В каждом украинском городе, поселке и селе в середине прошлого века появились скорбные памятники погибшим в войне 1941-45 гг .: военным и мирным жителям, которых убили фашисты. И увековечения тех скорбных событий происходит и в наше время. Путешествуя по Украине, раз за разом убеждаюсь, как много неизвестных страниц в ее истории, о которых нет достоверной информации, и живых свидетелей становится все меньше.
О горюнах. С конца XVI в. на Севере (ныне Сумская обл.) известны поселения горюнов. Кто они и откуда пришли - еще предстоит исследовать. Считаются древнеславянским населением, сохранившим самобытную культуру, язык и архаичный быт с белорусскими, украинскими и российскими элементами. Возможно, потомки северян, коренного населения путивльского края, или переселенцы из Беларуси. Численность их постепенно уменьшается: на начало прошлого века - более 20 тыс., сейчас - меньше десяти. Горюнский говор можно услышать в аудио- и видеозаписях исполнительницы местных песен Лукерьи Кошелевой.
Большая трагедия. Говорят, "Горюн" - от слова "гореть" или "горевать". А того и другого на их долю выпало немало. В частности, в июле 1942 г. неподалеку горюнского села Новая Слобода партизанское соединение Сидора Ковпака разгромило гитлеровские карательные отряды и вышло из окружения. Разъяренные фашисты стерли село с лица земли. Были убиты и сожжены 586 его жителей (в известной с советских времен белорусской Хатыни почти вчетверо меньше). Среди убитых 120 детей от трех месяцев до четырнадцати лет, самому старшему погибшему было 86 лет. 375 новослободцев погибли на фронтах войны. И только в 1990-х в селе официально открыли скромный мемориал.
Увековечение памяти.В 2004году президент Украины Л.Д. Кучма, находясь на Сумщине, посетил Новую Слободу, встретился с жителями и был поражен рассказом о трагедии 1942 года. При его содействии село газифицировали, проложили асфальтовую дорогу и построили памятник жертвам Новослободской трагедии. Монумент называют "Колокол скорби" (архитектор А.Дейнека) - символ тревоги и радости. Это современная часовня колоколообразной формы, куда каждый может прийти помолиться, поставить свечку. Купол выполнен в форме слезы, упавшей с неба. Внутри огонек - души погибших. Высота монумента - 14 м. На внешних стенах - памятные доски с поименным перечнем всех погибших сельчан. Часто одна фамилия или отчество повторяются до 10 раз. Со дня открытия мемориал посетили тысячи экскурсантов.
Сохранение истории.Два года назад в селе Новая Слобода открыли Музей горюнской культуры. Это - дом 1903 года, который демонтировали и реконструировали, и надворные постройки - сарай, ветряк, колодец с журавлем, яма для хранения зерна и т.д., которые рассказывают о быте местных жителей конца XIX - начала ХХ в.
Дом традиционный: сени, прямо - кладовая, справа - две комнаты. В первой находится печь, полка, домашняя и кухонная утварь, образцы одежды, образница. В частности, пол в доме была глиняный, хлеб выпекали на капустном листе, обувались в лапти, семьи были многодетными. Вторая комната - светлая, или чистая. Здесь принимали гостей, происходили значимые для семьи события. Представлена коллекция вышитых полотенец: "дом без полотенца - что семья без детей". Горюнские орнаменты - преимущественно цветочные красного цвета, пышные "свадебни", простенькие "вытирачи", полотенце на образницу - "пелена" - обшивалось узором не только по низу, но и вдоль длинной стороны, полотно конопляное и льняное. На "жардине" - нарядная одежда, на скамьях - "коци" (дерюги), деревянная кровать убрана подушками, к крюку прицеплена колыбель (плетеная или деревянная) иконы из дома не продавали - считалось грехом.
Трудились на совесть. Горюны всегда были большими тружениками. Их села славились многодетными семьями, особенно в 50-80-е годы прошлого века. Тогда редко у кого в семье было 2 ребенка. В основном имели 3 - 5 детей, а восемь жительниц села Новая Слобода были удостоены почетного звания "Мать-героиня", так как родили и воспитали по 10-12 детей. Село гордится своими тружениками: за достигнутые успехи 276 передовиков хозяйства были награждены орденами и медалями СССР. Сейчас в Новой Слободе 1,5 тыс. жителей, но, как и раньше, много детей
Чтобы не забывалось. В селе в годы независимости восстановили традицию "Неусыпного Псалтиря" - круглосуточного ежедневного чтения священных текстов: поочередно по расписанию в каждом доме раз в полтора месяца в определенное время читают определенную кафизму, которая состоит из трех частей: в конце первой и второй молятся за здравие живых, а после третьей - по усопших православных.
В последнее время культурой горюнов заинтересовались фольклористы, они собирают аутентичный материал, записывают песни и обряды. Нынешнее поколение не дает прерваться исторической ниточке, что поддерживает связь с далекими предками.