Третього декабря 2007 г. исполнилось 285 лет со дня рождения одного из самых ярких представителей философии Нового времени, большого украинского мудреца Григория Саввича Сковороды.
Поистине безграничен круг интересов этого мыслителя. Но, на мой взгляд, наиболее интересной для общественности нашего университета является та его часть, в которой он обращается к проблематике творчества (ведь инженер - это по определению: создатель).
Мы полностью разделяем вывод тех исследователей творчества Сковороды, которые утверждают, что важнейшим его вкладом в развитие мировой философии было учение о "сродном труде" (родственном труде). Не родословная, имущественное состояние и чины, но "сродность" должна определять истинные измерения человека в обществе и общества в человеке. В идее "сродности" в свернутом виде присутствует многое из того, что найдет свое решение и будет решаться в новейших философских и психологических, эвристических и дидактико-педагогических исследованиях проблемы творчества: мотивация творчества, проблема призвания человека, его дарований, склонностей, способностей, талантливости, гениальности. Проблема "человека на своем месте". А следовательно - и проблема "человека не на своем месте" ... Кто-то возразит, что в нашем настоящем подобные проблемы и вопросы не являются остроактуальными, что требуют своего неотложного теоретического и практического решения?
Ведь именно склонность к тому или иному виду и роду деятельности человека и приводит в первую очередь его (деятельности, труда) сродный характер, утверждает С. Сковорода. Сродность результат выбора человеком территорий своего деятельного приложения, а возможность выбирать - это необходимое условие бытия человека в ситуации свободы. И совсем не случайно столько места в раздумьях философа занимает тема свободы. Когда нет возможности выбирать, нет и сродности.
Вот показательный фрагмент из диалога "Алфавит, или Букварь мира": "Некоторый молодчик был моим учеником. Ребенок подлинно рожден к человеколюбию и дружбе, рожден все честное слышать и делать. Но не рожден быть студентом. С удивлением сожалел я в его остолбенелости. Но как только он отрешился к механике, так вдруг всех удивил своим понятиям без всякого руководителя ".
Какие причины приводят к ситуации «не-сродности", в которую попадает человек? Тщеславие, безудержная жажда накопления имущественных форм богатства, стремление званий, чинов и привилегий и т. Это - внутренние побудительные факторы. Есть и внешние, источник которых кроется в самом обществе, несправедливо и неправедно устроенном, отмечает философ. Пренебрежение сродностью, гипертрофированное влечение человека к соблазнам окружающего мира ведет к укоренению в ней чувства отчаяния, безнадежности, ожидания смерти, мести, гнева. Именно предостерегая против такой перспективы, философ настоятельно проводит мысль о необходимости человека "прислушиваться к себе", чтобы идущая из глубин человеческого естества тяга к сродному труду, к "милаго сердцу" рода его деятельного бытия не было проигнорировано, не осталось не услышанным. Мы убеждены, что идея "вслушивания в себя" человека (как и целый ряд других идей Сковороды, относящихся к данной проблематике) еще дождется своих исследователей и наследников, получит то развитие, актуализацию в современной философии творчества, что будет адекватной тому потенциалу, что она в себе таит.
Человек полноценный (цельный, скажет научная философия спустя), счастье, творчество (жизнь в режиме сродности) - то есть однопорядковые измерения личности и общества: “Прибыль не есть увеселение, но исполнение нужности телесныя, а если увеселение, то не внутреннее; родное же увеселение сердечное обитает в делании сродном. Тем оно слаще, чем сроднее… Душу веселит сродное делание”.
Чрезвычайно ценным во взглядах Сковороды на сущность сродности как определяющем факторе бытия истинного человека является то, что он четко осознает социальную, культурную обусловленность и детерминированность личности. Другими словами, человек в него не является атомизированным, а его понимание - очередной философской робинзонадой, но постигается как неотрывная составляющая исторического целого (в Сковороды преимущественно - государства). Это означает, по крайней мере, что для него без сомнения были и вывод о социальной сущности личности, и вывод о том, что сродный человек возможен только в сродном же обществе. А, соответственно, человек "остолбенелый" - в обществе "остолбенелом". И это именно так, потому что творчество можно формировать только в творческом обществе. И причиной гибели рабовладельческих цивилизаций и феодального общества, основанного на крепостном труде, является, по мнению философа, дефицит сродности (в человеке, в государстве, в работе). Смысл бытия человека, таким образом, это поиск его себя, а идеальное общество должно быть устроено таким образом, чтобы выполнять роль своеобразной "повитухи", что обеспечивает рождение полноценного, "душевно веселого", счастливого (собственно - нормального) человека.
В рассуждениях Сковороды нередко находим те практические указания, систематизированная форма рефлексии над которыми однозначно свидетельствует: была попытка разработать основы своеобразной социальной педагогики, которая предусматривала "на выходе" именно такого человека. Показательно, что сродность философа - это не просто, пусть и прекрасный, но экзот, но - сродный труд. Именно через труд - главный фактор бытия культуры, общества - путь к конституированию сродности в практически всеобщей форме. Стремление к труду сродному, по убеждению мыслителя, заложено природой в каждом индивиде, природа же является матерью желания, а остальное “єсть ражженіе, склонность и движение. Она стремится к труду и радуется им, как сыном своим… Кратко сказать, природа запаляет к делу и укрепляет в труде, делая труд сладким”. Именно поэтому “гаразда мыляе и почтеннее природный и честный сапожник, нежели безприродный штатскiй советник”. Но ни в одном из трех миров (по его типологии) не видит он воплощение своего идеала. “Щастия нет на земле, щастия нет в небе...” - писал он в "Разговоре пяти путников об истинном счастии в жизни".
Видимо, отсюда мировая скорбь на душе и лице мудреца, что принял на свою безграничную человечность искупление за "неистинно устроен" мир. Но отсюда же - непреодолимая убежденность в необходимости и возможности такого устройства жизни, которое было бы достойным человека, людей и общества. И не чисто теоретическая, но и та, которая ставит его в один ряд с философами, которые как мыслили, так и чувствовали, так и действовали практически: Сократом, Спинозой, Фихте, Марксом, Лениным ... Именно поэтому вынужден был этот истинный мудрец с палкой в руках подаваться в путешествия, нести людям слово правды о них самих, об их судьбе и скорби и предостерегать, предупреждать.
Этим же, на наш взгляд, обуславливался и стиль его произведений, в нем новейшие полуинтеллигенты от философии склонны видеть селянскую неуклюжесть и умышленное нравоучение. А между тем, по нашему убеждению, в мировой философской традиции до XVIII века включительно мы не видим философа, ему равного на территории разработки гуманистической проблематики. И не потому не видим, что сегодня конъюнктура политическая такая и косяками пошли "украинцы по профессии". Даже среди грандов европейского (западноевропейского) направления у философской разработке идей гуманизма (вспомним хотя бы плеяду мыслителей-гуманистов итальянского Возрождения) Г.С.Сковорода - первый. Другое дело, что мы и до сегодняшнего дня сумели не воспользоваться тысячной долей того богатства мудрости, она явлена человечеству этим философом-гуманистом. Так, время от времени медленно (как правило, в "юбилейном режиме») реагируем выходом пары научных исследований, проведением сковородинского чтений, мероприятий по линии ЮНЕСКО ... А потом (к очередному юбилею) вновь рассуждаем о нашей неполноценности, "колонияльности" и хуторянстве. Ходя пешком по чистому золоту истины, мудрости.