13 ноября в НТУУ «КПИ» с лекцией на тему «Коммерциализация научных исследований. Венчурные предприятия. Экономическое развитие» выступил известный бизнес-консультант, директор по инновационным стратегиям компании «Consulting@Kaufman Canoles» и президент фирмы «General Ideas» Мартин Кашубовски (США).
Компания, которую возглавляет Мартин Кашубовски, работает со стартапами и новыми компаниями, которые стремятся использовать жизнеспособные бизнес-модели ведения дел. Поэтому проблемы, о которых он рассказывал студентам, сотрудникам и преподавателям Киевской политехники, касались вполне конкретных вопросов коммерциализации научных идей, создания и развития на их основе эффективного бизнеса. Одним из главных мессиджей, которые он пытался донести до слушателей, – научно-техническая идея только тогда имеет шансы стать основой успешного дела, когда она нацелена на решение реальной проблемы. То есть, если ее воплощение в жизнь действительно нужно людям. Поэтому одним из условий начала создания стартапа является учет точки зрения потребителей на то, нужен ли им товар или услуга, которые будет предлагать новая компания. «Независимо от того, насколько хорошими с научной точки зрения являются ваши идеи, бизнес начинается с выяснения того, нужно ли людям то, что вы хотите им предложить, – отмечал лектор. – Поэтому очень важно выйти за пределы лаборатории и начать общаться с людьми и изучать их потребности».
На примере очень известных компаний, которые стали мировыми брендами в своих областях, Мартин Кашубовски рассказал об их стратегии и об ошибках, которые они делали в начале своего пути. Попутно он отметил, что практически любой стартап, даже основанный на блестящей идее, на первом этапе может потерпеть определенные неудачи, поэтому к ним нужно быть готовыми и постоянно улучшать как продукт, так и методы своей деятельности на рынке: «Создание успешного стартапа – это процесс со многими итерациями, – подчеркнул он. – Никогда ничего не работает как нужно с первого раза. Следует прислушиваться к клиентам, тщательно выстраивать бизнес и никогда не останавливаться ни на его совершенствовании, ни на его развитии».
В лекции была дана интересная классификация стартапов – от малого бизнеса, целью которого является предоставление услуг бытового характера, до «масштабируемых» стартапов, создаваемых как платформы для дальнейшего развития на их основе все новых «приложений», а также стартапов, которые за определенное время можно будет продать и т. д.
Начиная собственное дело, следует, по мнению лектора, не забывать о базовых для бизнеса вещах: учитывать потребности рынка в реализации определенной идеи, выходить с ней на рынок вовремя, концентрировать усилия на продажах и достижениях коммерческого успеха, не фантазировать, а быть реалистом и совершенствоваться, совершенствоваться, совершенствоваться... При этом нужно еще и помнить о планировании своей деятельности (впрочем, не очень жестком – иногда планы стоит и корректировать); изучении и оценке ситуации на рынке; продвижении своего товара, а значит – о сотрудничестве с медиа; о как можно более скором начале первых продаж и т. д. Конечно, одному человеку быть специалистом во всех этих областях невозможно, поэтому нужна слаженная команда, которая объединяется вокруг определенной идеи.
В своем выступлении Мартин Кашубовски остановился еще на ряде аспектов, которые нужно учитывать при создании новых компаний, и ответил на вопросы слушателей, в частности, о роли рекламы и использовании новых медиа и социальных сетей в продвижении новых продуктов и идей.