Трансформація ЗВО в умовах Індустрії 4.0: роздуми, навіяні конференцією

Официальным началом развития цивилизации на основе Четвертой промышленной революции (Индустрия 4.0) считается 2014 год. Именно тогда Клаус Шваб (основатель и председатель Всемирного экономического форума) объявил о распространении этих принципов по всему миру. Считается, что с этого времени и началась Эпоха 4.0. Теперь постепенно основы индустрии 4.0 в Эпоху 4.0 охватывают производственные отрасли, сферу услуг и даже быт. Начали использовать ее достижения в научной и образовательной деятельности и заведения высшего образования (ЗВО). Поэтому обсуждение основных моментов реализации Индустрии 4.0 в образовательном процессе теперь вовремя. Приведенные ниже рассуждения о том, на что при этом следует обращать особое внимание, навеянные выступлениями участников Всеукраинской научно-практической конференции "Заведегия высшего образования - рынок: сотрудничество в Эпоху 4.0", которая состоялась 17 декабря 2019г. в КПИ им. Игоря Сикорского.

Несколько слов о самом мероприятии.

Проходила конференция в студенческом пространстве "Belk" в Научно-технической библиотеке университета. Открыл ее проректор по научной работе профессор Виталий Пасечник. Он представил доклад "Формирование ландшафта Индустрии 4.0 в КПИ им. Игоря Сикорского". Со вторым докладом на тему "Сотрудничество ЗВО с рынком в движении Индустрии 4.0: достижения и вызовы" выступил сопредседатель Программного комитета конференции, генеральный директор Ассоциации предприятий промышленной автоматизации Украины (АППАУ) Александр Юрчак. Кстати, именно по его инициативе в КПИ было основано «Центр Индустрии 4.0", открытие которого состоялось 17 апреля 2019 года

Среди главных проблем, которые обсуждали участники конференции, - особенности налаживания сотрудничества заведений высшего образования с рыночными структурами, проект aCampus как новый формат сотрудничества, роль университетов в условиях Индустрии 4.0 т. Шла речь и о программе xPlore Awords компании Phoenix Contact. Вопросы эти важны не только с теоретической, но и с чисто практической стороны, и активное участие в работе конференции принимали представители бизнеса и промышленности - руководители и сотрудники компаний Инфоком Лтд, Триада-Сварка, IT-Enterprise, Желдоравтоматика, Интерпайп, Phoenix Contact, Прогрестех -Украина и другие. Своим опытом внедрения новых учебных курсов соответствующего направления поделились также посланцы Национального университета пищевых технологий, а участники конференции с Сумского государственного университета рассказали об организации в нем работы по поддержке и развитию инноваций. О развитии собственных университетских центров 4.0 проинформировали представители Одесской национальной академии пищевых технологий и Харьковского авиационного института.

В повестке дня было запланировано и две панельные дискуссии: "Пути и перспективы сотрудничества ЗВО с рынком" и "Будущее технических кафедр - переход в ИТ, упадок или развитие?", Первая из которых была важна для каждого украинского университета, а вторая - для технических вузов, в том числе и для нашего.

В заключение участники рассмотрели место национальной экономики Украины в координатах Индустрии 4.0 на международном уровне и обсудили практические вопросы синхронизации учебных программ требованиям корпораций на основе Digital Lean (свое видение такой синхронизации выложили специалисты компании ДТЭК).

Выступления на конференции навеяли некоторые размышления и рассуждения. Скажем, ее участники в своих докладах в основном сосредоточили внимание на обострении конкуренции между вузами, а также на борьбе за каждого студента в самых университетах. Бесспорно, это является общим для выживания в условиях демографического спада, к которому добавились еще и сложности, что переживает наша страна через внешнюю агрессию, которая привела к существенному экономическому кризису и снижению востребованности высшего технического образования. При этом в дискуссиях, что идут в образовательной среде в настоящее время, несколько в стороне остаются вопросы налаживания сотрудничества между субъектами образовательного рынка, то есть учебными заведениями. Каждый университет в подавляющем большинстве случаев приоритетом считает собственное выживание. Это приводит к фактическому отсутствию или достаточно слабому взаимодействию ЗВО в реализации совместных проектов и изготовлении продуктов. Но нельзя забывать, что сотрудничество научных коллективов является одним из генераторов новых учебных курсов и баз знаний!

Следует также помнить, что рыночная среда формирует требования к молодым специалистам, а конкуренция между вузами позволяет подготовить высококвалифицированного специалиста. При этом именно содержательное насыщение учебных дисциплин может побудить абитуриента избрать то или иное заведение и определиться со специальностью. Именно поэтому используя информационно-коммуникационные технологии индустрии 4.0, следует осуществлять коллаборации между научными школами, ведущими преподавателями различных университетов, институтов и академий с целью выработки современных программ подготовки специалистов. И уже эти программы будут заинтересовывать будущих специалистов и побуждать их к избранию профессии, которая будет востребована в Эпоху 4.0.

Конечно, определяющую роль в процессе подготовки будущего специалиста играет педагог. Также большое значение имеет личность руководителя ЗВО - он формулирует стратегию развития своего учебного заведения с учетом потребностей рынка труда. Но следует учитывать и самого студента. Именно он является заказчиком образовательных услуг для развития собственной личности и приобретения знаний и умений, необходимых для профессиональной деятельности. Такая триада в учебном заведении рядом с триадой национального возрождения "наука - образование - производство", а также с учетом модели "тройной спирали" Генри Ицковица "наука - образование - бизнес" сможет вернуть экономику Украины на рельсы трансформации на принципах устойчивого развития.

Итак, повторюсь, содержательное наполнение инженерных дисциплин обеспечивает человек-педагог. Однако неактуаленое наполнение приводит к тому, что в конечном итоге проигрывает промышленность. А значит, приходит в упадок экономика страны. Что, в свою очередь, приводит к снижению благосостояния населения. Очевидно, что содержательное наполнение дисциплин зависит от прогнозируемого технологического развития страны и потребности в специалистах на рынке труда. Оно должно характеризоваться гибкостью содержания и быстрой реакцией на запросы рынка труда. Обеспечение этого является одним из основ выживания и ускоренного развития заведений высшего образования в условиях Индустрии 4.0. Что касается межвузовских коммуникаций в таких условиях, то они должны базироваться на открытости и готовности к сотрудничеству.

Кстати в контексте организации современного образовательного процесса является сравнение с подходами к организации промышленного производства. Тут и там на выходе должен быть качественный продукт: ЗВО должено выпустить квалифицированного специалиста, предприятие - качественную продукцию. Итак, в сфере производства существуют два подхода к его организации: push (от англ. "выталкивать", то есть следует сначала изготовить продукт, а потом искать потребителя для него) и pull (от англ. "вытягивать", то есть производство обеспечивает изготовление, "вытягивание "продукта под нужды потребителя). Эпоха "выталкивания" понемногу отходит - для современного мира с его разнообразием предложений это тупик. Совершенно очевидно, что в индустрии 4.0 потребитель "вытягивает" продукт, персонализирует его. Поэтому и в сфере образования стоит взять за правило положение о том, что студент "вытягивает" те знания, которые ему нужны, и не получает те, которые "выталкиваются" учебным заведением.

Современный студент знает, что ему надо, ведь нынешний мир является коммуникационно и информационно открытым. Поэтому он имеет возможность выбирать то, что, на его взгляд, будет перспективным. Конечно, такой вид спроса на знания может привести к прекращению существования определенных структурных подразделений. Но разве это трагедия? За сотни лет исчезла масса дисциплин, исчезл значительное количество профессий. Однако родились и рождаются новые профессии, которые требуют новых знаний, умений, навыков и компетенций. Рыночные условия Эпохи 4.0 и необходимость коммерциализации инноваций и стартапов формировать новое и трансформировать существующую среду определенных выше триад. Учебным заведениям следует быть готовыми к этому.

И в завершение. Преподаватели и ученые КПИ уже на протяжении нескольких лет разрабатывают учебные дисциплины по проблематике Индустрии 4.0 и совместно с Норвежским университетом естественных и технических наук в г. Йовик (Norges teknisk-naturvitenskapelige universitet / Norwegian University of Science and Technology) проводят международные летние школы по этой тематике. Уже увидел свет первый в Украине учебник "Управление проектами и стартапами в индустрии 4.0", а два факультета имеют дисциплины, в названиях которых фигурирует термин "Индустрия 4.0". К этому следует добавить и нашу университетскую инновационную среду "Sikorsky Challenge", которая стала основой для создания созданой ​​КПИ Национальной сети инновационных кластеров "Sikorsky Challenge". Сотрудничество с бизнесом нашло воплощение и в программах дуального образования, которые КПИ им. Игоря Сикорского успешно реализует в сотрудничестве с компанией "Прогрестех-Украина" и некоторыми другими предприятиями. Впрочем, у нас внедряется много нового и перспективного ...

Мы вступаем в новое десятилетие, в котором Индустрия 4.0 станет обыденным явлением. КПИ им. Игоря Сикорского как заведение высшего образования, и вся Украина как страна с достаточно высоким интеллектуальным потенциалом в эту эпоху имеют шанс стать важными субъектами рынка высоких технологий. Именно поэтому тезис Стива Джобса (Apple Inc) "Единственный способ делать великие дела - любить то, что Вы делаете" является сегодня чрезвычайно актуальным.

Сергей Войтко, профессор, заведующий кафедрой международной экономики ФММ