В 1981-1985 годах была завершена первая очередь в развитии материально-технической базы института. Среди построенного - большой учебный корпус, актовый зал, спортивный комплекс, детский комбинат для детей студентов и сотрудников, студенческое семейное общежитие, два жилых дома для преподавателей. В конце 1985 г. в учебных корпусах было 217 потоковых и 278 групповых аудиторий на 24,8 тыс. мест, 520 учебных лабораторий и кабинетов. Итак, были созданы условия для перехода института на односменный режим работы. Материально-техническая база развивалась с большим трудом. Не хватало строителей, материалов, приходилось привлекать материальные и трудовые ресурсы вуза, отрывать их от цели непосредственного назначения. Это в определенной степени деформировало учебный процесс, но другого пути не было. И сотрудники, и студенты осознавали, что при существующих принципах в подходе к высшей школе такая помощь с их стороны необходима, и они поддерживали своим участием курс на укрепление и развитие материальной базы вуза.

В учебно-методической работе 1981-1985 гг. главное внимание уделялось координации и согласованному изучению дисциплин гуманитарного, обще-инженерного, фундаментального и профилирующего цикла. С этой целью на факультетах были созданы подсекции, которые возглавляли преподаватели соответствующих дисциплин. На первом этапе они внесли определенную последовательность и организованность в учебный процесс, с их помощью были разработаны программы непрерывного теоретического и практического обучения студентов, повышение мировоззренческой направленности учебных дисциплин, внедрение САПР в курсовое и дипломное проектирование, усиление экономической, конструкторской и технологической подготовки.

Большое внимание уделялось различным формам повышения квалификации преподавателей, использованию методов активного обучения. Именно этому были посвящены научно-методические конференции «Кафедра - главное звено учебно-воспитательного процесса в вузе», «Активизация мыслительной деятельности студентов - необходимое условие повышения качества их профессиональной подготовки». Была начата подготовка 138 инженерных кадров по прямым договорам с предприятиями и министерствами. В конце 80-х годов такие договора заключены со специалистами 28 специальностей. Кафедрами, которые возглавляли Г. М. Мареш, В. А. Остафьев, А. А. Одинцов, В. П. Тараненко, А.И. Петренко, Ю. М. Калниболотский, Ю.И. Якименко, были освоены новые формы содружества образования с наукой и производством.

Ускорение научно-технического прогресса стимулировало подготовку и переподготовку инженерных кадров по таким направлениям, как системы автоматизированного проектирования, лазерная технология, робототехника, микропроцессорные системы и др. Сделана попытка индивидуального обучения через привлечение к учебному процессу научных сотрудников и аспирантов, за которыми закреплялись три-четыре студента. Однако эта форма обучения, несмотря на свою привлекательность, дальнейшего развития не получила. Стремление формализовать индивидуальную работу студентов и преподавателей на кафедрах без учета их реальных возможностей, администрирования в этом деле практически привели к дискредитации самой идеи. Попытка привлечь таким образом к индивидуальной работе со студентами кадровый и научный потенциал вуза оказалась неудачной.

В подготовке инженерных кадров остро встал вопрос внедрения в учебный процесс ВТ. Несмотря на удовлетворительное состояние с вычислительной техникой (по сравнению с другими вузами), ряд специальностей практически не могли реализовать эту задачу.

Использование ВТ в учебном процессе за 1985 год

Студенческие вычислительные залы (классы) 73
Большие ЭВМ и ЭВМ средней мощности, шт. 84
Машинное время больших ЭВМ и ЭВМ средней мощности, отведенное в учебном процессе на одного студента дневной формы обучения, ч. 9,6
Счетно-клавишные вычислительные машины вместе, шт. 2799
Из них использовались в учебном процессе (установлены в студенческих вычислительных залах, классах, лабораториях), шт. 2032
Автоматизированные рабочие места на базе терминалов, мини- и микро-ЭВМ 10
Вычислительные и управляющие комплексы на базе мини- и микропроцессоров 250

С целью более полного использования парка ЭВМ были созданы факультетские и кафедральные лаборатории ВТ, студенты овладевали ее основами, непосредственно работая на ЭВМ.

Принимались меры по повышению качества дипломного проектирования. Если 1981г. 64,2% дипломных проекта были реальными, то 1984 г.- 82,4%. В 1981-1985 гг. количество дипломных проектов, выполненных с использованием ЭВМ, выросла на 10%.

Начиная с III курса, в КПИ получило распространение комплексное дипломное проектирование. С целью привития студентам навыков инженерного и управленческого труда, повышения их творческой активности на факультетах были сформированы группы из трех-четырех человек, которые в поза лекционное время под руководством преподавателей, научных сотрудников и аспирантов выполняли конкретные производственные задачи.

Значительное внимание уделялось организации производственной практики. 1985 г. 4 тыс. студентов-практикантов работали на штатных оплачиваемых должностях предприятий, как правило, с прогрессивными технологиями и новым оборудованием (на заводах «Арсенал», им. Лепсе, «Красный экскаватор», «Киевприбор», ВАЗ, Лесковском комбинате твердых сплавов, Ленинградском ВО «Источник» и др.).

Совершенствованию процесса обучения и воспитанию студентов способствовали различные формы повышения квалификации преподавателей по педагогике и психологии, конструкторско-технологической подготовке и вычислительной технике; организации экономических семинаров и проведение семинаров-встреч преподавателей-ветеранов с молодыми преподавателями; активизация работе методических семинаров на кафедрах. В 1981 - 1985 гг. были изданы 265 учебников и учебных пособий. Такие из них, как «Телевидение» (доц. Г. М. Домбругов), «Сопротивление материалов» (проф. С. Писаренко, Е. С. Уманский), «Преобразовательная техника» (проф. И. М. Чиженко В. С. Руденко, В. И. Сенько), удостоены государственных премий.

Интенсивнее, чем в предыдущие годы, развивались научные исследования. Хотя по показателям экономической эффективности КПИ в число передовых ни вошел, однако в 80-е годы было получено весомый экономический эффект.

Получили определенное развитие такие формы привлечения студентов к творческой деятельности, как студенческие специализированные бригады и студенческие проектно-конструкторские и технологические бюро. В каждой бригаде и бюро, как правило, работали пять-шесть студентов, выполняли конкретные производственные задачи под руководством преподавателей и научных сотрудников института, а также, что немаловажно, производственников. Все это способствовало развитию у студентов интереса к инженерной работе, к творческой деятельности.

Количество ССБ 1982 г. составляло 25, 1985 г.- 116, где работало более тысячи студентов. Только 1984 г. ними написано 305 курсовых и 123 дипломных работ, выполнено 93 расчетно-графических и 103 лабораторно-экспериментальных работ, подано 10 рационализаторских предложений и заявок на изобретения, произведено продукции на 210 тыс. руб. [22 с.1]. Так, ССБ кафедры высоких напряжений по соглашению с Киевским ПО «Реле и автоматика» разработала высоковольтную измерительную аппаратуру для системы электропитания вычислительного рентгеновского томографа; ССБ кафедры прикладной математики активно участвовала в разработке программного обеспечения автоматизированного рабочего места проектировщика микро-ЭВМ в Институте кибернетики им. Глушкова АН УССР [23, с. 3].

Студенты КПИ были участниками различных выставок. Так, на выставке радиотехнического творчества, организованной 1982 г., СНВ было представлено более ЗО действующими конструкциями, изготовленными отдельными студентами и авторскими коллективами факультетов электронной техники, радиотехнического, электроакустического, сварочного, электроприборостроения и вычислительной техники. 1983 на ВДНХ СССР было направлено шесть экспонатов, разработанных студентами совместно с сотрудниками КПИ.

Однако если тенденция к развитию новых форм в организации учебного процесса, научных: исследований в интеграции с производственными и научными коллективами прослеживалась достаточно четко, то усовершенствование методов воспитательной работы происходило медленно и не всегда эффективно. Сложность заключалась в том, что приходилось работать в условиях обычных для тех лет застойных стереотипов и идеологических ограничений.

По случаю празднования 40-летия Победы в Великой Отечественной войне активизировалась работа по военно-патриотическому воспитанию студентов, чему способствовали походы по местам боевой и трудовой славы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, офицерами - выпускниками КПИ. 1983 г. к 40-летию битвы за Днепр и освобождение Киева был открыт музей боевой славы КПИ [24 с.1]. Студенты принимали участие в поисковой работе по созданию «Летописи Великой Отечественной войны», «Вахте памяти», установили памятник павшим воинам на Клухорском перевале (Кавказ), организовали шефство над ним.

В составе клуба ДОСААФ 1985 г. работало 13 секций военно-технических и военно-прикладных видов спорта и 40 секций на факультетах: стрелковая, военизированного многоборья, радиоклуба «Политехник», дельтопланирования, мотоспорта, судей автомобильного спорта, парашютистов-укладчиков, биатлона, авиамодельного спорта.

Студенты КПИ участвовали в сооружении народнохозяйственных объектов в составе ССЗ. По итогам работы лучшими за 1985 г. признаны ССЗ факультетов: механико-машиностроительного, химико-технологического, горной электромеханики и автоматики, информатики и вычислительной техники, электроакустического, электронной техники. В течении 1980-1985 гг. было сформировано 316 ССЗ, из них 19 - безвозмездного труда. Трудовую закалку на строительных объектах Сахалинской, Тюменской, Кустанайской, Брянской, Ворошиловградской областей и г. Киева получили 9 тыс. студентов, освоено 30,6 млн. руб. [25].

Важную роль в эстетическом воспитании студентов КПИ играли художественная самодеятельность, клубы и любительские объединения. При клубе работало 11 коллективов: народная самодеятельная капелла бандуристов, танцевальный коллектив «Политехник», ансамбль скрипачей, вокальная студия, народный эстрадный театр любителей, женский джаз-оркестр, ритм-балет, студия художественного слова, духовой оркестр, подготовительная группа танцевального ансамбля. Всего в 73 институтских и факультетских коллективах художественной самодеятельности занималось более 2 тыс. Человек. Ежегодно около 1000 студентов были участниками факультетских и институтских туров конкурса «Золотой интеграл». 1985 народный эстрадный театр «ЭТА» стал лауреатом Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества.

Активизировалась работа по физическому воспитанию студентов. Только в течение 1985 было подготовлено семь мастеров спорта, более 370 кандидатов в мастера и перворазрядников, 5399 значкистов ГТО, 6004 спортсменов массовых разрядов. В секциях с 42 видов спорта 1985 занималось около 11 тыс. Студентов и сотрудников.

В 80-х годах проводилась значительная научно-исследовательская работа по приоритетным направлениями науки и техники. Повышались уровень и эффективность исследований, расширялись масштабы внедрения законченных разработок в народное хозяйство, использование в учебном процессе, развивалась научное творчество студентов. Был осуществлен ряд организационных мероприятий, включая создание 1979 на базе научно-исследовательского сектора научно-исследовательской части. В настоящее время введены новые условия оплаты труда среднеоплачиваемых категориям сотрудников.

1984 научно-исследовательскую часть были отнесены к первой категории по оплате труда. Переход на эти условия всех ее сотрудников осуществлялся за счет уменьшения численности персонала и высвобождения таким образом части фонда заработной платы. Были определены и согласованы с соответствующими учреждениями основные направления научных исследований на 1981-1985 гг. И в перспективе до 1990 г.. Также них: создание новых методов повышения производительности и качества продукции в машиностроении путем разработки новых и усовершенствования существующих конструкций, оборудования средств механизации и автоматизации производства; разработка радио- и звукотехнич ных, электро- и гидроакустических средств получения и обработки информации, создание новых элементов и устройств радиоэлектронной техники; повышение эффективности режимов электрических систем и установок; разработка методов, систем и средств комплексного использования восстановленных источников энергии; исследование и разработка технологии получения новых и усовершенствование существующих материалов, имеющих повышенные эксплуатационные свойства; разработка теории химических и химико-технологических процессов и создания на их основе веществ, материалов и композиций (биологически активных препаратов, новых видов силикатных материалов) с помощью комплексного использования новых и традиционных видов сырья, безотходной технологии, а также методов математического моделирования и Оптиме-зации ; повышение эффективности, надежности, теплоэнергетического и теплоиспользующего оборудования, разработка принципов безотходной технологии; создание систем автоматизации научных исследований, проектирования в радиоэлектронике, машиностроении, химической промышленности и вычислительной технике; создание технических средств, математического и метрологического обеспечения для систем автоматики, связи и передачи информации, измерительной и вычислительной техники; разработка автоматизированных и автоматических систем управления технологическими процессами и промышленными установками; разработка автоматизированных систем организационного управления и обработки информации в машиностроении, приборостроении, энергетике, радиоэлектронике, строительстве и транспорте; изучение проблем автоматизации управления высшей школой и учебным процессом.

Тематика научных исследований в целом отвечала существующим в КПИ научным направлениям. За каждым из них был утвержден научных руководителей, ведущую кафедру и подразделения - соисполнители работ, обеспечено координацию их деятельности. По всесоюзной, республиканским, региональным и отраслевым планам и программам выполнялось около 80% научно-исследовательской работы. Значительно расширилась сеть научных лабораторий, внедрялись в практику единые формы технической документации по хоздоговорных и гос-бюджетных тем. На всех уровнях (кафедра, факультет, ректорат) действовала система контроля за выполнением и внедрением научных исследований.

Совершенствовались и развивались творческие связи с отраслевыми министерствами, предприятиями, научными учреждениями в рамках выполнения хоздоговорных научно-исследовательских работ, соглашений на передачу научных достижений, договоров о научно-техническом сотрудничестве. Создавались отраслевые научные лаборатории и учебно-научно-производственные объединения, проводились научно-технические конференции и семинары. Сотрудники предприятий и НИИ привлекались к учебному процессу, повышали свою квалификацию на курсах в КПИ, а профессорско-преподавательский состав проходил стажировку на передовых промышленных предприятиях.

В 80-х годах за цикл научных работ по механике, машиностроения, медицины, химии, преобразовательной техники, информационно-измерительной техники и других отраслей 35 ученых КПИ были удостоены званий лауреатов государственных премий. Среди них академики АН УССР, С. Писаренко, И.М. Чиженко, члены-корреспонденты П.Р. Родин, К. Самофалов, А.А. Пащенко, профессора М.А. Павловский, Е.С. Уманский, А.А. Крупа, В.С. Руденко, В.С. Коваленко, Я.К. Трофименко, М.Ю. Ильченко, В.А. Остафьев, М. Попович, доценты Я. Бокринська, Р.М. Домбругова и др.

В эти годы институт стал основной организацией по осуществлению программ Госкомитета по науке и технике СССР, задач Госплана СССР, а также целевых комплексных программ Минвуза СССР («САПР», «Автоелектропривид», «Электрические и электрохимические методы обработки деталей и инструментов», «Работы »,« Автоматизация управления процессом механообработки »,« Автоматизация научных исследований »). В своей практической деятельности КПИ планомерно перешел на программно-целевой метод организации научно-исследовательской работы.

Большое внимание уделялось взаимосвязи научных достижений с запросами производства. В тесном содружестве с НИИ и промышленными предприятиями ежегодно выполнялось 650-750 хоздоговор ных работ. Ученые активно сотрудничали со многими ведущими промышленными предприятиями и академическими институтами Киева. Только в 1980-1985 гг. По заданию 80 предприятий и организаций города выполнялось более 260 хоздоговорных тем. Было выполнено 332 договора о научно-техническом содружестве. Совместно с предприятиями Киева внедрено 267 работ, дали экономический эффект на сумму 24500000 руб.

Длительные творческие связи с постоянным заказчиком стали прочной базой для совместной организации отраслевых лабораторий, одной из прогрессивных форм научного сотрудничества. Только в 1976-1985 гг. Совместно с 14 министерствами организовано 20 из 22 существующих в КПИ лабораторий. Последние сыграли положительную роль в ускорении внедрения завершенных исследований. Если в 1981. Экономический эффект от этого составил 12,2% общего экономического эффекта, то в 1983 г.- 31,4%. Была в разработке отраслевых лабораторий конструкции тегоюприводив, автоматизации управления электрическими сетями »: высших классов напряжения, информационно-управляющих систем.

1976 КПИ стал инициатором организации учебно-научно-производственных объединений (на общественных началах), таких как «Кибернетика и метрология», «Электроника», «Гидропривод». В состав одного из них, созданного на базе завода «Арсенал», вошло 11 производственных объединений, 5 институтов АН УССР, 2 отраслевых НИИ, 3 вуза. Однако, получив права организации научной деятельности на хозрасчетной основе, они не получили развития и в дальнейшем потеряли свою актуальность.

Расширилось сотрудничество КПИ по сделкам на передачу научно-технических достижений и оказание помощи предприятиям и организациям в использовании передового опыта. В течение 1975- 1985 гг. Количество таких сделок увеличилось в пять раз. От внедрения работ на основе таких форм сотрудничества годовой экономический эффект составил около 2 млн руб. Кроме этого, сложились условия для сокращения сроков внедрения результатов научно-исследовательской работы на нескольких предприятиях, в целой отрасли, при минимальных затратах средств и времени на их выполнение.

Потребности промышленности в вузовских разработках изучались также по письмам, которые поступали от предприятий. Полученные данные позволили выявить перспективные дальнейшего использования работы. Начиная с 1975, проводился постоянный анализ деятельности подразделений вуза (факультетов, филиалов, кафедр) по разработке и совместной реализации с заинтересованными предприятиями перспективных и годовых планов научно-исследовательской работы, а также планов внедрения.

С целью расширения внедрения результатов завершенных исследований совместно с Советом ректоров Киевского вузовского центра 1982 выдано «Сборник завершенных научно-исследовательских работ высших учебных заведений. Киев, рекомендуемые для внедрения в отраслях народного хозяйства страны», в который были включены 376 разработок ( 75% из них - работы КПИ). Сборник было направлено 30 отраслевым министерствам и многочисленным предприятиям страны. Полученные запросы предприятий использовались для расширения масштабов внедрения на основе договоров на передачу научно-технических достижений и соглашений о научно-техническом сотрудничестве.

Для ускоренного внедрения разработок в народное хозяйство КПИ частично использовал свою материальную базу. На опытном заводе было создано участок с мелкосерийного выпуска корозиометричних установок. Ежегодно предприятиями Минхимпрома СССР направлялось 60-70 изготовленных установок такого типа. В 1975-1980 гг. Совместно с промышленными предприятиями и организациями введено в народное хозяйство 1584 разработки с экономическим эффектом 142,7, в 1981 -1986 гг.- соответственно 1574 и 203 100 000 руб.

Институтом разработаны и внедрены в производство комплекс оборудования для изготовления карт жаккардового ткачества; специализированные устройства с сейсморазведочных информации; высоконадежные гидрофабналабиринтови патроны ГЛП-I и II; агрегаты ВС-150 для сушки казеина; струмно-стабилизаторни газогорелочные устройства; приборы для определения качества металла методом термического анализа, неразрушающего контроля уровней механических напряжений сварных соединений. Началось применение технологических процессов лазерного упрочнения металлорежущего инструмента, электромагнитного перемешивания. Предложено бесканальной способ строительства теплотрасс, разнообразные конструкции высокоэффективных цанговых патронов, пьезоэлектрические двигатели, измерители скорости коррозии и др.

С целью широкого привлечения сотрудников к ускоренному использования достижений науки и техники и внедрение их в производство проводились смотры-конкурсы, конкурсы по выполнению задач целевых научно-технических программ по решению важнейших научно-технических проблем, а с 1980 г. практиковалась участие в конкурсах Минвуза СССР и УССР на лучшие научные работы студентов. В 1980-1985 гг. На них было представлено 64 работы, по результатам которых получено 11 премий, 17 дипломов и 14 грамот.

Результаты научно-исследовательской работы использовались в учебном процессе: при подготовке лекций, написании учебников и учебных пособий, монографий, постановке новых лабораторных работ, в дипломном и курсовом проектировании. В 1976- 1980 рр. Опубликовано 196 монографий, подготовлено 93 учебники и учебные пособия; в 1981-1986 гг.- соответственно 197 и 68.

Совершенствование форм и методов организации выполнения и внедрения научных работ позволили более ЗО% из них внедрить в год завершения и около 50% - в течение первых двух лет после него. Только в 1981 -1985 гг. Внедрено (по видам разработок) машин, оборудования, приборов - 492, технологических процессов - 396, методов контроля и испытаний - 120, новых материалов - 42, стандартов - 16 методов расчета, проектирования и исследования - 315 , работ по автоматизации и механизации технологических процессов - 96 и др. Однако такой объем не удовлетворял потребностей промышленности и не отвечал возможностям КПИ. За этот период вуз не достиг широкомасштабного (мелкосерийного или серийного) внедрение результатов исследований в народное хозяйство. Большинство работ применялось на одном предприятии-заказчике, что снижало возможную эффективность исследований. Для улучшения положения необходимо было увеличить объем опытно-конструкторских работ, организовать выпуск опытных и опытно-промышленных образцов, создать опытное производство, усовершенствовать конструкторскую работу.

Большое внимание уделялось пропаганде научных достижений. В 1975-1980 гг. КПИ представил на всесоюзные, республиканские и тематические выставки различного назначения 248 экспонатов, за которые получил 73 награды, в 1981-1986 гг.- 442 и 179 соответственно.

Однако практика свидетельствовала о низкой эффективности выставок с точки зрения ускорения и расширения использования научных достижений в народном хозяйстве.

За эти годы КПИ сделал определенный вклад в подготовку и переподготовку кадров для промышленных предприятий Киева. Так, на курсах инженерно-технических работников ежегодно повышали квалификацию работники предприятий по 11 специальностям, в том числе: по технологии машиностроения, порошковой металлургии, лазерной обработки металлов, основ научного управления производством и др. Ежегодно около 150 инженерно-технических работников при непосредственном участии преподавателей вуза готовились к сдаче кандидатского минимума, под руководством ученых вуза готовили диссертации.

Проведенные мероприятия оказали заметное влияние на повышение результативности научного поиска. Актуальность и новизна выполненных исследований подтвердили многочисленные авторские свидетельства, медали и дипломы выставок народного хозяйства. К сожалению, значительное количество инструкций и приказов зарегламентовувалы и нередко сдерживали организацию выполнения и внедрения научных работ. Развивалась бумажная творчество, недостатки которой широко известны.