6 июня (по старому стилю – 25 мая) исполнилось 132 года со дня рождения Игоря Ивановича Сикорского. Сегодня в дополнительном представлении он не нуждается, особо не надо рассказывать, кто это студентам и сотрудникам Киевской политехники, которая носит его имя. В Киеве есть уже и улица Авиаконструктора Игоря Сикорского, в его честь назван Международный аэропорт "Киев" в Жулянах, ежегодно в КПИ проводятся фестивали инновационных проектов его имени. Сохранился в столице даже дом, где он провел свое детство и юность, и который киевляне часто называют просто "домом Сикорского". Правда, слово "сохранился" относительно этого здания во дворе по адресу Ярославов Вал, 15-б за его нынешнее состояние можно принять с большой оговоркой. А очень скоро его может там и вообще не остаться. Более того, в последние годы вокруг него разгорелись настоящие страсти. А он, если мог бы говорить, много интересного рассказал бы о своих жильцах. Однако сейчас речь идет уже о его спасении как культурно-исторического памятника Украины, достойного создания в нем музейной экспозиции о жизни легендарного киевлянина.
Семейное гнездо Сикорских
Большая усадьба по ул. Большой Подвальной (ныне - ул. Ярославов Вал), 15 принадлежала профессору Киевского университета Святого Владимира Ивану Алексеевичу Сикорскому. Тогдашняя застройка почти не сохранилась, кроме флигельного трехэтажного дома, в котором жила многодетная семья Сикорских (на первом этаже), где 6 июня 1889 года родился легендарный авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский, самый молодой в семье (пятый ребенок). На втором и третьем этажах этого дома находился Врачебно-педагогический институт для больных детей, основателем которого были его сестры Ольга и Елена Сикорские, а научным консультантом - отец, известный в Киеве невропатолог и психиатр, выдающийся ученый, заведующий кафедрой Киевского университета Святого Владимира Иван Сикорский. Как и во многих российских и украинских интеллигентов, в частности Владимира Вернадского и Соломии Крушельницкой, Михаила Булгакова и Марины Цветаевой, предки Сикорских принадлежали к слою духовенства. Об этом свидетельствует и сам Игорь Сикорский в письме, написанном на английском языке к Василию Галичу 30 августа 1933 года: &uot; Мой род, происходящий из села на Киевщине, где мой дед и прадед были священниками, является чисто украинского происхождения ... " Наверное, это единственный известный документ с подписью Игоря Сикорского, в котором он говорит о своей этнической принадлежности.
Семейную традицию унаследовал и отец авиаконструктора - Иван Алексеевич Сикорский, получивший сначала духовное образование, а потом пошел другим жизненным путем: окончил медицинский факультет Киевского университета Святого Владимира.
Что повлияло на выбор жизненного пути молодого человека, будущего авиаконструктора? Наверное, рассказы матушки Марии Стефановны о чудесном мире научных идей гения ренессансной эпохи Леонардо да Винчи и, в частности, о его удивительном вертолете.
На пути к покорению неба
Путь к небу беспокоил человечество с давних времен. Легенды рассказывают о людях, которые пытались летать, привязывая к себе птицеподобные крылья (вспомним греческую легенду о Дедале и Икаре). Однако только в конце XVIII века началось практическое освоение воздушного океана. В небо Европы взлетели воздушные шары братьев Монгольфье и парижского профессора Шарля, которых горячо приветствовали толпы зрителей.
Только в конце XIХ века была доказана возможность полета летательных аппаратов тяжелее воздуха. В Германии, куда приехал Игорь Сикорский вместе с отцом на каникулы, он впервые узнал о полетах дирижаблей графа Цеппелина, а наряду с этим ознакомился с литературой, посвященной братьям Райт. Наверное, ему вовремя удалось оказаться у истоков авиационного дела, тем более, что центром воздухоплавания в Киеве стал Киевский политехнический институт. Наряду с обучением на механическом отделении КПИ юноше еще удалось побывать в Париже, в Технической школе Девинье де Ланнуа. Там он вдруг осознал, что авиация - это дело всей его жизни. Между тем, в Киеве, как и во многих городах Европы, возникали аэроклубы, воздухоплавательные общества и авиационные журналы, активизировались изобретатели летательных аппаратов. В КПИ тогда работали выдающиеся ученые, энтузиасты авиации, в частности профессора Николай Делоне, Александр Кудашев и Николай Артемьев - ученик Николая Жуковского, который способствовал созданию на механическом отделении КПИ секции воздухоплавания.
Летом 1908-го студент Сикорский начал проектирование своего первого в жизни летательного аппарата - вертолета. Свои исследования он проводил на территории родительской усадьбы, а его первым авиазаводом и мастерской стал там однокомнатный домик. Юному изобретателю не хватало элементарного опыта и средств на приобретение мощного мотора. Его первыми спонсорами были отец Иван Алексеевич и сестра Ольга, которые никогда не отказывали Игорю. Ведь некоторые комплектные детали к летательным аппаратам, в том числе моторы "Анзани", приходилось покупать в Париже, тогда всемирном центре авиации. Вскоре Игорь осознал, что эксперименты с вертолетом лучше отложить на будущее, а себя убедил заняться проектированием перспективных аэропланов.
Последующие годы жизни Сикорского в Киеве были полны напряженной работы по созданию целой линейки аэропланов. Он строил их вместе с энтузиастами летного дела в мастерских и ангарах КПИ. Опираясь на полученные в институте фундаментальные знания, Игорь разработал собственную теорию конструирования летательных аппаратов, прежде всего оригинальную методологию расчета летных параметров будущего аэроплана, подъемную силу крыла, его габариты, конфигурацию и тому подобное. Для авиаторов начинающих, как на то время, эта летная наука была еще terra incognita. Аэропланы, которые построил в Киеве, блестяще подтвердили точность его теоретических расчетов. Но главное произошло на аэродроме во время испытаний. В декабре 1909 года аэроплан Сикорского С-6 развил скорость 111 километров в час, чем превысил мировой рекорд. Способствовало этому и использование при конструировании самодельной установки для проверки аэродинамических параметров летной машины. Рекорды были установлены и на аэроплане конструкции С-6А. Во время соревнований на Московской выставке воздухоплавания в апреле 1912 года этот самолет получил Большую золотую медаль от Русского технического общества, а молодой авиатор, которому не было еще и 23 лет, - приглашение стать главным конструктором авиационного отделения Русско-Балтийского вагонного завода ("Russo -Baltique"). Для бывшего студента КПИ это было очень приятное предложение. С этим предприятием впоследствии были связаны наибольшие успехи Игоря Сикорского на Родине. Там он реализовал свою революционную идею о создании многомоторных аэропланов, в частности грандиозного четырёхмоторного "Ильи Муромца", лучшего самолета Первой мировой войны.
Для демонстрации чрезвычайных летных качеств этого воздушного монстра в июне 1914 года Игорь Сикорский организовал сверхдальний перелет по маршруту С.-Петербург - Киев - С.-Петербург, а на летном поле Санкт-Петербурга отважных "летчиков" встречал лично российский император Николай II.
Уже вот-вот должны были начаться большие драматические события - Первая мировая война, революция, гражданская война - которые заставили в конце концов Игоря Сикорского навсегда покинуть Родину. Родительская усадьба осталась только в воспоминаниях ...
Судьба дома Сикорского
Прошло более 130 лет со дня рождения нашего героя. Бронзовый Сикорский замер у главного корпуса КПИ со своей легендарной шляпой и посвящением на гранитном постаменте: "... Снимаю шляпу перед альма-матер, которая подготовила меня к покорению неба ..." А рядом с ним - вертолет.
А какой же является сегодня судьба его родного дома? К сожалению, драматичной. Вокруг дома Сикорского разгорелись настоящие страсти. Наверное, он стоит этого ...
Ранее Министерство обороны передало дом Сикорского в аренду Международному благотворительному фонду возрождения наследия Сикорского с главной целью - сохранить для потомков как дом, так и память о легендарном киевлянине и его вкладе в развитие мировой авиации. К большому сожалению, этого не произошло. За годы пребывания в аренде дом Сикорского оказался под угрозой разрушения. И вскоре после судебного разбирательства этот договор об аренде был расторгнут.
До сих пор дом Сикорского находится на балансе Министерства обороны Украины; раньше там находился филиал гостиницы "Красная звезда". Однако балансодержатель не осуществляет меры, направленные на охрану и сохранение этого памятника.
Потасовку вокруг дома Сикорского уже давно и внимательно наблюдают из-за океана. Собственные средства в этот дом согласна вложить корпорация "Sikorsky Aircraft", которую возглавлял в свое время наш земляк. Совет директоров корпорации обращался в Фонд возрождения наследия Сикорского с письмом, в котором обосновывалась позиция относительно условий его финансирования, в частности настаивая на том, что Фонд не должен иметь подчиненности государственным структурам. Дальнейшая судьба дома пока еще не известна: вопрос повис в воздухе. Эта беспрецедентная волокита длится десятки лет. Есть свидетельства, что дом намеренно доводят до разрушения, чтобы освободить площадку. Пожар, произошедший в нем в ночь на 14 мая этого года, - дополнительное тому свидетельство.
"Более 20 лет дом Сикорского государство не может привести в надлежащее состояние. Если так будет и дальше, мы рискуем вообще остаться без памятника. Киевсовет еще в 2017 году подтвердил готовность принять дом в коммунальную собственность, чтобы сохранить здание", - заявил после пожара профильный заместитель председателя Киевской городской государственной администрации Владимир Прокопов. Таким образом точки в этом деле пока не поставлено ...
Послесловие. Автор этого материала, коренной киевлянин, окончил Киевский политехнический институт в 1972 году, то есть в год смерти Игоря Сикорского, присоединяется к голосу тех, кто выступает за восстановление дома Сикорского и создания в нем Музея истории воздухоплавания и авиации на имя нашего легендарного киевлянина.