30 июня 2016 года в нашем университете состоялся семинар, организованный в рамках проекта "UKRAINE", финансируемого Рамочной программой Европейского Союза по исследованиям и инновациям "Горизонт 2020". В семинаре приняли участие более 40 специалистов, среди которых, кроме исполнителей проекта "UKRAINE" были представители различных исследовательских и предпринимательских структур, государственных учреждений, в том числе: Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, ассоциации производителей навигационного оборудования и поставщиков навигационных услуг, Украинской ассоциации маркетинга, компании" Logistic Ukraine ", частного предприятия "Heoskanes", Национального центра управления и испытания космических средств, "ITS Ukraine" (Интеллектуальные транспортные системы - ИТС Украина), Новой Почты, ООО "Corum SOURCE", "IDOM".
Ключевыми задачами проекта "UKRAINE", который начался в январе 2015 года, является распространение системы EGNOS (европейской геостационарной службы навигационного покрытия) в Украине, определение законодательных возможностей для поддержки внедрения европейской системы GNSS (глобальной навигационной спутниковой системы), разработка инновационных решений для мониторинга и отслеживания опасных грузов в мультимодальной логистике и тому подобное.
Собственно EGNOS - это европейская система дифференциальной коррекции, которая была разработана с целью повышения достоверности и точности информации о местонахождении объекта по всей Европе. Эта технология улучшает характеристики системы GNSS через передачу поправок при условиях вмешательства посторонних факторов, которые могут повлиять на спутниковый сигнал.
1 декабря 2013 г. вступило в силу соглашение о сотрудничестве между Украиной и ЕС в области системы GNSS. Это соглашение направлено на создание услуг спутниковой связи с улучшенными характеристиками с помощью внедрения услуг с использованием системы EGNOS на территории Украины.
Для Украины введение системы EGNOS станет ключевым фактором для повышения уровня безопасности и эффективности авиационного, сельскохозяйственного и наземного транспортного секторов, а также других сфер, особенно с точки зрения международной торговли, которая является ключевым направлением для Украины. Внедрение системы EGNOS на всей территории Украины будет способствовать развитию новых приложений в ключевых отраслях экономики.
Международный консорциум исполнителей проекта "UKRAINE" насчитывает 9 организаций из шести европейских стран (Италия, Украина, Австрия, Бельгия, Великобритания, Испания). Украину представляют: Национальный технический университет Украины "Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского", Национальный авиационный университет, Государственное космическое агентство Украины. Исполнителями проекта от КПИ является кафедра телекоммуникаций Института телекоммуникационных систем, кафедра промышленного маркетинга факультета менеджмента и маркетинга и отдел международных проектов департамента международного сотрудничества. Кроме того, к отдельным задачам проекта привлекались специалисты с кафедры атомных электрических станций и инженерной теплофизики теплоэнергетического факультета и кафедры технологии электрохимических производств химико-технологического факультета.
В 2016 году уже был проведен ряд семинаров в Государственном космическом агентстве Украины и Национальном авиационном университете, посвященных тематике проекта. Семинар "Перспективы использования системы EGNОS в различных отраслях промышленности Украины", который состоялся 30 июня, в первую очередь был направлен на использование системы EGNOS в бизнесе - при железнодорожных, речных, морских и мультимодальных перевозках, в инновационной системе e-Call, при транспортировке опасных грузов и т.п. .
На открытии семинара с приветственной речью выступил проректор НТУУ "КПИ" по научной работе М.Е. Ильченко. Он отметил важность проекта "UKRAINE" как для университета, так и для Украины в целом и пожелал участникам семинара успехов в налаживании связей между представителями украинского и европейского бизнеса.
Марко Болк, представитель компании VVA (Valdani Vicari & Associati), рассказал о европейском вклад в отрасль спутниковой навигации, результатами которого, собственно, являются существующие системы EGNOS и Galileo. Последняя является частью проекта спутниковой навигационной системы Европейского Союза и Европейского космического агентства. Кроме того, господин Болк представил сам проект "UKRAINE", представил состав консорциума, объявил цель и задачи проекта, а также сообщил, что уже было сделано в рамках выполнения этого проекта и какими будут следующие шаги. По его словам, среди уже полученных результатов проекта "UKRAINE" можно назвать, прежде всего, определение приоритетных отраслей для украинского рынка GNSS приложений (авиация, опасные грузы и мультимодальная логистика), проведение конкурса инновационных идей на лучшую идею многофункционального приемника для использования на рынке Украины, выполнение пилотного тестирования навигационных модулей компании Ovinto, проведение анализа рынка Украины для применения технологии EGNOS и определение комплекса мероприятий, способствующих популяризации данной системы в Украине. Среди следующих шагов проекта господин Болк назвал подготовку материалов для поддержки EGNOS подходов в авиации, доработку рыночной стратегии для авиации и грузовых перевозок.
Основные направления деятельности австрийской компании TeleConsult Austria охватывают сферу точного позиционирования и надежной навигации, в частности в области развития и сочетания навигации, телекоммуникаций и информационных технологий, а также в сфере услуг для применения в отраслях транспорта и мобильности. Представители TeleConsult Austria осветили вопросы мониторинга GNSS сигналов для безопасности авиации, затронув в своей презентации существующих в данной области проблем и методов их решения с помощью GNSS систем. В частности, было отмечено, что надежное позиционирование этих систем имеет важное значение для многих прикладных приложений транспортной системы, включая авиацию. Среди факторов уязвимости докладчики назвали низкий уровень энергии, тепловой шум, а также многочисленные препятствия сигналу, такие как, например, преломление и интерференция, причем как случайная, так и нарочитая.
Представители Национального авиационного университета рассмотрели важный вопрос о перспективах распространения данных систем на территории Украины. На сегодняшний день система EGNOS уже покрывает большинство европейских стран, и на очереди теперь стала Украина. По словам специалистов из НАУ, RIMS-станция Киев (то есть базовая станция мониторинга системы, базирующейся в Киеве) позволяет обеспечить расширение зоны обслуживания EGNOS на Западную и Центральную части Украины, тогда как станции в Киеве, Харькове и Мариуполе обеспечат идеальное покрытие для зоны обслуживания EGNOS на территории Украины. Среди преимуществ, которые предоставляет использование данной системы, были названы: уменьшение затрат на дорогостоящее наземное оборудование, повышение интенсивности полетов, расширение аэропортов, которые обеспечат возможность посадки в условиях ограниченной видимости, а также обеспечение использования деловой (малой) авиации в региональных аэропортах.
Представители бельгийской компании Ovinto и компании "ДФС Логистик" коснулись тематики мультимодальной логистики, рассмотрели сервисы и системы, которые существуют на сегодняшний день в этой области. В частности, было сравнено технологию GSM и спутниковую технологию, освещены основные преимущества и принцип действия модулей, что производятся Ovinto и используют спутниковые системы.
Докладчики от Ассоциации производителей навигационного оборудования и поставщиков навигационных услуг осветили технические и организационные проблемы использования навигационного оборудования в Украине; представитель Государственного космического агентства Украины рассмотрел проблемы, связанные с законодательной базой внедрения системы EGNOS в Украине, в частности были рассмотрены принципы государственной политики по этому вопросу и механизмы государственного регулирования данной навигационной системы.
Обстоятельный анализ отраслей Украины, в которых может применяться система EGNOS, провел представитель НТУУ "КПИ" доцент И.В.Трубаров. Он предоставил участникам семинара широкую картину возможностей использования этой технологии в различных сферах. По его словам, система спутниковой навигации позволит значительно повысить потенциал транспортного сектора. В частности, использование этой системы будет способствовать увеличению эффективности наземных перевозок через внедрение таких технологий, как "умные" транспортные системы и системы поддержки смешанных перевозок. Это, в свою очередь, позволит оптимально управлять дорожным движением и повысить его безопасность, обеспечит поступление информации в режиме реального времени и тому подобное. Нельзя обойти вниманием и те возможности, которые может предоставить использование системы EGNOS Государственной службе Украины по чрезвычайным ситуациям и, тем самым, спасти сотни жизней. В то же время, использование спутниковой навигации является ключевым элементом технологии рационального сельского хозяйства "Precision Agriculture" - высокоэффективной сельскохозяйственной стратегии, которая повышает урожайность и производительность, вместе с тем уменьшая расходы и влияние на окружающую среду. Таким образом, перед участниками семинара развернулся широкий спектр возможностей для внедрения и использования системы EGNOS.
Проект "UKRAINE" завершается в сентябре 2016 года, и на 21 сентября уже запланировано финальное мероприятие, призванное подвести итоги выполнения проекта, проанализировать его результаты и наметить дальнейшие перспективы использования системы EGNОS в различных отраслях промышленности Украины.