Для обеспечения эффективной реализации права каждого на доступ к информации, права на свободный сбор, хранение, использование и распространение информации устно, письменно или другим способом, Верховная Рада Украины 13 января 2011 года приняла Закон Украины "О доступе к публичной информации" (далее - закон), который вступил в силу 10 мая 2011 года.
Основной целью этого закона является определение порядка осуществления и обеспечения права каждого на доступ к информации, которая находится во владении субъектов властных полномочий, других распорядителей публичной информации и информации, представляющей общественный интерес.
Публичная информация - это отраженная и задокументирована любыми средствами и на любых носителях информация, которая была получена или создана в процессе выполнения субъектами властных полномочий своих обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, или которая находится во владении субъектов властных полномочий, других распорядителей публичной информации, определенных этим Законом.
Одна из крайне важных вещей, предусмотренной п.5 ч.2 ст.6 Закона, это то, что не может быть ограничен доступ к публичной информации о распоряжении бюджетными средствами, владении, пользовании или распоряжении государственным, коммунальным имуществом, в том числе к копиям соответствующих документов, условиям получения этих средств или имущества, фамилии, имени, отчества физических лиц и наименовании юридических лиц, получивших эти средства или имущество.
Кроме того, согласно ч.2 ст.19 Закона запрашивающий имеет право обратиться к распорядителю информации с запросом на информацию независимо от того, касается эта информация его лично или нет, без объяснения причины подачи запроса.
Согласно ч.2 ст.22 Закона ответ распорядителя информации о том, что информация может быть получена запрашивающим из общедоступных источников, или ответ не по существу запроса считается неправомерным отказом в предоставлении информации.
Важно то, что учебные заведения сами по себе не являются распорядителями публичной информации. Только если им были делегированы властные полномочия соответствующих субъектов по закону или если они получают финансирование из Государственного или местного бюджета, то они являются распорядителями в части соответствующей информации (о выполнении делегированных обязанностей или по использованию бюджетных средств).
Таким образом, например, учебные заведения, которые являются бюджетными учреждениями (т.е. содержатся за счет бюджета), но не выполняют делегированные властные полномочия, являются распорядителями только в части информации об использовании бюджетных средств.
Распорядителями, выполняющих делегированные полномочия, в частности, являются высшие учебные заведения, которым государственные органы управления образованием делегировали свои отдельные полномочия (ст. 46 Закона Украины "Об образовании").
Часть третья статьи 13 Закона предусматривает, что на распорядителей информации, которые не являются субъектами властных полномочий, распространяются требования Закона только относительно обнародования и предоставления информации по запросам. Другие обязанности распорядителей информации, что определены в статье 14 Закона, на них не распространяются.
Таким образом, как отмечается в Научно-практическом комментарии к Закону Украины "О доступе к публичной информации" под общей редакцией Д. Котляра, эти распорядители не обязаны:
вести учет документов, находящихся в их владении;
вести учет запросов на информацию;
определять места для работы спрашивающих с документами или их копиями;
иметь специальные структурные подразделения или назначать ответственных лиц для обеспечения доступа спрашивающих к информации.
В связи с вступлением в силу Закона Украины "О доступе к публичной информации" в НТУУ "КПИ" в составе административно-кадрового управления был создан сектор контроля за документацией, поступающей в университет.
Согласно ч.6 ст.19 Закона на официальном сайте университета (по ссылке http://kpi.ua/public) с целью упрощения процедуры оформления письменных запросов, размещено соответствующие формы запросов, содержащих краткую инструкцию по процедуре подачи запроса на информацию, ее получение и тому подобное.
За время работы сектора в университет поступило 7 запросов о доступе к публичной информации (2 из них через сеть Интернет). Тематика запросов касалась: стипендиального обеспечения, соблюдения государственных стандартов образования, распоряжения бюджетными средствами при финансировании объектов г. Киева по подготовке и проведению в Украине "Евро-2012", кадровые вопросы и вопросы, касающиеся программ факультетов. На все запросы были предоставлены обоснованные ответы в срок, предусмотренный ст. 20 Закона Украины "О доступе к публичной информации", а именно не позднее 5 рабочих дней со дня получения запроса. Кроме того, эта информация предоставлялась бесплатно, в соответствии с требованиями ст. 21 данного Закона.
Стоит также отметить, что хотя Закон Украины "О доступе к публичной информации" и содержит некоторые несовершенные моменты, однако в целом положение украинского Закона признаются сегодня одними из самых прогрессивных в мировой практике. Так, по результатам международного рейтинга, который проводили в сотрудничестве испанский Access Info Europe и канадский Centre for Law and Democracy, украинский Закон занял девятую позицию среди 86 стран мира, опередив такие страны, как США, Канада и Германия.
Данный Закон является существенным шагом вперед в открытости высших учебных заведений, полностью финансируемых за счет государственного бюджета. В частности, Закон Украины "О доступе к публичной информации" призван предотвратить проявления коррупции, поскольку обязывает открыть информацию об использовании бюджетных средств и государственного имущества.
Елизавета Кузьменко, юрисконсульт юридического отдела НТУУ "КПИ"