30 августа на площадке у отдела авиации и космонавтики Государственного политехнического музея при НТУУ "КПИ" появился самолет Як-40. Много часов провел он в воздухе, перевез тысячи пассажиров, а теперь будет занимать почетное место среди других памятников технической мысли, установленных на территории университетского кампуса.
Передал самолет киевским политехникам Национальный авиационный университет - его ректор М.С.Кулик сразу же откликнулся на просьбу ректора НТУУ "КПИ" М.З.Згуровского, хотя некоторое время заняло оформление соответствующих документов. Хотя НАУ находится недалеко от КПИ, перевозка самолета была достаточно сложной с инженерной и организационной точки зрения операцией, которая длилась почти сутки. Длина самолета 20 м, размах крыла 25 м, высота 6,5 м, и перевезти его полностью было невозможным. Поэтому специалисты НАУ отсоединили крыло и хвостовое оперение самолета от фюзеляжа, загрузили его части на три трейлера, и в ночь с 29 на 30 апреля перевезли в НТУУ "КПИ". Чтобы это осуществить, с четырех до пяти часов утра было перекрыто движение автомобилей по Воздухофлотскому шоссе. Затем самолет смонтировали на площадке у отдела авиации и космонавтики.
Як-40 - первый в мире реактивный самолет для местных авиалиний (протяженностью до 1500 км). Его серийное производство началось в 60-х годах ХХ в. Самолет вмещает от 27 до 32 пассажиров. Может взлетать и садиться на грунтовых аэродромах. Модификации Як-40 и сегодня используют авиакомпании целого ряда стран, в том числе и Украина.
Стоит добавить, что реактивные двигатели АИ-25, которыми оснащен Як-40, разработан в Запорожском КБ "Прогресс" им. академика А.Г. Ивченка, выпускаемый ОАО "Мотор Сич". Двигатели спроектированы по схеме двухконтурного турбореактивного двигателя, что ее первым в мире предложил для использования выпускник КПИ, выдающийся конструктор Архип Люлька.
Следует сказать, что "наш" самолет оборудован всеми надлежащими приборами и системами в полностью пригодном для эксплуатации состоянии, поэтому планируется, что он станет еще и учебной лабораторией для студентов факультета авиационных и космических систем.
Инф. "КП"