песнями, которые подхватывали все, были и такие, которые пел только он - столько пламенной экспрессии в них вложить не мог никто. До поры до времени мы не догадывались о подтексте некоторых из них, как, например, "Я и море"
В море песнепений талантливого народа трудно удержаться на плаву новым произведениям, которые могут не услышать вообще. Однако романс Чубинского "Не спрашивай" длительное время, пока еще пели любители на сценах, люди на улицах, в кругу застолья, ходил между людьми - и даже иногда приходилось спасать его от желающих отредактировать-аранжировать, а то и присвоить.
Петь дуэтом или трио с самым Чубом становилось памятным событием, хотя для этого не надо было прилагать какие-то усилия. Он приходил в студенческое общежитие или квартиру и, увидев на стене или в углу гитару, хватал ее, вытирал, если надо, с нее пыль, соответственно комментируя эти действия. Затем говорил: "Сегодня разучим романс". Напевал мелодию, слова записывать не позволял - все усваивалось одновременно. И вот через надцать минут все увереннее звучал дуэт, при наличии магнитофона его записывали, оставляя драгоценную память. Сколько таких записей до сих пор хранится в семьях капелистов! С немалого количества спетого с Владимиром ближе всего к сердцу и сейчас прикладываю его лирический шедевр "Карелия", привезенный им с Карельского перешейка.
Однако лирических произведений становилось все меньше, все больше трагических мотивов звучало в песнях, которые не пел никто, кроме него. Это был крик его сболевшей души. Это было его лекарство от полученных в неравном противостоянии с Системой ран. Это - его песни судьбыі. Одна с них – песня-метафора "Крутые тропы".
1987-го Владимир Чубинский после Днепропетровской спецпсихушки, куда попал "за клевету на существующий социалистический строй", сорвался со своей "крутой тропинки" - собственной волей ушел из жизни. Нашел бы ли он место в новых реалиях, если бы дотерпел до 1991-го? Трудно сказать, стала бы жизнь благоприятной для тех, кто горели, жили по незыблемым правилам высокой морали? ..
Сужается круг знавших Поэта, тех что приобретали рядом с ним - каждый по-своему - науки Жизни. Мы были разными в молодости, в значительной мере разбрелись сейчас. И объединяют нас, как и Гимн Украины на слова его знаменитого предка, тоже разные воспоминания о Человеке, что осенил своим светом нашу юность, и его взлелеянные сердцем песни ...
МАРШ КПИ
Музыка и текст Владимира Чубинского
Редакция 2017 года группы ветеранов капеллы
Пісня студентська у небо злітає,
чує уся Україна її,
бо голоси наші в співі єднає
славне ім'я – КПІ.
ПРИПЕВ:
Ми йдемо – ясна блакить над головою,
всі шляхи для нас відкриті у житті.
Ми пишаємось тобою,
славетний, гордий КПІ!
Роки навчання промчать неповторні,
вийдуть у світ вихованці твої.
Буднів натхнення й окрилену творчість
ти нам даєш, КПІ.
ПРИПЕВ.
Юність нестримну і зрілі сивини
ти поєднав у великій сім'ї.
Ми – політехніків дружна родина,
Діти твої, КПІ!
ПРИПЕВ.