Расширение масштабов подготовки специалистов обостряло кадровую проблему, требовало совершенствования работы научно-педагогических кадров. В то время в институте работали такие выдающиеся ученые: академики К. К. Хренов, Н. Н. Доброхотов, Ф. П. Белянкин, Б. С. Лисин, член-корреспонденты АН УССР В. Е. Васильев, В. А. Избеков, С.И. Тетельбаум, А. Д. Коваленко, профессора И. Т. Швец, В.И. Толубинский, А.Д. Нестеренко, К.И. Ващенко, С.С. Рудник, С. Писаренко, А.В. Орловский, А.С. Смогоржевский, Н.А. Кильчевский, М.А. Кондак и др. Они заведовали кафедрами, проводили научно-педагогическую работу, большинство из них были воспитанниками института.

Однако ощущалась острая потребность в научно-педагогических кадрах высшей квалификации для замещения штатных должностей заведующих кафедрами, не хватало также кандидатов наук для замещения должностей доцентов. По состоянию на апрель 1946 г. с 52 должностей заведующих кафедрами только 18 были заняты докторами наук, а на 95 должностях доцентов кафедр работало только 41 кандидат наук. На начало 1950 г. в институте насчитывалось уже 365 преподавателей, в том числе профессоров - 32 (8,8%), доцентов - 85 (23,3), старших преподавателей - 55 (15,5), преподавателей-ассистентов - 193 человека (52,9). Имели ученую степень доктора наук - 22 (6%), кандидата наук - 112 человек (30,7%) [23, с. 22]. Преподавательский состав преимущественно пополнялся лицами, не имевшими ученых степеней и знаний, и значительно меньше - кандидатами наук и доцентами. Ощутимо сократилось, правда, число совместителей.

Улучшению подготовки научно-педагогических кадров в определенной степени способствовало расширение аспирантуры, заметим, что в ней готовили также кадры для других вузов республики. В 1945-1946 гг. защитили кандидатские диссертации 13 аспирантов, преподавателей и сотрудников, среди них Б. Е. Патон, который в декабре 1945 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию по проблемам сварочного процесса (ныне директор Института электросварки им. Е. О. Патона НАН Украины, президент НАН Украины) [14, с. 19].

Следует отметить, что возможности таких форм подготовки научно-педагогических кадров как докторантура и аспирантура в то время использовались недостаточно. За 1946-1950 гг. защитили докторские диссертации только трое, кандидатские - 33 человека. Сказывался недостаток надлежащей лабораторной базы, необходимой для экспериментальных исследований, кафедры недостаточно активно привлекали в аспирантуру способную молодежь, особенно ту, которая имела опыт производственной и инженерной работы. Более того, установленные планы приема в аспирантуру часто не выполнялись. Так, план приема в аспирантуру 1947/48 у. г.. был выполнен лишь на 40% [24, с. 92]. 1949/50 у. г.. на 18 вакантных мест принято лишь 14, а 1950/51 у. г.- 12 человек, на кафедрах радиотехники, радиотрансляционных приборов, металлургии чугуна, металлургии стали, литейного производства, термической обработки, шахтного строительства не поступило ни одного заявления [22, с. 144]. Только 1951г. план приема в аспирантуру в целом по института было выполнено, однако проблема коренного улучшения работы аспирантуры, как и уровня научной квалификации преподавательского состава, и на последующие годы оставалась одной из первоочередных.

В послевоенные годы осуществлялись систематический просмотр учебных программ, составление программного материала по отдельным родственным дисциплинам. Только с октября 1947 г. по январь 1948 г. было пересмотрено и составлено более 70 учебных программ [21, с. 40].

Работа по обновлению учебных программ активизировалась в связи с созданием в октябре 1949 г. методического совета. В течении 1949/50 у. г. было составлено 150 программ с теоретических курсов и полностью переработано программы по производственной практике, 1950/51 у. г.. пересмотрено и составлено более 200 учебных программ. В то же время осуществлялась унификация учебных планов, поскольку 1948/49 у. г.. студентов первого курса было переведено на 5,5-летний срок обучения, тогда как третьи - пятые курсы учились по старым пятилетним планам [22, с. 114]. Такое расхождение в учебных планах негативно сказывалось на организации учебного процесса. Большое значение для повышения эффективности обучения имели мероприятия по укреплению общего режима работы института, в частности, упорядочение учета посещений, содержания и расписания занятий. Было введено зачетки, установлено контроль за пересдачу и тому подобное.

Конечно, последствия войны, разруха не могли не сказаться в первые послевоенные годы на общей подготовке студентов. Как показала практика, подготовительное отделение, а затем подготовительные курсы не смогли значительно улучшить качество знаний слушателей, о чем свидетельствовали итоги экзаменационных сессий. Почти половина студентов учились на «удовлетворительно», а более 6% - крайне неудовлетворительно, что стало причиной большого «отсева» студентов. В течение 1946/47 у. г. из института по разным причинам выбыли 743 студента (из них более половины - первокурсники), а 1947/48 у. г.- 518. Особенно неутешительными были результаты экзаменационных сессий на теплотехническом, горном и металлургическом факультетах. На последнем в связи с недобором учились и те, кто не выдержал конкурса в другие вузы и на другие факультеты [25, с. 2]. Поэтому в этот период основное внимание администрация института уделяла организации работы и совершенствованию методики проведения всех видов занятий, оказанию помощи студентам, которые имели перерыв в обучении, особенно демобилизованным из рядов Советской Армии. Только к середине 1945/46 у. г. таких студентов было принято 579 [26, с. 23]. Специально для них организовывалась консультативная работа, в вечерние часы проводились дополнительные занятия. Большую работу в этом направлении провели кафедры математики, теоретической механики, сопротивления материалов, иностранных языков.

Негативно сказывалась на учебном процессе ограниченность библиотечного фонда, особенно - нехватка учебной литературы, пособий. Только один учебник по общеобразовательным и общественным дисциплинам приходился на пять-шесть человек, а в отдельных случаях их вообще не было. Профессора и преподаватели много внимания уделяли привитию студентам навыков самостоятельной работы, правильной ее организации. Кафедры устанавливали объем домашних заданий, количество расчетов и чертежей, а деканаты планировали равномерное их распределение на протяжении семестра. К каждой дисциплине планировалось два коллоквиума. В академических группах обязательно один раз в месяц проводились производственные совещания в присутствии представителей деканата и кафедр. На них анализировался ход выполнения студентами учебного плана, подавались предложения по улучшению организации самостоятельной работы. За успехи в учебе, лучшие курсовые проекты, студенты поощрялись повышенными стипендиями, премиями, устраивали выставки студенческих работ [18, с. 16].

Кафедры организовали чтение лекций по вопросам методики самостоятельной работы студентов, для чего привлекали ведущих ученых. 1947 на заседаниях кафедр и ученых советах были заслушаны доклады по вопросам организации учебного процесса: «Методика изложения некоторых вопросов термодинамики» (проф. М. А. Кичигин), «Методика преподавания курса« Теория холодильных машин »(проф. И. И . Чернобыльский), «Методика проведения курсового проектирования по городским сетям» (проф. Г. М. Городецкий), «Методика проведения производственной практики с электрических сетей и подсистем» (доц. С. Е. Ходоров) и др. [27, с. 40]. Подготовка и обсуждение докладов по вопросам методики организации учебного процесса широко практиковались и в последующие годы.

1947 г. в стране проводилась кампания по «борьбе с космополитизмом», которая приобретала нередко искаженные формы. Не обошел эта шумная кампания института. Вместе с тем, была проведена и полезная работа по пропаганде достижений отечественной науки и техники: вводилось преподавание курса истории техники, создана кафедра истории техники, которую возглавил доц. А. Ю. Голян-Никольский. Кафедра выполняла значительную работу по подготовке к изданию трудов, посвященных отечественным ученым и их вклада в мировую науку. Уже 1950/51 у. г. увидели свет труды М. А. Кильчевского, Т.В. Путяты, Б. М. Фридмана «О роли отечественных ученых в развитии механики», А. Ю. Голян-Никольского «М. Е. Жуковский », А. И. Астахова «Российские химики-новаторы науки и промышленности» и «М. В. Ломоносов - отец современной химии», Ш.Г. Горделадзе «К. С. Циолковский» и др. [22, с. 11О].

Положительные сдвиги происходили в организации учебно-производственной практики. Студенты практиковали на 49 предприятиях страны, в том числе на московском и горьковскому авто, ленинградском и днепропетровском металлургических заводах, березняковском химкомбинате и др. Более 65% студентов задачи по производственной практики выполнили на «отлично» и «хорошо» [18, с. 16].

Не ослабевало внимание и к военной подготовки студентов на военной кафедре. Здесь готовили офицеров запаса связи и автомобильных войск. Только 1946 г. на военной кафедре насчитывалось 1320 студентов, из них более 70% имели по военной подготовке высокие оценки. Кроме выполнения учебной программы, военная кафедра готовила инструкторов из стрелкового дела, снайперов, что соответствовало потребностям поддержания обороноспособности страны на высоком уровне [18, с. 27].

Работа всего коллектива института оказалась плодотворной. Заметно поднялся уровень преподавания, повысилась успеваемость. Об этом свидетельствуют итоги (в%) весенних экзаменационных сессий, приведены в табл. 1 [22, с. 178].

Таблица 1

год Явилось на экзамены студентов, % Сдали все экзамены. % Сдали экзамены, %
«отлично», «хорошо» «неудовлетворительно»
1945/46 89 77,5 51,5 6,5
1946/47 96,2 89,5 55,0 3,4
1947/48 96,5 92,0 58,5 1,9
1948/49 98,5 95,0 62,4 0,94
1949/50 98,4 95,2 67,2 1,09

В конце 1945 г. было возобновлено издание институтской многотиражной газеты «Советский студент», в которой освещалась деятельность коллектива. С начала 1949 г. эта газета под названием «За советского инженера» начала выходить регулярно. Редколлегию ее возглавил бывший фронтовик Л. А. Радченко. С 1 января 1949 г. по 29 июня 1950 г. вышло 37 номеров газеты, на страницах которой печатались материалы о важнейших политических событиях, поднимались вопросы учебно-воспитательной работы, связи науки с производством, освещалась общественная жизнь факультетов и групп. Продолжался выпуск радиогазеты «Известия КПИ».

Большое значение для повышения качества подготовки специалистов имела научно-исследовательская работа и привлечение к ней студентов. В первые послевоенные годы эта работа была направлена главным образом на решение задач восстановления народного хозяйства, что нашло отражение в госбюджетной и хоздоговорной тематике. Среди проблем, которые разрабатывались на средства госбюджета, были: совершенствование технологических процессов в машиностроении (проф. С. С. Рудник), повышение технического уровня электроприборостроения (проф. А. Д. Нестеренко), электроуправление металлорежущих станков (проф. М. М. Васильев), вопросы автоматизации (проф. И. И. Гребень), научное обоснование развития местных электростанций СССР (проф. А. В. Орловский), передача электроэнергии без проводов (проф. С. И. Тетельбаум), совершенствование радиоприемного оборудования с целью уменьшения радиопомех (проф. Н. П. Воллернер), повышение качественных показателей теплотехнического оборудования (профессора М. А. Кондак и М. А. Кичигин), тепловые процессы в реактивных двигателях (проф. И. Т. Швец), изучение местного керамического сырья и использование его в качестве строительного материала (проф. Б. С. Лисин), совершенствование технологии электротехнического производства (проф. М. М. Воронин), повышение эффективности печного оборудования промышленных предприятий (проф. М. М. Доброхотов) [28, с . 83].

Кроме госбюджетных, сотрудники института выполняли и хоздоговорные темы. Это была не только техническая помощь предприятиям и организациям в виде консультаций, обследований, экспертных оценок, анализов и т.д., но и разработка методов решения важных научных задач, выдвинутых производством. Только 1946 г. были заключены соглашения по хоздоговорным на общую сумму около 1 млн руб. [1, с. 60]. С 97 тем, завершенных 1947 г., 32 было внедрено в промышленность, из них 18 - госбюджетные, 14 - хоздоговорные [21, с. 93].

Все теснее была связь ученых с производственниками, все чаще они заключали соглашения о сотрудничестве. Ими предполагалось чтение лекций на предприятиях по новой технике, проведение экспертиз и консультаций по проблемам ее внедрения, участие работников кафедр в заводских производственно-технических совещаниях, повышение квалификации инженеров, мастеров и рабочих путем организации специальных школ, чтение цикла лекций, привлечение заводских работников к выступлениям в институте по вопросам использования новой техники, совместная разработка и исследование производственных вопросов. Первые такие соглашения появились в 1948-1949 гг., например, соглашение декана механического факультета доц. С. А. Картавова с рабочими Киевского станкостроительного завода им. А. М. Горького Кобылянским и Лопаевым о расточке точных отверстий в деталях. Ученые делали расчеты, а рабочие использовали их на практике, минуя долгий путь административной волокиты. На этом же факультете по соглашению с производственниками сотрудничала кафедра технологии машиностроения.

Опираясь на расчетные данные, сделанные проф. С. С. Рудником, токарь завода «Красный экскаватор» В. К. Семинский усовершенствовал методы скоростной обработки металлов. В то же время работники кафедры оказывали помощь предприятиям во внедрении передовых методов труда, способствовали подготовке высококвалифицированных рабочих-скоростников и инструкторов по скоростной резке. Кафедра сварочного производства сотрудничала с Горьковским автозаводом, заводами «Уралмаш», «Красное Сормово», Новокраматорским машиностроительным. Научная тематика кафедры основывалась на потребностях промышленности, что обеспечивало быстрое внедрение научных исследований в производство [29, с. 218]. Институт 1950 г. оказывал широкую помощь промышленности на основе комплексных соглашений, охватывающих производственную деятельность всего предприятия, совершенствуя и улучшая его общие показатели. Примером этого может служить соглашение института с заводом «Ленинская кузница», к которому присоединились 23 кафедры КПИ.

На общенаучных и специальных кафедрах к научно-техническому творчеству привлекали студентов, особенно старших курсов. Основной формой их участия в исследовательской работе в послевоенные годы были научные кружки, на базе которых в апреле 1946 г. в институте образовалось студенческое научно-техническое общество. В момент создания оно имело девять секций, объединило 30 кружков по специальностям и около 500 студентов [30, с. 16]. Руководили секциями ведущие ученые института.

1946 г. СНТО провело первую студенческую научно-техническую конференцию. Доклады студентов Полтавцева («Исследование кинематики и динамики почвенной фрезы»), Геращенка («Теплоотдача при кипении»), Ковалева («Легковесные огнеупоры из местных материалов»), Романченка («Радарные отзывы с Луны») показали достаточно высокую инженерную подготовку, умение анализировать явления, проводить самостоятельные исследования и привносить элементы новизны в работу [28, с. 154]. С этого времени общеинститутские студенческие научные конференции стали традиционными.

СНТО строило свою деятельность в направлении предоставления конкретной помощи промышленности. В работе VIII студенческой научной конференции приняли участие молодые новаторы киевских предприятий. СНТО наладило и поддерживало связи с лучшими предприятиями Киева. Так, студенты механического факультета провели паспортизацию гидравлического зуборезного станка для завода им. А. М. Горького, а студенты сварочного факультета разработали и осуществили отмачивание электродов на заказ завода «Красный экскаватор».

1948 г. коллектив киевских политехников отметил свой полувековой юбилей. За вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов и в связи с юбилеем институт был отмечен высшей государственной наградой - орденом Ленина. Высокие награды получила группа работников КПИ, в частности директор института проф. А. С. Плыгунов, профессора В. Е. Васильев, К. И. Ващенко, С. С. Рудник.

1950 г. институт выпустил более 500 инженеров, тогда же состоялся первый выпуск горных инженеров. За послевоенное пятилетие институт подготовил для народного хозяйства около 2 тыс. специалистов.

В 50-х годах подготовка инженеров активизировалась. Быстрому росту числа студентов способствовало то, что по отдельным специальностям было введено ускоренную подготовку инженеров из числа лиц, окончивших техникумы. В начале 1953/54 у. г. в вузе насчитывалось 402 таких студента, 1956/57 у. г.- 789, в том числе на горном факультете - 142, химико-технологическом - 164, радиотехническом - 433, электротехническом - 50 [22, с. 261].

Ускоренными темпами шла подготовка специалистов без отрыва от производства. Это обуславливалось повышенным спросом на специалистов в связи с научно-техническим прогрессом, который стимулировал желание молодежи овладевать современными знаниями. Для студентов, которые учились по этой системе, создавались благоприятные условия на производстве - они освобождались от вечерних смен, получали отпуска во время сессий, имели практику по месту работы, по возможности переходили на работу по выбранной специальности. С 1952 г. для всех специальностей, кроме филологических, был отменен вступительный экзамен по иностранному языку, что облегчало поступление в вуз.

На базе заочного отделения в КПИ 1953 г. было открыто заочный факультет, в состав которого вошли студенты учебно-консультационного пункта Всесоюзного заочного политехнического института. В начале 1955/56 у. г. на заочном факультете обучалось 1172 студента. 1954/55 у. г. в институте на вечернем отделении началась подготовка инженеров, которые получали знания по инженерным специальностям в области электрификации промышленных предприятий и технологии машиностроения [31, с. 6]. В это время с 9225 студентов дневной формой обучения было охвачено 7976, заочной - 1172, вечерней - 77.

В дальнейшем произошли существенные изменения в соотношении студентов, которые учились с отрывом и без отрыва от производства. При относительной стабильности приема на дневную форму обучения опережающими темпами рос прием на заочную и вечернюю формы. Как следствие, в конце 50-х годов в институте обучалось свыше 12 тыс.

Студентов, из них 42% без отрыва от производства. На базе вечернего отделения 1958 г. был создан самостоятельный вечерний факультет, на котором обучалось 590 студентов (семь специальностей), 1959/60 у. г.- 1449, в том числе на первом курсе 667 человек [32, с. 127]. В июле 1958 г. 1343 студента-заочника были переведены до восстановленного Украинского заочного политехнического института. В КПИ остались учиться заочно 3143 студента 17 специальностей. Они обслуживались 52 кафедрами, входившими в семь факультетов стационара [33, с. 196].

На дальнейшее развитие заочной и вечерней форм обучения отрицательно повлияли серьезные недостатки всей системы подготовки специалистов без отрыва от производства. Заканчивали вуз лишь 15 - 20% заочников. Система заочного и вечернего образования не была упорядочена, занятия проводились, как правило, внештатными преподавателями, что приводило к снижению качества подготовки специалистов.

С целью улучшения заочного образования в Украине 1960 г. было создано общетехнические факультеты. Согласно положению о ОТФ высшее образование 0ТФ осуществлялось в два этапа: первый - общетехническая подготовка на первых трех курсах за унифицированнымм учебными планами по всем техническим специальностям, второй - специальная подготовка. Унифицированный учебный план ОТФ охватывал 15 специальностей. На ОТФ большинство студентов-заочников могли посещать лекции, семинары, отрабатывать практикумы, выполнять лабораторные работы.

1960 г. было создано ОТФ КПИ в Чернигове, Житомире, Ново-Волынском. На 1 октября 1961/62 у. г. насчитывалось 4253 студента-заочника, в том числе на черниговском ОТФ обучалось 760, житомирском - 707, ново-волынском - 332, на ОТФ при КПИ - около 1400 студентов. Кроме этого, на старших курсах заочного факультета обучалось 1046 человек [34, с. 13].

Опыт показал, что ОТФ оправдали себя лишь частично. Развитие этой формы обучения сдерживало недостаток материальной базы, особенно в филиалах, нехватка квалифицированных преподавателей, слабая связь с базовыми кафедрами.

В институте в этот период произошли существенные изменения. Так, в марте 1952 г. инженерно-физический факультет был ликвидирован, физика диэлектриков и техническая электроника стали специальностям радиотехнического факультета, а инженерно-физическая специальность - металлургического [35, с. 4]. Эти факультеты должны были готовить инженеров по технической электронике, физике диэлектриков, порошковой металлургии, металлофизике. 1952/53 у. г. был отменен также инженерно-педагогический факультет, а его студентов перевели на механический факультет. 1953/54 у.г. восстановлен факультет химического машиностроения. В процессе упорядочения сети вузов в КПИ влились Киевский технологический институт силикатов и Институт киноинженеров. Подготовка специалистов в области машин и аппаратов химических производств сосредоточивалась в двух вузах - КПИ и ДХТИ. В вузе началась подготовка из таких новых специальностей, как инженеры-операторы для телевизионных студий, электронные приборы, промышленная электроника, математические и счетные приборы и устройства, автоматизация металлургических процессов, гидро- и электро- акустика, конструирование и технология производства радиоаппаратуры, технология основного органического синтеза и синтетического каучука [12, с. 54].

Произошли изменения также и в руководстве КПИ: доценту А.С. Плыгунову 1952 г. было предоставлено докторантуру, директором назначено проф. В.Н. Гриднева. 1955 г. после кратковременного пребывания на этом посту проф. И.Т. Сапожника директором института вновь назначено А.С. Плыгунова.

Значительный рост количества студентов обусловил ощутимое расширение учебно-производственной базы института. Благодаря усилиям коллектива (его помощи строителям) 1951 г. было сдано в эксплуатацию 1200 м2 новых учебных площадей. Вступили в строй котельная химического корпуса, газовая контрольная распределительная подстанция, газовая подстанция низкого давления. В химическом корпусе начались работы по оборудованию вытяжной вентиляции и замены центрального парового отопления водяным. Начались строительство корпуса радиотехнического факультета, надстройка общежития № 1 и нового студенческого общежития на 550 мест. За 1953 г. в главном корпусе было сдано в эксплуатацию 3852 м2 площади, что позволило открыть на радиофакультете семь новых лабораторий, металлургическом факультете - две, теплофаке - одну [37, с. 298].

1954/55 у. г. восстановительные работы на всех объектах института завершились. В большой физической аудитории (полезная площадь 600 м2) проводились отделочные работы. В главном корпусе заменено паровое отопление водяным. Было завершено строительство общежития на 550 мест, в энергоблоке освобождены 580 м2 площади, ранее занятой под общежитие рабочих «Киеввузбуду» [38], завершено строительство жилого 60-квартирного дома по ул. Никольско-Ботанической, жилого 24-квартирного дома на территории института, что предназначались для профессоров и преподавателей. В распоряжение вуза перешло строительство учебного корпуса киноинженерного института и студенческого общежития на 600 мест. Расширилась лабораторная база института, было открыто лабораторию изотопов и кино-лабораторию теоретических основ электротехники, измерительных приборов и счетных машин и др. [39, с. 10]. 1958 г. институту была передана часть производственных площадей завода им. И.И. Лепсе под новый механический цех кафедры технологии металлов, сварочное отделение, столярную мастерскую. Здесь полностью разместилась кафедра обработки металлов давлением с лабораторными и учебными классами. Учебный процесс и особенно научно-исследовательская работа требовали создания новых лабораторий и кабинетов. В 1958-1959 гг. были созданы две научно-исследовательские лаборатории на химико-технологическом факультете, одна на горном, четыре - на механическом.

В 1960/61 у. г.. общая площадь помещений института составляла 108758 м2, в том числе учебных помещений - 59 636 м2, площадь, занятая под общежитие - 124772 м2. В пяти общежитиях проживали 3624 студента, а на квартирах - 600. Возводились четыре новых объекта - учебный корпус радиотехнического факультета, проблемная лаборатория теплообмена и газодинамики, лабораторный корпус и студенческое общежитие № 6 [34, с. 2]. И все же капитальное строительство велось очень медленно, материальная база института не удовлетворяла потребностей учебно-воспитательного и научно-исследовательского процессов.

Перед коллективом института стояли задачи дальнейшего укрепления профессорско-преподавательского состава, коренного улучшения подготовки и повышения научной квалификации молодых преподавателей. Преподавательский состав в эти годы пополнился крупными учеными: профессорами И. М. Федорченком (металловедение и порошковая металлургия), Г. В. Самсоновым (металловедение), И. М. Плотниковым (электрические машины), С. В. Свечниковым (физика ) и др. С 1953г. в вузах восстанавливалась конкурсная система замещения вакантных должностей (заведующих кафедрами, профессоров, доцентов, преподавателей и ассистентов), что улучшало качество учебного процесса, облегчало привлечения в вуз высококвалифицированных работников науки и производства, способной молодежи.

Определенные сдвиги произошли в повышении научной квалификации преподавателей. 1953 г. была завершена работа над 30 диссертациями, около 100 ассистентов и старших преподавателей имели планы подготовки диссертаций. Их работа контролировалась руководителями кафедр и научно-исследовательским сектором. Большинство кафедр обеспечивала диссертантов научными руководителями и экспериментальными стендами. В этом году было отмечено наибольший конкурс в аспирантуру. Среди выпускников аспирантуры начала 50-х годов были Ю.Ю. Лукач, А. М. Алабовский, В. И. Гнатовский, В. М. Винославская, А. В. Новиков, В. А. Христич [40, с. 205]. 1954 г. 28 человек из числа выпускников аспирантуры остались работать в институте, из них 20 - на преподавательской работе. В начале 1955 г. в аспирантуре обучалось 75 аспирантов, в том числе 68 с отрывом от производства [41, с. 3]. Среди выпускников аспирантуры в этом году был В. И. Трефилов (кафедра термообработки) - впоследствии академик, вице-президент АН УССР. И все же подготовка кадров в аспирантуре и докторантуре не отвечала требованиям времени, задачам технического прогресса. Почти не учитывались потребности в дефицитных специальностей, многие кандидаты наук, окончившие аспирантуру, были недостаточно подготовлены к самостоятельной исследовательской и педагогической работе. 1956 г. был введен новый порядок комплектования аспирантуры - на технические и технологические кафедры принимались лица, имевшие не менее двух лет стажа практической работы по специальности. Прекратился прием в докторантуру. Подготовка специалистов высшей квалификации должна была осуществляться на основе активного участия преподавателей в научно-исследовательской работе. Устанавливались творческие отпуска для завершения кандидатских и докторских диссертаций. Диссертации с этого времени принимались к защите только после публикации их в виде монографий или статей. В то же время с учетом потребностей развития науки и техники расширялась подготовка ученых по таким специальностям, как автоматика и телемеханика, автоматизация промышленных предприятий, полупроводники.

В конце 50-х годов положение с аспирантурой в институте осложнилось, планы приема не выполнялись. 1959 г. на 85 мест было подано 78 заявлений, а в аспирантуру зачислены только 63 человека, среди них 38 - с отрывом от производства. Необходимо было приложить большие усилия, чтобы перестроить работу кафедр в соответствии с требованиями, что относились к подготовке научно-педагогических кадров в аспирантуре. 1961 г. в аспирантуре института по 38 специальностям учился 171 аспирант, в том числе 93 с отрывом от производства. Большинство аспирантов готовились на радио и электротехническом, механическом, металлургическом и химико-технологическом факультетах [42, с. 150].

Успешное обучение в аспирантуре, дальнейшая преподавательская работа, докторантура, а после ее отмены - творческие отпуска молодым ученым для завершения докторских диссертаций, обусловили существенное изменение качественного состава преподавателей. К началу 1960/61 у. г.. в институте работали 654 штатных преподавателя, среди них 30 профессоров (4,8%), 203 доцента (31%), 96 старших преподавателей (14,6%), 325 преподавателей и ассистентов (49,6%), в том числе 28 докторов (4,2%) и 286 кандидатов наук (40,9%), в целом за последнее десятилетие профессорско-преподавательский состав вырос почти вдвое. Около половины кафедр (45%) возглавляли преподаватели с учеными степенями докторов и кандидатов наук [32, с. 28].

Киевский Политехнический институт Очерк истории.- Киев: "Наукова думка", 1995.- 320 с.

На фото: Співробітники кафедри вищої математики і теоретичної механіки Київського інженерно-будівельного інституту. Третій зліва – Ю.Д. Соколов. Травень 1956 р.