14 ноября прошло 300 лет со дня смерти Готфрида Вильгельма Лейбница (1.07.1646 -14.11.1716) - немецкого философа, ученого, политика, дипломата, одного из самых универсальных гениев в истории человечества.
Лейбниц оставил научное наследие в математике, механике, философии, теологии, юриспруденции, истории, политике, языкознании, геологии, палеонтологии, психологии, педагогике.
Он был юристом, политиком, дипломатом, публицистом, организатором науки, инженером, изобретателем. Он переписывался почти со всеми философами, учеными, политиками тогдашней Европы: написал около 20 000 писем до 1100 человек.
Как мыслитель Лейбниц имел три уникальные черты. Он был очень проницательным - находил новое в общеизвестном и дополнял то, что считалось завершенным; часто высказывал идеи, на основе которых впоследствии возникали новые науки и научные направления. Он умел гармонично сочетать то, что другие считали несовместимым - идеи схоластической и новой философии, веру и разум. Он осмысливал чрезвычайно широкий диапазон вопросов - от фундаментальных принципов философии и науки к проектированию машин и решению текущих проблем международной политики.
Немного о жизненном пути Лейбница [Лейпциг (1646-1667)]
Лейбниц (Gottfried Wilhelm Leibniz) родился 1 июля 1646 г., за два года до окончания Тридцатилетней войны, которая принесла большие беды Германии. Его отец, юрист по образованию, был профессором философии морали (этики) Лейпцигского университета. Один его дед был профессором римского права того же университета, второй служил в горном ведомстве. В шестилетнем возрасте Готфрид потерял отца, после которого осталась большая библиотека. В семь лет мальчик стал посещать городскую школу, где с первого года обучения изучал латынь. Он очень любил читать (читал на немецком с шести лет).
Когда Готфриду было восемь лет, в его руки попала иллюстрированная "Римская история" Ливия. Имея лишь начальные знания по латыни, он стал читать подписи к иллюстрациям и пытался понять прочитанное. Затем вернулся к началу книги и стал понимать больше. После нескольких повторов понял уже почти всю книгу. Мать надлежащим образом оценила достижения сына и позволила ему пользоваться родительской библиотекой. Много лет спустя Лейбниц вспоминал: "Я был рад, что наконец увидел античных авторов, которых до того знал лишь по именам: Цицерон и Сенека, Плиний, Геродот, Ксенофонт, Платон, историков времен империи и многих латинских и греческих отцов церкви". В 12 лет он был уже знатоком латыни.
В последнем классе школы изучали логику. Этот предмет произвел очень большое впечатление на юного Лейбница. Его восхитило то, что предикаменты (категории) образовывали будто всеобщий реестр вещей. У него появилась идея создать нечто подобное для суждений, а также нечто вроде алфавита человеческих мыслей, комбинируя знаки которого, можно было бы получать новые знания. Эта идея станет впоследствии одной из руководящих в его научном творчестве.
В 1661 г. Готфрид вступил в Лейпцигский университет. Большое впечатление на него произвел профессор риторики Якоб Томазий, который читал лекции по древнегреческой и древнеримской литературе и очень высоко оценивал философию Аристотеля. Лейбниц самостоятельно ознакомился с некоторыми произведениями Ф. Бэкона, Й.Кеплера, Галилея, Р. Декарта, Т. Гоббса, П.Гассенди и других философов и ученых. Впоследствии он вспоминал, что в 15-летнем возрасте целыми днями размышлял о выборе между Аристотелем и Демокритом, между схоластической и механистической философией. Тогда он предпочел механистическую философию - стал сторонником философии Галилея, Декарта, Гоббса, но впоследствии подверг ее критике, и дальше всю жизнь пытался найти компромисс между аристотелизмом и механицизмом. Следует также заметить, что Лейбниц был глубоко верующим человеком и всю жизнь пытался совместить религию и науку, не допуская сомнений в догматах христианской веры.
В 1663 г. Лейбниц получил степень бакалавра философии, защитив на диспуте работу "метафизическая диспутациях о принципе индивидуума", которая вышла в печати с похвальным предисловием Томазия. Во время летнего семестра 1663г. он слушал в Иенском университете лекции по математике Эдуарда Вейгеля - большого энтузиаста идеи неограниченного применения математики и математических методов во всех областях знаний. Вейгель выдал работу "Идея математико-философской энциклопедии", пытался математически доказать христианские догматы.
Вернувшись в Лейпциг, Лейбниц в 1664-1666 гг. подготовил и защитил три диспутации, получив последовательно степени магистра философии, бакалавра юриспруденции, магистра философии pro loco ( "для данного места»). Последняя степень давала право на чтение лекций в Лейпцигском университете. В первой работе юридические вопросы освещались с точки зрения философии, во второй была попытка рассматривать юридические проблемы в математическом стиле, в третьей философия сочеталась с математикой. В двух последних можно заметить влияние идей Вейгеля. В 1666 г. Лейбниц опубликовал "Диссертацию о комбинаторном искусстве", целью которой провозглашалась разработка логики открытия, и в которой высказывались идеи, что впоследствии получили развитие в комбинаторике и математической логике.
Поскольку Лейпцигский университет отказал Лейбницу в проведении защиты докторской диссертации (как слишком молодому), то ученый поехал в Нюрнберг, где его родственник, Ю.Я.Лейбниц, занимал высокий пост, и 5 ноября 1666 г. блестяще защитил докторскую диссертацию в Университете имперского города Нюрнберг , находившийся в г. Альтдорф вблизи Нюрнберга. В феврале 1667г. ему присудили степень доктора обоих прав (гражданского и церковного), а также предложили занять кафедру на юридическом факультете.
Майнц и Париж (1667-1676)
Лейбниц отклонил предложение о занятии кафедры и осенью 1667 г. поступил на службу Майнцскому курфюрсту Иоганну Филиппу фон Шенборну. Он стал помощником придворного советника Лассера, участвовал в подготовке нового свода законов. В 1668 г. он стал помощником бывшего министра Майнцского курфюрста Иоганна Христиана фон Бойнебурга и присоединился к международной политике. Лейбниц, в частности, написал меморандум, где обосновывались преимущества немецкого князя на польском престоле, который Бойнебург зачитал на польском сейме во время выборов короля. Лейбниц также работал над проблемой объединения христианских культов и церквей, которая беспокоила тех, кто хотел объединения Германии, которая тогда была раздроблена на несколько десятков государств. Он изучал много богословской литературы, надеясь разработать систему догматов, приемлемую и для католиков, и для протестантов различных течений.
В Майнце Лейбниц занялся исследованиями в области естествознания, написал работу, которая называлась "Новая физическая гипотеза" и состояла из двух частей - "Теория абстрактного движения" и "Теория конкретного движения". Начал работать над созданием механической счетной машины. Начал переписку с Лондонским королевским обществом, Парижской академией наук, отдельными учеными и философами.
Одной из актуальных проблем для Германии была военная угроза со стороны Франции. Чтобы отвести эту угрозу, Бойнебург и Лейбниц решили разработать для французского короля Людовика XIV проект завоевания Францией Египта. С этим проектом Лейбниц осенью 1672 г. уехал в Париж. Курфюрсту Шенборну о плане не сообщили.
В Париже Лейбниц прожил до конца 1676г. Это имело огромное значение для становления его как ученого и философа. Здесь он общался с мыслителями - философом и богословом А.Арно (одним из авторов знаменитого учебника по логике, известного как "Логика Пор-Рояля"), главой философов -картезианцев Н.Мальбраншем, знаменитым голландским физиком Х. Гюйгенса, в то время президентом Парижской академии наук. Здесь Лейбниц изучил французский, на котором впоследствии написал много трудов и писем, начал серьезно изучать математику и сделал свои первые математические открытия.
Осенью 1672 г. он поделился с Гюйгенсом результатами своих исследований, касающихся способа нахождения сумм определенных числовых рядов. Гюйгенс заметил, что Лейбниц не очень хорошо знает математику и посоветовал ему ознакомиться с "Геометрическим трудом" Григория с Сен-Винцента и "Арифметикой бесконечных" Дж. Валлиса - книгами, в которых в геометрической форме излагались элементы математического анализа.
В начале 1673 г. Лейбниц поехал в Лондон в составе дипломатической миссии Майнцского курфюрста. На заседании Лондонского королевского общества он сделал доклад о разработке механической счетной машины, которая должна была выполнять сложение, вычитание, умножение и деление, но еще не была готова. Доклад произвел хорошее впечатление, и после отъезда он был избран в члены Общества. Однако общение с математиками триумфа не принесло. Лейбниц узнал, что открытый им метод нахождения сумм рядов не новый, и вообще осознал свое, как впоследствии выразился, "высокомерное математическое невежество". Вернувшись в Париж, он, по совету Гюйгенса, изучает "Геометрию" Декарта, работы Б.Паскаля, в том числе неопубликованные, доступ к которым получил благодаря рекомендации А.Арно.
Осенью 1673 г. Гюйгенс подарил Лейбницу свою новую книгу "Маятниковые часы", которая содержала ряд его открытий в области математики и теоретической механики. Следующие три года Лейбниц посвятил главным образом математике. Он изучает математические труды, проводит исследования числовых рядов, алгебраических уравнений, поиска экстремумов и квадратур (площадей криволинейных фигур), обсуждает математические проблемы с Гюйгенсом и молодым немецким математиком Е.В.Чирнгаузом. От секретаря Лондонского королевского общества Ольденбурга он получает краткие сведения о некоторых результатах исследований И. Ньютона и английских математиков. Результатом этой работы стало то, что в середине 1676 г. Лейбниц сформулировал основные правила дифференцирования и интегрирования (см. "Лейбниц и математика" книги: Погребысский И.Б. "Готфрид Вильгельм Лейбниц").
Ганновер (1676-1716)
В 1676 г. Лейбниц поступил на службу к герцогу Иоганну-Фридриху. Оставив Париж, он сначала поехал в Лондон, где продемонстрировал работу своей счетной машины. Затем побывал в Голландии, где встречался и имел длинные беседы с философом Б. Спинозой, изобретателем микроскопа А.Левенгуком, математиком Я.Гудде.
В декабре 1676 г. Лейбниц приехал в Ганновер, столицу Брауншвейг-Люнебурзького герцогства, и стал библиотекарем и придворным советником Иоганна-Фридриха, а через год - государственным чиновником при юридической канцелярии. Он предлагает совершенствования в различных областях государственного управления и производства, из которых попытались реализовать только проект использования ветровых двигателей совместно с водяными для откачки воды из шахт. В декабре 1679 г. Иоганн Фридрих умер, а его преемник, Эрнст Август, усовершенствованиями, как и библиотекой, интересовался мало. В 1685 г. он поручил Лейбницу написать историю своего княжеского дома (который был младшей ветвью рода Вельфов). Это стало основным занятием Лейбница на службе до последних дней жизни. Он отнесся к заданию творчески, решил, что следует писать не просто генеалогию одного рода, а общеисторическую работу, опираясь на первоисточники - хроники, воспоминания, указы и другие документы. С этой целью он планирует обзор архивов, и в 1688 г. едет в Вену, далее в Италию, где находился с марта 1689 г. по март 1690г. Там он собрал много ценных материалов, но они требовали осмысления и побуждали к новым поискам. Собственно, Лейбниц был первым, кто взялся за серьезную подготовительную работу по написанию истории Германии в Средние века и стал одним из первых историков, которые в своей работе использовали первоисточники и делали их критический обзор.
В то же время Лейбниц продолжает работать в области философии, математики, физики, логики. В 1682 г.. по его инициативе и при его активном участии в Лейпциге начал выходить научный журнал "Acta eruditorum". В 1684 г. он публикует свою первую статью по математическому анализу, в 1686 г. - статью о степени механического движения. Работает над философскими проблемами. Написал работы "Размышления о метафизике" (1686), "Новая система природы", "Новые исследования о человеческом разуме» (1704), "Теодицея" (1710), "Монадология" (1714) и др. Продолжал работать над проблемой объединения христианских церквей, ходатайствовал об учреждении обществ в Берлине, Дрездене и Вене, разработал проект академии наук для русского царя Петра I.
В 1698 г. ганноверский престол унаследовал сын Эрнста Августа - Георг-Людвиг, который не любил Лейбница, постоянно обвинял его в том, что он мало работает. Когда Георг-Людвиг в 1714 под именем Георга І стал английским королем, не захотел взять с собой в Лондон Лейбница, а велел ему оставаться в Ганновере и заканчивать историю Вельфов.
14 ноября 1716 г. Лейбниц умер в Ганновере.
Научное наследие Лейбница
Математика. Вместе с И. Ньютоном (и независимо от него) Лейбниц был основателем математического анализа - дифференциального и интегрального исчисления, причем сделал решающий вклад в создание этой области математики. Известны отдельные приемы решения задач на проведение касательных, поиска экстремумов, определение площадей криволинейных фигур Лейбниц свел в единую систему, исследовал основополагающие вопросы дифференциального и интегрального исчисления, предложил принятую сегодня символику и терминологию. Это он ввел обозначения dх, d2x, dy / dx, ∫ и др., Придумал термин "дифференциал", "дифференциальное исчисление", "интегральное исчисление", "дифференциальное уравнение", "функция", "переменная величина", "постоянная величина "," координаты "," абсцисса "," алгебраические и трансцендентные кривые "и др. Лейбниц решил ряд знаменитых задач, в частности, о форме кривой наискорейшего спуска и цепной линии. Он переписывался с швейцарцами братьями Якобом и Иоганном Бернулли, французами П.Вариньоном и Г.Ф.Лопиталем, другими математиками, что способствовало стремительному развитию математического анализа в континентальной Европе. Получил Лейбниц и многие другие результаты, в частности, вывел ряд для числа π, описал двоичную систему счисления и предсказал перспективность ее применения в вычислительной технике.
В философию Лейбниц ввел разделение истин по происхождению на истины разума и истины факта. Критиковал распространенные в то время философские школы - картезианцев и сенсуалистов. Принцип сенсуалистов "Нет в уме ничего, чего бы не было в ощущениях", Лейбниц дополнил: "кроме самого разума". Если картезианцы единственным атрибутом материи считали протяженность (телесность) и рассматривали ее как пассивную субстанцию (откуда выводили закон инерции), то Лейбниц утверждал, что одной телесностью невозможно объяснить взаимодействие тел. По его представлениям, мир состоит из монад - единичных сущностей, обладающих внутренней активностью, в которых неразрывно связаны телесное и бестелесное (духовное), материя и движение.
В логике Лейбниц сформулировал закон достаточного основания, выдвинул идею математизации логики и построения логического исчисления. В механике Лейбниц, рядом с декартовским количеством движения (mv), ввел новую меру движения, "живую силу" (mv2), и сформулировал "закон сохранения живых сил", что стало шагом к закону сохранения энергии. Он развил теорию сопротивления балок сгибанию - ввел в расчеты закон Гука и момент инерции сечения балки. В геологии Лейбниц одним из первых высказал мысль об эволюции Земли и существования ее в прошлом в огненно-жидком состоянии. В биологию Лейбниц ввел идею целостности организмов - невозможности их сведения к совокупности механизмов. В психологии он выдвинул понятие бессознательных "малых перцепций" и развил учение о бессознательной психической жизни. В языкознании он выдвинул идею исторического происхождения языков, дал их генеалогическую классификацию, развил учение о происхождении названий.
В педагогике Лейбниц сформулировал принцип самостоятельности ученика, отмечал, что учитель должен научить ученика учиться и выработать у него потребность в постоянном пополнении знаний. Он критиковал положение Локка о человеческой душе как "чистой доске" (tabula rasa) и сравнивал душу ребенка с глыбой мрамора, красоту которой, скрытую в прожилках, может обнаружить мастер.
Лейбниц высказал также интересные идеи по организации образования, медицины, библиотечного дела, его называют одним из основателей эвристики.
Судьба научного наследия
При жизни Лейбниц опубликовал только одну большую философскую работу - "Теодицея" (Оправдание Бога), чем заслужил репутацию защитника религии. Вольтер высмеял оптимизм его философии в повести "Кандид, или Оптимизм". Англичане обвиняли Лейбница в том, что он украл метод математического анализа в Ньютона. В то же время Д. Дидро писал в "Энциклопедии", что Лейбниц для Германии был тем, кем для Греции были Платон, Аристотель и Архимед вместе взятые. Со временем, когда стали выходить в свет неопубликованные ранее работы, а также письма Лейбница, уважение к нему как мыслителю росло. Особенно высоко его стали уважать в ХХ веке. Б.Рассел высказался о Лейбница так: "Он был основателем математической логики, важность которой он понял еще тогда, когда она еще никому не была ясной". Н.Винер в книге "Кибернетика" написал: "Если бы мне пришлось выбирать в анналах истории наук святого - покровителя кибернетики, то я выбрал бы Лейбница».
Сегодня многие ученые исследуют научное наследие Лейбница, в частности его рукописи. Эти исследования привели недавно к удивительному открытию: нашли описание механической шифровальной машины Лейбница, по которому в 2014 году эту машину изготовили (см. Http://philsci-archive.pitt.edu/8499/ и http://blog.hnf.de / herr-leibniz-und-seine-chiffriermaschine /). В 2007 г.. Рукописи Лейбница, в том числе письма, включено в Всемирное наследие ЮНЕСКО. Проводится оцифровка его работ и рукописей, создано много сайтов, посвященных Лейбницу и его научному наследию. Думаю, со временем мы узнаем еще много нового о Лейбнице и его идеях.