Посвятив науке более 40 лет своей жизни, хочу поделиться с теми, кто начинает или только думает начать заниматься наукой, некоторыми соображениями о специфике работы в науке, которая во многом очень непохожа с другими сферами деятельности человека.
Человек является существом биологическим, и делами косвенно управляют три основных инстинкта: голод, самосохранение (страх) и продолжение рода (половой инстинкт). Но есть еще и четвертый очень сильный инстинкт - любознательности. Он присущ всем детям. В зрелом же возрасте этот инстинкт отмирает у большинства людей. Однако в очень немногих он остается на всю жизнь. Именно некоторые из таких людей и становятся учеными.
Повторяю, таких людей немного, скорее очень мало. Но в сфере науки работают миллионы людей - скажете вы. Здесь нет противоречия - на мой взгляд, далеко не все научные работники могут считаться учеными. Миллионы научных работников приходят утром на службу, включают приборы или компьютеры, за несколько минут до окончания рабочего дня их выключают, идут домой и занимаются каждый своими делами, которые никакого отношения к их работе не имеют. Их данные измерений (рентгенограммы, спектрограммы и т.д.) или компьютерной обработки включаются в научные статьи, сами они входят в состав авторов. Часто эти работники защищают и диссертации. Но лично я этот тип людей, работающих в науке, не считаю учеными. Они, конечно, тоже нужны, если они добросовестно и качественно выполняют свою работу, и в коллектив авторов научной публикации они входят вполне заслуженно (хотя бывают и исключения). Но они не являются учеными и, на мой взгляд, должны называться просто научными работниками. Ученые же - это те, которые своими исследованиями увлечены, и думают о них не только во время рабочего дня.
Итак, качество, по которому мы различаем ученого, - это увлеченность проблемой. Именно увлеченность и является следствием инстинкта любознательности, что не отмер в ранней молодости. Но это не единственное качество, которое должно быть в ученого.
Во времена, когда я работал в НИИ НАН Украины, ко мне на рецензию иногда попадали проекты, целью которых было обеспечить мир невиданными, практически неисчерпаемыми источниками энергии, и одновременно решить все проблемы экологии. Такие проекты поступали к нашему НИИ из высоких учреждений, куда их подавали авторы.
Все такие проекты, которые мне приходилось читать, с точки зрения науки были абсолютно безграмотными. Люди, которые их писали, имели довольно слабое представление и о химии, и о законах термодинамики. Но в увлеченности идеей им было не отказать! Они неоднократно подавали свои проекты до солидных научных институтов, там им отказывали, они снова повторяли попытки. Вот такой тип увлеченных людей - это не ученые, а настоящие "маньяки". С учеными их роднит сильный инстинкт любознательности, а отличает отсутствие необходимых базовых знаний. Если вы принадлежите к типу увлеченных людей и хотите стать ученым, прежде всего следует приобрести базовые знания.
К примеру, чтобы стать ученым в области "чистой" или прикладной химии, прежде всего необходимо знание тех химических курсов, которые изучают студенты: неорганическая, органическая, физическая, аналитическая химия. Причем, если вы будете специализироваться в неорганической химии, то это вовсе не означает, что органическая химия вам не нужна. Совершенно необходимо за годы учебы получить общую химическую подготовку. А дальше вы уже будете углублять свои знания в более узкой области, к которой относится ваша тематика. Итак, основательная общая химическая подготовка - первая составляющая вашей базы.
Среди химиков распространено мнение, что математика им ненужна. Мнение абсолютно ошибочное! Без надлежащей математической подготовки вы не сможете разобраться в фундаментальных теориях, на которых базируется современная химия. Например, строение кристаллов и методы их изучения можно понять только при наличии знаний по теории векторов, групп и прочего. Спектральные исследования строения вещества, без которых сейчас не обходится почти ни одно серьезное исследование во всех областях химии, требуют знаний по теории дифференциальных уравнений, в том числе в частных производных. Поэтому желательно позаботиться и о хорошей общей математической подготовке. Но ошибкой было бы это делать классическим путем, так, как изучают математику те, для кого это будет профессией. Химикам или физикам не обязательно знать теоремы существования и их доказательства. Важно уметь воспользоваться последствиями этих теорем в виде некоего алгоритма решения необходимых проблем. К сожалению, такие курсы математики встречаются редко. Я знаю только одну книгу, которую рекомендую для самообразования: Зельдович Я.Б., Мышкис А.Д. Элементы прикладной математики. М .: Наука, 1972. Она, кстати, есть в свободном доступе в Интернете.
Наука в современном понимании имеет дело с явлениями и процессами, что воспроизводятся. Например, если вы разработали какой-то метод синтеза и его описали, то за этим описанием любой при наличии соответствующей подготовки и материальной базы, сможет это повторить. Если вы изучили кинетику какой-то реакции, то ваш результат будет справедливым, сколько бы раз эта реакция не проводилась, а не так, чтобы в пятницу одни закономерности, а в следующий понедельник другие. Вот именно такие явления, объекты, процессы и изучаются современной наукой.
Но есть еще феномены (а может, фантомы), которые явно к этому типу не относятся, хотя и интересуют очень многих умных и любознательных людей. Я имею в виду так называемые "паранормальные явления" - НЛО, полтергейст, телекинез и тому подобное. Если вы собираетесь стать учеными, такими вещами заниматься не следует! Есть они на самом деле, или их нет - так вопрос не должен ставиться вообще. Вы должны себе сказать: это меня не касается, и я даже об этом не хочу и думать. Увлечение такими вещами очень опасно для человека, особенно молодого. Можно потерять не только психическое, но и физическое здоровье.
Почти то же можно сказать и о религии. Очень многие известные ученые были глубоко религиозными людьми - Исаак Ньютон, Майкл Фарадей, Макс Планк и многие другие. Если вы верите в Бога и посещаете церковь - на здоровье, это никак не мешает научной деятельности. Но лучше молитесь своему Богу, к которому генетически привязаны поколения ваших предков. Бойтесь новых сект и верований, которых сейчас очень много и к которым у вас иммунитета нету. Запросто рискуете с человека творческого превратиться в своеобразного «зомби» - тогда конец вашей научной карьере.
Итак, подытожим. Учеными становятся те люди, которые становясь взрослыми, остаются любознательными, избегая при этом увлечения паранормальными явлениями и нетрадиционными верованиями, а также приобретают солидную научную базу (технику научной работы).
А.А.Андрийко, зав. кафедры общей и неорганической химии ХТФ, д. х. н., проф.