.В середине апреля экспозиция Государственного политехнического музея при КПИ им. Игоря Сикорского пополнилась интересным экспонатом - военным автомобилем-амфибией ЛуАЗ 967М. Его официально передал политехническому музею президент Всеукраинского общественного объединения "Украинский военно-исторический музей" Анатолий Шумский.
Он рассказал нашему корреспонденту о том, чем занимается этот музей, об автомобилях ЛуАЗ и историю именно этой машины, которая теперь находится в экспозиции политехнического музея: "Мы, как музей, существуем с 2012 года и занимаемся сохранением предметов, представляющих историческую ценность, а также реставрацией, проведением выставок, фестивалей и различного рода мероприятий. Партнерство с музеем КПИ существует у нас уже несколько лет, а в этом году мы его закрепили договором, согласно которому и состоялась передача автомобиля.
Почему именно эта машина? Приведу краткую справку. ЛуАЗ-967М - это транспортер переднего края, полноприводный автомобиль-амфибия, который был создан и производился с 1975 по 1989 год на Луцком автомобильном заводе по заказу Министерства обороны СССР. Всего было выпущено около 20 тыс. автомобилей, а сегодня осталось в использовании, думаю, всего несколько десятков. Его назначение - эвакуация раненых с передней линии фронта, подвоз боеприпасов, а также выполнение разведывательных задач (имеет очень низкий силуэт и максимально прижат к земле).
Передать этот экспонат КПИ попросила директор Государственного политехнического музея при КПИ им. Игоря Сикорского Наталья Писаревская, так как сотрудники музея просто мечтали о нем. К тому же, как оказалось, заведующий отделом музея Григорий Лупаренко - участник АТО на востоке Украины - видел использование таких автомобилей на передней линии боевых действий.
Анатолий Шумский рассказал также об истории именно этого автомобиля, который отныне будет стоять в экспозиции ГПМ: "Произведено его в 1986 году. В свое время автомобиль передал нам генерал армии И.Ю.Свида. Использовался он в войсках Южного оперативного командования, в частности на военных учениях, и на момент передачи был совсем изношен. Его реставрацией мы занимались около пяти лет, и здесь не могу не отметить значительные усилия реставратора из нашей команды, одессита Сергея Атрощенка. Последние три года ЛуАЗ-967М экспонировался на выставках и фестивалях ретроавтомобилей".
А еще Анатолий Шумский поделился планами возглавляемого им ВОО "Украинский военно-исторический музей" о дальнейшем сотрудничестве с Государственным политехническим музеем при КПИ. По его словам, возникла идея создать на площадке ГПМ выставку техники, которая производилась в Украине, но выпуск которой прекращен. Есть даже некоторые соображения относительно экспонатов.
Наконец добавим, что поиск автомобильных (и не только) раритетов и их реставрация для Анатолия Шумского - не работа, а хобби. А работает он на предприятии по переработке отходов лесной промышленности, которое сам создал и теперь возглавляет. Производит предприятие топливные гранулы. Тема сейчас очень актуальна, согласитесь. Но об этом - в другой раз.