К наиболее красивым космическим объектам, цветные фотоснимки которых сейчас можно увидеть в Интернете, относятся планетарные туманности - гигантские скопления газа и пыли, окружающие угасающие звезды. Знаменитый английский астроном Уильям Гершель (1738-1822) назвал эти туманности планетарными потому, что при наблюдении в телескопы XVIII в. они выглядели как планеты, то есть как маленькие диски.

У. Гершель открыл около трех тысяч туманностей, которые разделил на шесть классов: звездные скопления, то есть туманности, что в сильные телескопы можно разложить на звезды, и пять классов собственно туманностей. С увеличением размеров телескопов все больше туманностей оказывались звездными скоплениями. А в 20-х гг. ХХ века американский астроном Эдвин Хаббл установил, что много так называемых туманностей являются гигантскими космическими системами - галактиками, похожими на нашу Галактику. В частности, галактикой оказалась и знаменитая туманность Андромеды.

Туманности, которые относятся к нашей Галактике внесены в соответствующие каталоги и каждой присвоено официальное название вроде NGC 1977, ИС 1295 и др. Где-то с полсотни из них из-за сходства с определенными земными объектами имеют, кроме номеров в каталогах, и собственные имена. Сегодня на небе есть туманность Роза (NGC 2237), Бабочка (PN M2-9), Ангел (NGC 2170), Лебедь (M17), Улитка (NGC 7293) ...

В последние годы много замечательных снимков планетарных туманностей сделал космический телескоп Национального космического агентства США NASA "Хаббл". На этих снимках можно разглядеть много деталей, которые были незаметными раньше. Благодаря этому специалисты могут делать новые выводы о природе туманностей и процессах, которые там происходят. А кто-то - просто любоваться разнообразием безграничного космоса.

Подаем фото трех красивых туманностей и одного звездного скопления, открытых Уильямом Гершелем, и краткие сведения о них.

Туманность Кошачий Глаз (NGC 1514). Открытая 15 февраля 1786 г. Содержится в созвездии Дракона на расстоянии 3000 световых лет от Земли.

Маленькая Жемчужина (NGC 6818). Открытая 8 августа 1787г. Содержится в созвездии Стрельца на расстоянии 7000 световых лет от Земли.

Рождественская Елка - звездное скопление, которое входит в объект NGC 2264. Этот объект открыт 26 декабря 1785 г. Он находится на расстоянии 2600 световых лет от Земли. К NGC 2264 входит еще звездное скопление Снежинки и две туманности - Конус и Лисьий Мех.

Заметим, что очень много туманностей еще не имеют собственных имен - только номера. Их фото есть в Интернете. Думаю, любители космических фотографий могли бы придумать названия еще не одной из них.

2019-kp39-8 2019-kp39-15 2019-kp39-10