В номере за 9 ноября 2017 года наша газета опубликовала интервью заведующего кафедрой органической химии и технологии органических веществ (ОХ и ТОВ) ХТФ доктора химических наук, профессора А.А.Фокина. В нем, в частности, речь шла о сотрудничестве кафедры с зарубежными партнерами. В продолжение темы предлагаем рассказ студента-пятикурсника этой кафедры Евгения Радченка, который в июле-сентябре 2017 года побывал на стажировке в Гиссенском университете имени Юстуса Либиха (Германия).
В 2013 году я поступил в КПИ на кафедру органической химии и технологии органических веществ. В первый же день всех студентов группы закрепили за научными руководителями и лабораториями, и уже с самого начала занятий мы получили возможность приобретать практические навыки по выбранной специальности. В расписании были определенные часы на работу в лаборатории, которые проходили очень интересно, в отличие от "игрушечных" и, порой, формальных лабораторных по учебе. Например, в первый же месяц обучения я помогал своему руководителю выполнять синтез потенциально активного противоракового вещества, что меня очень вдохновило.
Впоследствии практические навыки перерастали в понимание химических процессов благодаря изучению определенных курсов, которые нам читали преподаватели кафедры. На всех курсах я участвовал в выполнении научных исследований, сначала как ассистент, а затем и как самостоятельный исследователь. Я осознавал, что для получения высокой квалификации исследователя следует пройти стажировку за рубежом, и для этого необходим соответствующий уровень знания иностранного языка. Поэтому в течение бакалавриата должным образом изучал английский язык - во время занятий и самостоятельно, и в этом смысле был готов к зарубежной практике.
Наша кафедра ОХ и ТОВ имеет довольно развитые международные связи, выполняет совместные проекты с зарубежными партнерами и направляет студентов за границу по обмену. Заведующий кафедрой, ученый с мировым именем профессор Андрей Артурович Фокин является приглашенным профессором в Гиссенском университете имени Юстуса Либиха. Именно по его рекомендации я и побывал на трехмесячной практике в этом университете, в группе профессора Питера Шрайнера.
Гиссен - небольшой городок, где есть два университета. Каждый из них имеет несколько исследовательских центров. Более половины населения Гиссена - студенты. Жизнь в таких малых городах очень комфортная и имеет много преимуществ для ученых. В Гиссене очень чтят память знаменитого немецкого химика Юстуса Либиха, который в свое время сделал весомый вклад в развитие Гиссенского университета.
Химический корпус Гиссенского университета - современное автоматизированное здание с множеством лабораторий, в которых созданы сверхкомфортные условия работы для ученых. Лаборатории оборудованы дорогой техникой и, кажется, безграничным количеством лабораторной посуды и вспомогательных материалов. Также ученые могут заказать почти любые вещества, даже очень дорогие, если это поможет им в работе. Словом, условия работы можно считать идеальными.
Во время практики я работал с аспирантом Яном Берндтом над его проектом по созданию региоселективных родиевых катализаторов. Я впервые занимался разработкой катализаторов и получил значительный полезный опыт, ведь работа с катализаторами требует максимальной точности как с точки зрения рецептуры, так и соблюдения оптимальных условий синтеза. За три месяца мы выполнили большой объем работы, по ее результатам написали статью, которая вскоре будет опубликована.
Хотя условия в Гиссене позволяют работать качественнее и значительно быстрее, чем у нас, принципиально работа химика-ученого в лучших лабораториях не отличается от таковой на нашей кафедре. В исследованиях используются те же подходы, лабораторные навыки и методы анализа. Поэтому я довольно быстро там обосновался и удивил коллег высоким уровнем подготовки. Дело в том, что немецкие студенты во время бакалавриата усваивают только элементарные практические навыки во время лабораторных работ по курсу органической химии. Да и вообще, органическая химия там считается сложной наукой и не является популярной среди студентов. В этом отношении студенты нашей кафедры, работающие в лабораториях с первого курса, значительно опережают своих немецких сверстников.
Но есть практика, которая нами может и должна быть заимствована, - научная коммуникация. В группе, где я работал, знания постоянно циркулируют. Например, еженедельно проводятся семинары, на которых один или два ученых отчитываются о работе, которую проделали за последнее время, рассказывают о проблемах, с которыми столкнулись, и о планах на будущее. Фактически, это консультация с тридцатью высококвалифицированными специалистами одновременно, которые всегда вносят дельные идеи. Кроме того, в университет часто приглашают специалистов из-за рубежа, которые читают лекции и общаются с исследователями индивидуально. Такой подход не требует значительных затрат и усилий, однако позволяет не заблудиться в собственных мыслях.
Кроме времени, проведенного в лаборатории, я пользовался отличной возможностью узнать немецкую культуру. Видимо мне очень повезло с окружением, ведь общаясь с коллегами, я не чувствовал никакого дискомфорта. В свободное время я путешествовал Германией, наслаждался готической архитектурой, посещал музеи. Мне очень понравились немецкие национальные блюда и напитки.
Во время этого путешествия я увидел, какой может быть наука в местах, где ее финансируют. Но также я осознал высокий уровень ученых нашей кафедры и их большой вклад в современные исследования. Поэтому всем тем абитуриентам, которых интересует наука химия, советую поступать на нашу кафедру органической химии и технологии органических веществ.