ЭТА - 50 лет! По этому случаю я, доцент ММИ Виталий Иващенко, хотя бы вкратце расскажу о юбиляре, так как я его организовал, писал всю комедийную драматургию, ставил спектакли и играл.

1 апреля 1959 г., будучи студентом четвертого курса механического факультета, я собрал своих друзей, с которыми выступал на сцене в качестве конферансье институтского джаза, лучшего из любительских коллективов Киева, и мы решили, что уже созрели: есть желание, юмор, умение - создаем театр!

В те времена практически все студенческие театры назывались СТЭМ - студенческими театрами эстрадных миниатюр. Нам не хотелось безликости и стандартности, мы хотели, чтобы название было символическим. Поэтому назвали ЭТА.

Эстрадный - значит демократический, понятный всюду и всем, актуальный, мобильный, интересный и веселый. Театр - это исследование жизни человеческого духа. Любители - это те, кто с любовью занимаются делом, которое не является их профессией. А греческой буквой "ета" в технике обозначают коэффициент полезного действия. В этом символе - цель и мечта театра: помогать людям и обществу повышать свой коэффициент полезного действия, чтобы всем жилось интереснее и счастливее.

На должность режиссера пригласили артиста Киевского академического театра русской драмы им. Леси Украинки Альфреда Шестопалова, который позже получил почетное звание заслуженного артиста Украины.

Это были 60-е годы, знаменитая "хрущевская оттепель". Студенчество тянулось к правде и раскрепощения, к критическому, и одновременно оптимистическому взгляду на жизнь. Была общественная потребность в создании такого театра.

Премьера первого спектакля "Без весны виноваты" состоялась 5-го мая 1959 года. Драматургию спектакля написал я вместе с Юрием Заболотнюком (с горного факультета) и Ильей Зборовским (с механического факультета).

Оригинальную музыку к спектаклю написали братья Черепины: Валентин (ныне доктор технических наук, профессор, член-корреспондент НАН Украины) и Юрий (ныне майор-инженер).

Первыми актерами театра были студенты-механики - мои сокурсники Алексей Стукач и Юлий Глумчер, студент электротехнического факультета Юрий Бовсуновский, Ира Упеник, Александр Шапиро и другие. Пришли и актеры институтского драматического коллектива Саша Ильин, Арлен Буренков, Светлана Козинец, Виктор Цизин и другие.

По жанру "Без весны виноваты" - классическая эстрадная спектакль-обозрение, в которой самостоятельные комедийные миниатюры были нанизаны на легкий лирический сюжет: студент-медик влюблялся в троллейбусе в студентку политехнического и потом разыскивал ее в КПИ, попадая в различные комедийные ситуации.

Фрагмент этого спектакля "Балка" обошел сцены почти всех СТЭМов Советского Союза. Она и сейчас в концертном репертуаре театра.

Одобрительный отзыв о премьере напечатала тогда популярная киевская газета "Вечерний Киев". Спектакль имел такой успех, что играли его несколько раз подряд. На то время это было редкостью. В дальнейшем именно практика нашего театра была примером отношения к спектаклям как к искусству, то-есть много работать, много играть, совершенствуя и оттачивая игру, а не делать "разовки" для показа на фестивалях или конкурсах.

Фрагменты нашего спектакля показало Украинское телевидение. Это было почти невероятно, потому что в те времена юмор и телевидение были практически несовместимы.

Актеров стали узнавать на улицах, с ними здоровались преподаватели. Кому-то даже без опроса поставили зачет! Пришла слава. И половина актеров заболела звездной болезнью. Пришлось прибегать к "хирургии": был резкий разговор "на чистоту". Были и слезы. Осталась лишь половина коллектива, но та, для которой "Дело театра - прежде всего!" Это - первый девиз ЭТА. С тех пор мы заботимся о том, чтобы в коллектив приходили доброжелательные, трудолюбивые, интеллигентные студенты.

В следующем сезоне театр пополнился новыми исполнителями: это Жора Вальтер, Валентина Билозуб (Розенко), Галя Струченко, Витя Кравченко, Володя Шевченко, Владимир Кияница и другие. В 1962 году мы впервые были приглашены на фестиваль студенческих театров в город Каунас и впервые стали лауреатами. На обратном пути с успехом выступали в Ленинградском институте точной механики и оптики.

В 1963 году пишу и впервые сам ставлю новый спектакль "Наш музей": на сцене в разных плоскостях стояли три большие зашторены рамы. Ведущий - человек из будущего - гид музея, открывал штору картины, за которой в неподвижных позах замерли актеры в определенных образах. Они "оживали", выполнялась комедийная миниатюра, после чего актеры замирали, и гид переходил к другой картине.

В этом же сезоне зародился популярный сегодня КВН. ЭТА был участником первого украинского телевизионного КВН: мы подготовили домашнее задание. Это был фрагмент из студенческой комедийной оперы "Сессия - любовь моя!". По шестибалльной шкале жюри во главе с известным в те времена композитором Оскаром Сандлером оценивает наше выступление в 12 баллов - за оригинальность и мастерство. Игра идет дальше и вдруг - стоп! Жюри о чем-то советуется. Поскольку передача шла в прямом эфире (а не так, как теперь, все записывается, а затем редактируется), то именно во время нашего выступления трансляция КВН была прервана выпуском новостей, и телезрители не увидели нашего выступления. Жюри предлагает вернуть счет назад (то есть, снять эти 12 баллов) и повторить нашу "оперу" специально для телезрителей, как украшение всего КВН, оценить ее, а дальше играть, как и играли. Так и сделали.

Закрывали мы этот театральный сезон в Одессе, в объятиях самых талантливых в мире зрителей с чувством юмора. Спектакль играли дважды. Актовый зал Одесского политехнического института был переполнена, стояли на подоконниках. Под открытыми окнами стояли студенты, которым не хватило места в зале. Счастливчики на подоконниках пересказывали им смешные репризы, и искренний смех доносился к нам и с улицы. В конце зала стоял стол, на котором тоже было полно студентов. Среди представления стол не выдержал, разломился и хлопнул на пол. Смеха было!

В сезоне 1963-64 годов мы играли "Эволюцию студента" - представление о том, как и почему за 5 лет обучения студент меняется так, что и не узнать. Над фрагментами этого спектакля "Первая лекция", "Любовь на курсах" смеялись студенты разных поколений, смеются и сегодня. С этим представлением ЭТА становится лауреатом украинского конкурса художественных коллективов, посвященного 150-летию со дня рождения Тараса Шевченка.

В 1965 году поступает в КПИ и становится одним из лучших актеров, а позже и режиссером ЭТА мой младший брат Евгений, ныне доцент инженерно-физического факультета, заслуженный преподаватель НТУУ "КПИ". Это было уже новое поколение актеров: Коля Аболяев, Александр Никандров, Владимир Устьянов, Коля Кононенко, Володя Усенко, Толя Морозов, Светлана Перкина, Алла Рыбак, Яша Рыбка, Борис Гмирянский, Слава Корниенко, Александр Онищенко, Валентина Бандурко, Валя Трубецкая, Гриша Чижский.

За 50 лет я написал и поставил вместе с братом 31 комедийный спектакль: "Без весны виноватые" (1959), "Пора кончать!" (1961), "Наш музей" (1962), "Эволюция студента" (1964), "Один день" (1965)," Оглянись!" (1967),"Трижды три - и хоть бы что!" (1968),"Пять шагов сквозь улыбку" (1969), "Спрашивайте - отвечаем!" (1970), "Шуточки" (1972), "Юморочек" (1974), "Чудаки" (1976), "Я вас люблю" (1978), "О том, как приходит апрель" (1979), "Чем живете?" (1982)," мошенники "(1983)," Фантазия в комедии "(1984)," Сосед, меры! "(1986)," Веселый урок "(1987), "Требуется шут" (1988), "Пропал студент" (1990), "Барабашка" (1991), "Любовь + сессия = студент" (1996), "Не дождетесь!" (1997), "Смех сквозь годы" (1999), "Не в обучении счастье" (2000), "Я вас люблю" (2003), "45 лет смеха" (2004), "Любовь + сессия + весна = студент" (2008) и юбилейная "Формула юмора" (2009).

Практически все наши представления были отмечены на фестивалях, смотрах и конкурсах, а главное, играли десятки раз и не только перед студенческой аудиторией, но и в заводских клубах, в колхозах, в школах (прекрасная профориентационная работа!), в научно-исследовательских институтах, играли и в Верховном Совете, и в Лукьяновской тюрьме. Всего не перечислишь.

В 1974 году мы впервые выехали за границу - в Польскую Народную Республику.

Играли польским. Зрители смеялись до слез, а после спектакля корреспондент польского радио поинтересовался, по какой методике мы так прекрасно изучили польский язык. В том же году поездка в Болгарию, в европейскую столицу юмора город Габрово. Когда второй раз мы ездили в Габрово (в 1976 году), то тамошние студенты с успехом играли наши представления, которые они записали на магнитофон во время наших первых гастролей.

Юмор - производная от доброты и интеллекта. В настроении - мудрая доброжелательность, которая идет от осознания конечности человеческого бытия, суетности тщеславия и амбиций. Он - идеальный способ коммуникации, общения между людьми. Он учит нас видеть вокруг себя несоответствия высокому назначению человека, над которыми стоит посмеяться.

В сезоне 1977-1978 годов ЭТА стал лауреатом Первого Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся, его - единственный театр столицы - было награждено Большой Золотой медалью. Чуть позже театру было присвоено почетное звание "народного". В театр пришли талантливые Саша Нижерадзе, Евгений Кузин, Витя Олейник, Татьяна Нижник, Наталья Калмыцкая, Наталья Черногуб, Оксана Лянна, Оля Иващенко (моя старшая дочь) и три Ирины - Сосюкина, Шатохина и Токарик, Сильвия Пержу, Сергей Скоробогатов, Сергей Филянин, Виталий Семенюк, Игорь Днестровский, Валя Кукуруза, Лиля Крыло.

В наших спектаклях всегда было много музыки в исполнении музыкального ансамбля, который создал и которым долгие годы успешно руководил, писал оригинальную музыку и песни мой однокурсник Александр Цыганов. В разные времена в ансамбле играло немало музыкантов, но больше всего запомнились Владимир Гончаренко, Владимир Манилов, Вячеслав Сверло, Борис Вовченко, Анатолий Марищука, Александр Гребень, Юрий Нечунаев, Вадим Клочай.

Расцвет театра, зарубежные и всесоюзные гастроли 70-х годов связаны с именем лучшего за все время директора клуба КПИ Ниной Александровной Крячко.

В 1985 году праздновалось 40-летие победы в Великой Отечественной войне. Мы поставили поэтическую композицию "Все, что было НЕ со мной, помню»: сценическое действо было построено с использованием документов Нюрнбергского процесса, стихов и песен войны. Спектакль шел час. Хотя в том году радио, газеты, журналы, телевидение, кино только и говорили о войне, наш спектакль получился таким искренним и могучим, что зрители плакали, а в конце спектакля поднимались и долго аплодировали.

Вот только две типичные записи зрителей о спектакле из Книги отзывов. "На спектакль я привела с собой всех моих детей. Слезы катились по моим щекам весь спектакль, хоть я и родилась после войны. Спасибо! Орлович Р.С. и мои дети ». «Знаете, некоторые спектакли затрагивают, другие волнуют, заставляют думать ... Этот - потрясает !!! Все переворачивает в душе! Спасибо Вам за него! Студенты Фэт, КПИ, гр. ДП-42 ».

Актерский ансамбль пополнился Людмилой Куршпетовой, Таней Худяковой, Ирой Сыч, Олегом Слиньковым, Славой Василюком, еще двумя моими дочерьми Машей и Катюшей, детьми Евгения Надей и Володей, Сергеем Коротеевым и другими.

В том же сезоне я впервые поставил не свою драматургию: трагикомедию о войне Андрея Макаенка "Трибунал". Впервые наши актеры показали, что могут играть не только комедии. Спектакль был отмечен Золотой медалью на Всесоюзном фестивале театрального искусства.

1986 год. Весной Чернобыльская трагедия. Как человеческий характер проявляется в экстремальных ситуациях, так суть и дух ЭТА проявились в том, что он был первым художественным коллективом Украины, который уже через месяц после взрыва в Чернобыле по собственной инициативе, без оплаты (городские профсоюзы только дали автобус, но никто из руководства с нами не поехал) сами поехали в зону и выступали перед ликвидаторами.

Почти все актеры не сказали родителям, куда они едут, потому что многие родители запретил бы ехать, и могли сорваться такие важные - для духа и совести - выступления. Играли во многих воинских частях. Часто ликвидаторы сидели в респираторах, а мы играли без. Несмотря на нервное напряжение (ликвидаторы знали ведь, что к чему), мы же их рассмешили, развлекли, помогли на время забыть трагичность ситуации.

1987 год. Начало перестройки. Спадает идеологическое давление КПСС. Московская интеллигенция добивается права на создание театральных студий. А чем мы хуже? Я вместе с руководителями еще четырех театров готовлю необходимые документы. Решением Министерства культуры Украины и Киевского горисполкома ЭТА придают статус государственного театра-студии и пять лет - до финансового обвала в Украине 1992 года - дважды в неделю мы собирали полный зал (около 1700 мест!) И играли свои спектакли.

Открыли профессиональный театральный сезон комедией "Сосед, заходи!", которую я написал вместе с известным кинооператором, очень симпатичным человеком Суреном Шахбазяном, в жизни которого произошла история, которую мы взяли как драматургический ход. Сначала был написан киносценарий, но фильма снять не удалось. Поэтому я сделал из него пьесу, которую мы играли с успехом десятки раз.

Билет на наши спектакли стоил аж 1 гривну. Специально для младших школьников я написал и поставил комедию "Барабашка", где играли не только наши дети - Аленка Иващенко и Аня Кузина, но и собака - пудель Долли - с прекрасными актерскими способностями. Спектакль заканчивался, а детки сидели и не хотели идти домой!

Были написаны и поставлены полнометражные комедии "Чем живете?", "Фантазия в комедии", "Требуется шут!". Добрыми словами надо вспомнить нашу административную группу: директора Вадима Вадимовича Иващенка, Нору Александровну Нижерадзе, Людмилу Михайловну Усачеву, Александру Ивановну Медведеву, Любовь Васильевну Ягодзинскую.

В памяти многих поколений политехников-актеров ЭТА навсегда останутся радостные воспоминания о всегда интересных гастрольных поездках. Вот этот перечень. Ленинград (1962), Каунас (1962), Одесса (1963), Москва (1964), Житомир (1966), Горький (1969), Томск (1970), Чернигов (1972), Польская Народная Республика (1974), Белая Церковь (1974), Волжское речное пароходство (1974), Народная Республика Болгария (1974), Народная Республика Болгария (1976), Польская Народная Республика (1977), Донецк (1970), Томск (1979), Донецк (1980), Донецк (1981) Москва (1982), Ленинград (1984), Чернобыльская зона (1986), Харьков (1987).

С 1992 года ЭТА снова работает в статусе любительского коллектива. Мы регулярно подтверждаем звание "народного", успешно выступаем на киевских театральных фестивалях. Хорошо зарекомендовали себя актеры нового поколения Светлана Григорьева, Юля Яковенко, Наталья Савчук, Марина Михайлик, Оля Скрипачева, Надя Иващенко, Люба Литвинович, Володя Янчук, Володя Иващенко, Андрей Гунишев, Андрей Белов, Светлана Годунок, Максим Лисовенко и другие.

К сожалению, многие студенты сегодня больше ориентированы на зарабатывание денег, чем на искусство как единственный способ духовного совершенствования личности, поэтому меньше желающих и способных новичков приходит в театр. Но они есть: Александр Алешин, Надя Бурячок, Галя Лобачева, Дима Козырев, Аня Олешкевич, Саша Бабич, Лена Райченко, Даша Баранова, Валерий Сердечный.

Жизнь театра длинная, а статья короткая. Благо есть интернет. Кто заинтересуется, зайдите на сайт: http://eta.kpi.ua. Там есть история ЭТА, фотоматериалы, десятки публикаций в прессе, фонограммы спектаклей и зрительских конференций, отзывы зрителей и др. Поскольку так получилось, что я выдал пятнадцать сборников стихов, с ними тоже можно ознакомиться на сайте: http://www.viiv.co.ua.

Виталий Иващенко, художественный руководитель эстрадного театра аматоров ЭТА, заслуженный работник культуры Украины, доцент ММИ