Сергей Владимирович Серенсен родился 29 марта 1905 в Хабаровске в семье инженера путей сообщения. В 1926 году окончил механический факультет Киевского индустриального института (КПИ), а в 1929 г.. После аспирантуры защитил диссертацию. С 1928 по 1934 год он работал старшим научным сотрудником института строительной механики АН УССР, с 1934 по 1936 гг. - Заместителем директора, а с 1936 по 1940 г.. Директором этого института. Здесь С.В. Серенсен организовал проведение комплексных исследований по устойчивости, вибрациям и прочности сооружений, а также развивал исследования усталости конструкционных материалов и несущей способности элементов машины при циклическом и импульсном нагрузке в авиадвигателестроении и технологического оборудования, развивающейся промышленности первых пятилеток.
В 1934 С.В. Серенсен избирается членом - корреспондентом АН УССР, в 1936 без защиты диссертации ему присваивается ученая степень доктора технических наук, в 1938 - звание профессора, а в 1939 в возрасте 34 лет он избирается академиком АН УССР по специальности «механика, прочность в машиностроении ». С 1942 по 1967 С.В. Серенсен организует и проводит исследования по циклической и термической прочности авиадвигателей в ЦИАМ им. П.И. Баранова, а с 1967 г.. Возглавляет лабораторию и комплекс термопрочности Института машиностроения АН СССР. Одновременно в МАТИ он проводил педагогическую и организационную работу, управляя кафедрой «Сопротивление материалов».
С.В. Серенсен принадлежит ряд фундаментальных исследований в области прочности материалов и конструкций, прежде всего их усталости. Еще в середине 30 годов С.В. Серенсен предложил градиентную гипотезу подобия усталостного повреждения в зонах неоднородного напряженного состояния, в дальнейшем развитую в форме вероятностных условий разрушения в зонах концентрации напряжений в работах его учеников (В. Коган, Б.Ф. Балашов, М.Н. Степной, Е. В. Гиацинтовая, Т.П. Захарова, Л. Агамиров, П.С. Евстратова, А.С. Серегин, А. Н. Лисин и др.) Значительный вклад в науку о прочности сделан С.В. Серенсен и его учениками при разработке нового научного направления - основ малоцикловой усталости (Р.М. Шнейдерович, чл.-корр. А.П. Гусенко, чл.-корр. Н.А. Махутов, П.И. Котов, А. Н. Петухов и др.) на основе расчетно - экспериментальных исследований была сформулирована деформационно - кинетический критерий оценки накопления повреждений и инициирования разрушения, отражающий роль нестационарности полей циклических деформаций. Деформационно - кинетическое трактовка развития трещин вплоть до достижения критического состояния дала возможность рассчитывать живучесть элементов конструкций. Эти представления были также положены в основу исследований длительной прочности, малоцикловой усталости при повышенных температурах и термопрочности в аспекте взаимного влияния возникающих повреждений от постоянной и циклической составляющих деформаций. Результаты этих исследований получили отражение в нормативных методах расчета на малоциклового прочность элементов конструкций энергетических, химических реакторов, сварных конструкций и других изделий. В рамках этого научного направления сформированы методы расчета на местную прочность таких деталей, как диски и лопатки паровых и газовых турбин, а также других ответственных элементов машин. Работы С.В. Сёренсена и его учеников повлияли на развитие учения о прочности композитных материалов (стеклопластиков, органопластиков и деталей из них). Здесь был использован статистический подход к оценке прочности волокон и матрицы, а также к объяснению механизма длительного статического и циклического повреждения этого класса материалов. С учетом этого были разработаны методы расчета ответственных деталей (диски, лопасти вертолетов, лопатки компрессоров и т.д.) из полимерных композиционных материалов.
Для научной деятельности школы С.В. Сёренсена, получившей развитие при взаимодействии крупных научных комплекc, характерно стремление использовать полученные фундаментальные результаты для разработки методов расчета на прочность деталей машин и элементов конструкций в ведущих отраслях промышленности. Им предложены методы расчета на прочность сооружений в угольной и металлургической промышленности, инженерных сооружений и авиационных конструкций, элементов тракторов и сельскохозяйственных машин, гидротурбин, мощных прессов, нормы прочности авиационных двигателей, оборудования атомных энергетических станций, машин и стендов для исследования характеристик прочности материалов и несущей способности конструкций.
Академик С.В. Серенсен был членом Национального комитета СССР по теоретической и прикладной механике, членом Национального комитета СССР по сварке, а также членом Научного совета АН СССР по проблеме «Научные основы прочности и пластичности» комитета по государственным премиям, бессменным председателем Научного совета АН СССР по проблеме «Научные основы прочности и пластичности ». В течение многих лет он был членом Президиума НТС Министерства приборостроения, где занимался вопросами создания и развития в нашей стране современной испытательной и измерительной техники.
С.В. Серенсен был почетным доктором многих зарубежных университетов. Ему присуждена Государственная премия СССР. За большие заслуги в области развития механики С.В. Серенсен был награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета» и медалями.
Научное наследие академика С.В. Сёренсена, оставленное им в его научных трудах и трудах его учеников, является неоценимым фундаментом дальнейшего развития работ в сформулированном им направлении. Их актуальность подтверждена и настоящим в части научного обоснования ресурса и условий безопасной эксплуатации высокорисковых объектов техносферы.
В академических и отраслевых институтах, конструкторских и технологических бюро России, Украины, Беларуси, Литвы, Латвии, Казахстана, Чехии, Словакии, Болгарии были выполнены исследования по комплексным программам, а также были осуществлены новые научные и практические разработки вопросов конструкционной прочности, заложенные академиком С .В. Серенсен.
Источник информации: Научная школа кафедры «Механика материалов и конструкций»