Когда миллионы людей убегали от войны, некоторые экспатрианты приняли, казалось бы, невероятное решение – остаться в Украине. Среди них – студенты, решившие закончить учебу, и другие люди, которые теперь считают Украину своим домом.
Меган Спешиа
Фотографии Лаура Бушнак
Через полтора года после начала войны в Украине Меган Спешия и Лаура Бушнак встретились с проживающими в Киеве иностранцами.
• 28 декабря 2023 г.
Через три месяца после вторжения России в Украину в начале 2022 года Марва Йехеа решила вернуться в свой дом в Украине.
У Йехеи 31 год, она родом из Сирии и покинула украинскую столицу вместе с двумя дочерьми в феврале, когда началась война. В то первое время неопределенности она, беременная третьим ребенком, провела с дочками несколько недель в Германии.
Однако женщина была полна решимости вернуться домой ко времени рождения ребенка. В мае 2022 года семья вернулась в Киев и госпожа Йехеа родила здесь сына.
«Война еще не закончилась и психологическая нагрузка утомляет», - сказала Йехеа во время интервью в Киеве этим летом. – «Но ты привыкаешь к этому. Особенно это касается нас, сирийцев, уже видевших войну, - здесь мы чувствуем безопасность».
До российского вторжения Киев на протяжении десятилетий становился действительно космополитическим городом, сюда приезжали учиться иностранные студенты, работали иностранные специалисты, все они хотели жить в Европе. До войны по официальным статистическим данным за 2020 год в Украине постоянно проживало около 293 600 иностранных граждан.
Подписи к фото: Марва Йехеа (в центре), родом из Сирии, поздравляет своего друга после молить в Киеве.
Служба в Исламском центре в Киеве. Госпожа Йехеа вернулась в Киев, чтобы родить сына здесь.
По словам госпожи Йехеа, война влечет за собой психологическую нагрузку. «Однако к этому привыкаешь», – сказала она.
Некоторые иностранцы решили продолжать жить здесь, несмотря на то, что страну охватила война и миллионы людей стали беженцами. В некоторых случаях возвращение в страну происхождения невозможно, и такие люди остаются в Украине, потому что не хотят стать беженцами во второй раз. А другие просто не хотят покидать ту жизнь, которую они построили себе в Украине.
«Мы были здесь счастливы – наша жизнь здесь была хорошей, слава Богу», - говорит госпожа Йехеа, проживающая в Украине с 2012 года. - «Наша жизнь здесь была комфортной.»
Иностранные студенты, которые учатся в вузах, также вернулись, учитывая ценность доступного образования по сравнению с военными рисками.
Ван Чжэн из Китая учился в Украине с 2017 года. Он только начал работать над проектом для получения магистерской степени, как началась война. Он вернулся в Китай и продолжал обучение онлайн, однако прошлой осенью вернулся в Киев. Его образование "является важнейшей вещью", сказал он и добавил: "Я не могу сдаться".
Именно в Киеве он впервые встретил свою девушку, 26-летнюю Ван Даньян, по образованию оперную певицу и тоже родом из Китая. Она вернулась в Киев в июле и молодые люди снова объединились. Господин Ван говорит, что они хотят строить свою общую жизнь именно здесь.
«Я чувствую, что Украина – это моя вторая родина», - сказал он.
Подписи к фото: Ван Чжэн и его подруга Ван Даньян, оба родом из Китая.
Господин Ван учится в Украине с 2017 года. "Я не могу сдаться", - сказал он.
Пара объединилась после того, как оперная певица Ван вернулась в Киев.
В 2020 году в украинские вузы поступили около 76500 иностранных студентов, и наибольший процент студентов – из Индии.
Две студентки из этой страны, 20-летняя Яанви, официально имеющая только одно имя, и ее соседка по комнате, 22-летняя Мэри Фиона, изучали медицину в Киеве, когда началась война. Яанви приехала в декабре 2021 года, всего за несколько месяцев до российского вторжения, и покинула страну через четыре дня после начала боевых действий.
Ей и другим индийским студентам сказали, что при посадке в поезд, отправляемый из столицы, предпочтение отдается украинцам, и девушка ждала на вокзале несколько часов. Наконец она добралась до польской границы, однако там иностранные студенты снова задержались, поскольку столкнулись с проблемой, о которой многие выходцы из Азии и Африки тогда рассказывали.
Госпожа Фиона, которая жила в Украине уже четыре года, сказала, что до войны она испытывала в Украине определенную дискриминацию и назвала ее «мучительной», однако вообще девушка имела положительный опыт пребывания здесь.
«Я люблю эту страну, поэтому я вернулась», - сказала госпожа Фиона.
В январе 2023 обе девушки вернулись в Украину, их не пугали авиаудары.
«Если ты должен умереть, то можешь умереть и в собственном доме», - сказала Яанви. – «Это уже как судьба сложится. Здесь есть хранилища, и украинцы тоже здесь живут.»
Подписи к фото: Али Салех, покинувший Чад после того, как там началась гражданская война, и вырос в Саудовой Аравии, в 2020 году начал изучать биомедицинскую инженерию в Киеве.
Мэри Фиона (слева) и ее соседка по комнате Яанви родом из Индии, они изучали медицину, когда началась война.
Хадиджа Хасан из Чада учится в Киевском медицинском университете имени Богомольца. Она была беженкой, однако вернулась в Киев в октябре 2022 года.
25-летний Али Салех, гражданин Республики Чад, вырос в Саудовской Аравии, поскольку его семья была вынуждена покинуть родную страну из-за гражданской войны. Когда российские войска вторглись в Украину, он изучал биомедицинскую инженерию в Киевском политехническом институте. На несколько месяцев он уехал в Париж, но вернулся в Киев в начале 2023 года.
Сейчас Салех сосредоточен на учебе и работе. В свободное время он любит стряпать, однако жизнь его одинока, поскольку многие его друзья решили не возвращаться.
"Я вернулся, страна была не в лучшем состоянии", - сказал господин Салех, имея в виду постоянные отключения электроэнергии прошлой зимой и угрозу авиаударов. Он сказал, что, вероятно, он когда-нибудь расскажет обо всем этом своим детям и внукам.
24-летний Зияд Хаким пять лет изучал машиностроение в Киевском политехническом институте, и когда началась война, он не захотел оставить всю работу, которую уже проделал.
Господин Хаким, уроженец Марокко, выехал в родную страну после начала войны, однако вернулся в Киев в январе 2023 года, чтобы закончить последний семестр учебы. Летом он защитил диплом и вернулся в Марокко.
«Я должен был приехать сюда и завершить свою работу», - сказал он в Киеве за несколько дней до отъезда домой. – «Иначе вся моя работа, все усилия пропали бы».
Другие иммигранты говорят, что они готовы остаться здесь надолго, даже несмотря на то, что война разрушает их жизнь.
Абдалджалил Реджи, палестинский врач, проживал в Украине 20 лет. Когда началась война, он вместе с женой и двумя детьми уехал в Великобританию, но вернулся в Киев летом 2022 года. Он хотел здесь работать и хотел, чтобы его дети вернулись в обычную жизнь. В Киеве, несмотря на войну, их жизнь вернулась к обычному ритму. В выходные дни семья устраивает пикники в парке, вместе с друзьями они ходят в киевский Исламский центр, а их дети снова посещают школу.
Подписи к фото: Абдалджалил Реджи, палестинский врач, проживающий в Украине 20 лет, вместе с женой Алаа Хлайф и с детьми Илией, сидящим на коленях у отца, и Тайсиром в Киеве.
Тайсир Реджи (в центре) снова учится в киевской школе. Семья покидала Украину на непродолжительное время.
"Мы знаем, что наше будущее - здесь, и мы останемся здесь", - сказал д-р Реджи.
«У нас есть выбор, и мы предпочитаем Украину», - сказал 39-летний д-р Реджи. - «Мы знаем, что наше будущее – здесь, и мы останемся здесь.»
Большая семья д-ра Реджи живет на Левом берегу реки Иордан, и поскольку в секторе Газа сейчас идет война, он переживает за безопасность всех родственников – так же, как они волнуются за его безопасность. «Очень тяжело видеть, как каждый день убивают детей, женщин, вообще людей», - сказал он.
Даже те, чья жизнь здесь не была идеальной, продолжают говорить, что Украина – это их дом.
40-летний Абдулла Хосейн аль-Раби, владелец популярного ресторана недалеко от Исламского центра в Киеве, переехал сюда в 2013 году, убегая от гражданской войны в Сирии. Его ресторан предлагает фалафель, хумус, шаурму, другие блюда с Ближнего Востока и обычно Абдуллу можно найти у гриля при входе в ресторан. Окутанный облаками дыма, он с ласковой улыбкой поздравляет посетителей, преимущественно украинцев.
«Я не только имею занятие в Украине», - сказал он. – «Я просто не хочу покидать эту страну.»
Однако господин аль-Раби находится в состоянии неопределенности, как и тысячи других приехавших сюда сирийцев. Украина не предоставила им полный статус беженцев, вместо этого им была предоставлена «дополнительная защита», которая носит временный характер и не предусматривает возможности получить разрешение на постоянное проживание.
Подписи на фото: Абдулла Хосейн аль-Раби, владелец популярного ресторана в Киеве. Он приехал в Украину в 2013 году, убегая от гражданской войны в родной стране, Сирии.
Когда начались боевые действия, Зияд Хаким (слева) на непродолжительное время прервал свою учебу в Киеве. Однако он вернулся, чтобы защитить диплом, после чего уехал домой в Марокко.
Атефе Батаи приехала в Украину из Ирана 14 лет назад, однако когда Россия вторглась в Украину, она была в родной стране и не имела возможности вернуться. "Я не могла себе представить, что начнется война", - сказала она.
Срок действия сирийского паспорта Раби закончился, и он уже десять лет не видел свою семью в Сирии и не мог уехать из Украины.
Когда началась война, многие живущие в Украине сирийцы уехали в Европу в поисках безопасности и более стабильного будущего. Однако господин аль-Раби, женатый на украинке, решил остаться.
«Хуже всего то, что ты раньше был беженцем, потом ты уехал, а потом ты снова стал беженцом», - сказал он. – «Это очень больно».
Репортаж из Киева предоставили Дарья Митюк и Александр Чубко.
Меган Спешиа пишет для The Times о Британии, Ирландии и войне в Украине. Она проживает в Лондоне.