Трудно провести границу между различными направлениями работы департамента учебно-воспитательной работы НТУУ «КПИ», но основные из них касаются деятельности в учебно-организационной, учебно-воспитательной, культурно-спортивной и социально-оздоровительной сферах студенческой жизни университета.
За последние годы педагогическому и студенческому коллективам университета пришлось преодолевать определенные объективные и субъективные вызовы, которые приводили к значительным затруднениям в образовательной деятельности университета и могли повлиять на его достижения. Лишь краткий их перечень свидетельствует о значительном уровне приложенных усилий и глубину задач, которые пришлось решать нашему коллективу, чтобы не только не остановиться, но и ускорить движение вперед для повышения уровня подготовки специалистов.
Внедрение в обучение положений Болонского процесса заставило коллектив не только доработать учебные планы по трем уровням подготовки, но и сделать качественные изменения в организации самостоятельной подготовки студентов, перейти на модульное преподавание дисциплин и рейтинговую систему оценки с учетом всех требований европейской кредитно-трансферной системы. Значительных осложнений в поддержании высокого уровня качества обучения придало нам в это время введения внешнего независимого оценивания, которое стало причиной существенного ухудшения подготовки школьников по фундаментальным дисциплинам, а нейтрализация системы довузовской подготовки вообще поставила коллектив перед выбором между качеством специалистов и отклонением от принципов предоставления качественного образования.
Ответом коллектива КПИ на все эти вызовы стал переход к более высоким требованиям - требованиям исследовательского университета. Этому переходу способствовали базовые позитивные моменты, которые университет, несмотря на вызовы, смог создать и использовать в своей деятельности. И опытный коллектив, и система мониторинга качества обучения, и упорный труд, и единый порыв преподавателей и студентов в достижении новых ступеней образовательного уровня и международного признания позволили университету осуществить определенный прорыв в своей деятельности по подготовке высококвалифицированных специалистов.
Важнейшее направление деятельности коллектива - учебная работа. В университет поступают абитуриенты по итогам ВНО. Краткий анализ уровня баллов сертификатов по математике для студентов первого курса свидетельствует о том, что подавляющее их большинство имеют высокие баллы: 160 ... 180 баллов - 40%; 180 ... 200 баллов - 45% абитуриентов. То есть, по данным ВНО, почти 85% абитуриентов имеют по математике хорошие и отличные оценки. Но входной контроль остаточных знаний студентов первого курса не только очень низкий (1,7 ... 1,6 баллов из 5), а с 2008 г. - года введения ВНО - имеет тенденцию к снижению, что не может не волновать наш коллектив.
Успешные показатели и результаты сдачи первой сессии студентами первого курса не являются следствием снижения уровня требований к качеству знаний, а свидетельствуют о неимоверных усилиях преподавателей математики, которые они прилагают в течение учебного семестра. Это касается и преподавателей физики, инженерной графики, других общеуниверситетских кафедр. Усилия преподавателей дать максимальное количество знаний позволяют создать определенный фундамент (базу) для успешного обучения студентов в следующих семестрах. Важной особенностью в достижении успехов по математике и физике является положительное влияние системы довузовской подготовки через ИДП, которую в КПИ удалось сохранить.
Ректорский контроль позволяет более качественно контролировать подготовку и анализировать уровень усвоения знаний. Устойчивая тенденция к уменьшению контингента, в т. ч. за счет отчисления студентов, которые не выдерживают требований, выдвинутых университетом к качеству обучения, свидетельствует о соблюдении педагогическим коллективом НТУУ «КПИ» высокой планки качества обучения. Это подтверждается тенденцией к улучшению результатов своевременной (в установленный срок) сдачи сессии студентами университета. На фоне уменьшения контингента является очевидным рост качественных показателей обучения студентов с оценками «5» и «4», что составляет 85%, и снижение относительного количества троечников (6,6%).
Для КПИ стало традицией, что каждой сессии предшествуют каждый семестр аттестации. Итоги двух аттестаций является ярким предвидением уровня подготовки студентов и итогов сессии. Почти 50% студентов успевают полностью усвоить учебные задачи и успешно выйти на сдачу сессии, а 35% студентов с успешными двумя аттестациями легко составляют сессию в установленный срок с высоким уровнем успеваемости.
Примерно 16% студентов имеют значительные задолженности по аттестациям, около 3% - по обеим аттестациям. Причем показатели двух неатестаций с 3-х и более дисциплин является реальным предвидением количества отчисленных студентов по итогам сессии (2,7% в 2011 г., 2,9% в 2010 г.). Часть отчисленных (около 25%) возобновляется (95% из них по договору с компенсацией стоимости обучения), остальные ищут другие места для обучения. Примерно 30% студентов, которые не успевали по аттестациям, прилагают значительные усилия и сдают сессию, то есть имеют волю и возможности, оперативно реагируют и используют свой шанс.
Количество студентов заочной формы обучения постоянно уменьшается, но качество их обучения остается на достаточно высоком уровне. Аналогичные показатели демонстрируют студенты-иностранцы.
Индекс качества выполнения учебного плана характеризует потенциал студентов определенного подразделения в усвоении учебных дисциплин, предусмотренных выбранным планом подготовки специалистов. Его среднее значение по КПИ составляет почти 74%.
Индекс успешности сдачи сессии характеризует относительное количество студентов, которые своевременно сдают сессию. Его среднее значение по КПИ - 74,5%. Индекс качества сдачи сессии характеризует относительное количество студентов, что сдали сессию на «5» и «4». Его среднее значение по КПИ почти 42%. Индекс качества подготовки выпускников характеризует выполнение студентами квалификационных работ на «отлично». Его среднее значение по КПИ - 13%. Обобщенный индекс - индекс качества обучения - показывает, что 51% студентов университета соответствуют самым высоким критериям оценки качества полученных знаний и в будущем могут стать специалистами высокой квалификации.
Важной составляющей повышения качества подготовки должна стать академическая мобильность студентов. Почти половина студентов, которые проходят обучение за рубежом, обучаются по программам двойного диплома. Значительная часть учится по индивидуальным программам и программам стажировки. Их часть в 2011 г. составила соответственно 19,2% и 12,1%. Общее количество студентов КПИ, которые учатся за границей, по итогам 2011 г. составляет 99 человек. В 2011 г. 54 человека учились во Франции, 17 - Германии, по 5 человек в Корее, Австрии и Норвегии, 3 - в Эстонии, 2 Швеции и по 1 в Греции, Дании, Бразилии, Польше, США, Канаде, Венгрии и Великобритании. Наибольшую активность в получении образования за рубежом проявили студенты ХТФ - 30 человек, 12 человек из ИПСА, 11 - с ФММ, 7 - с ФИВТ, 6 - с ФАКС.
Необходимо отметить, что в 2011 г. впервые в нашем университете по программам обмена учились четверо иностранных студентов, приехавших из Германии и Швеции. В 2011 г. в Украине впервые появилась национальная академическая мобильность, которую начал КПИ. Примером такого сотрудничества является обучение в КПИ 10 студентов Днепропетровского национального университета им. О. Гончара.
Отдел академической мобильности постоянно ведет поиск новых программ обучения студентов за рубежом и налаживает связи с иностранными университетами. Благодаря этому в 2011 г. КПИ присоединился к европейской образовательной программе Erasmus Mundus, направленной на активизацию международного сотрудничества и повышения мобильности среди студентов, преподавателей и ученых. Сейчас в НТУУ «КПИ» действует два проекта этой программы: EMERGE - европейская мобильность с соседними регионами на Востоке (Украина, Молдова, Беларусь), фонд проекта составляет почти 3,4 млн. евро, по квоте в последующие 3 года в программе смогут принять участие 102 человека; EWENT - восточно-западная европейская программа высшего технического образования, фонд проекта составляет 3,3 млн. евро, по квоте в последующие 4 года в программе сможет принять участие 101 человек.
Важной составляющей деятельности департамента является воспитательная работа и профилактика правонарушений. Вместе с подразделениями университета и общественными студенческими организациями департамент проводит активную работу по профилактике правонарушений, к которой привлекаются кураторы академических групп и социальные педагоги общежитий. Это дает свои положительные результаты, более 30% студентов первого курса посещают тренинги по адаптации и социализации.
В 2008 г. было введено четкое определение термина «правонарушение» и их классификация, разработан алгоритм воздействия на нарушителей и определены основные меры взыскания. Совместными усилиями с факультетами и институтами за последние годы удалось добиться устойчивой тенденции к уменьшению количества правонарушений, совершенных студентами университета. В 10 раз уменьшилось количество тяжелых правонарушений. По индексу профилактики правонарушений в 2011 г. лучшие позиции занимают ХТФ, РТФ, ФАКС и ИПСА.
Важным направлением социальной работы является стипендиальное и социальное обеспечение студентов. Почти неизменной остается доля студентов, получающих стипендию, - 81,5%. Размер базовой стипендии составляет 530 грн, а с учетом индексации - 720 грн. В КПИ действует система поощрения лучших в обучении студентов: установлены и выплачиваются именные и персональные стипендии КПИ (около 170), стипендии Президента Украины (5), Кабинета Министров Украины (1), Верховной Рады Украины (4).
В КПИ проводится значительная социально направленная работа, важная для общества. В 2011 г. в университете учились 122 детей-сирот. Больше всего их на ФИВТ, ФММ и ФСП. Студентов с особыми потребностями в НТУУ «КПИ» более 250 Преимущественно они учатся на ФИВТ, ММИ, ФММ, ВПИ.
Департамент учебно-воспитательной работы по собственной инициативе проводит активную агитационную работу среди школьников - будущих абитуриентов. НТУУ «КПИ» представлен практически на всех образовательных ярмарках и выставках в Украине. Представители департамента и учебных подразделений университета в прошлом году выезжали в разные города страны с беседами, выступлениями и лекциями перед школьниками. Дважды в год в КПИ проводится ярмарка вакансий, который при финансовой поддержке работодателей является самоокупаемой акцией. Более 30 фирм и организаций принимают участие в ярмарке, более 3000 студентов регистрируются на этих мероприятиях, что помогает им в трудоустройстве.
Популяризация КПИ организована департаментом через участие студентов в профессиональных олимпиадах, проводимых в разных городах Украины. Кроме участия в олимпиадах, студенты и преподаватели, которые их сопровождают, проводят профориентационные встречи в школах и лицеях. Позитивом является то, что наши студенты на всеукраинских профессиональных олимпиадах постоянно получают награды. Если четыре года назад количество победителей в олимпиадах не превышала двадцати человек, то в прошлом году 54 студента завоевали призовые места. По количеству победителей во всеукраинских студенческих олимпиадах за 2011 г. КПИ стал признанным лидером среди вузов Украины.
Важными для имиджа КПИ в международной деятельности стали Международная олимпиада студентов по программированию «KPI-Open», конкурс «Intel-Техно Украина», которые организуют и проводят на высоком уровне ФТИ, ФИВТ, ФПМ и ИПСА; летняя школа «Достижения и приложения современной информатики, математики и физики», которую успешно организует Научное общество студентов и аспирантов во главе с Алексеем Пасечным.
Студенческая культурно-массовая работа особо подчеркивает стиль, имидж и создает свой колорит в КПИ. У нас ежегодно проводятся традиционные мероприятия, которые стали любимыми и создают особый университетский стиль: День первокурсника, конкурсы «Королева КПИ», «Мистер КПИ», «Таланты КПИ», «Дни КПИ», фестивали авторской песни и творческих коллективов художественной самодеятельности, другие мероприятия, известные в Киеве и за его пределами.
p> Последнее время на факультетах / институтах приобрели популярность научные и художественные кружки. Таковы на ФММ, ФЕА, ФИВТ, ФМФ. Эти кружки имеют определенные достижения и, главное, способствуют развитию творческих способностей студентов. Кружки «Инновация», «Теория и практика по теоретическим основам электротехники», «Моделирование задач электротехники в MathCad», «Студенческое конструкторское бюро: интеллектуальные системы управления», «Логистический менеджмент», «Управление персоналом», «Студенческое конструкторское бюро: прикладная геометрия, дизайн и объекты интеллектуальной собственности», «Нестандартные и олимпиадные задачи алгебры и анализа» и другие позволяют студентам овладевать знаниями на новом уровне.
Досуг студентов КПИ организовано также через спортивную, культурно-массовую и социальную работу. Ряд тренингов, эстафет, конкурсов, соревнований и акций не только генерируется, но и реализуется практически самостоятельно студентами. Результат этих мероприятий всегда положительный, поскольку их инициаторами и исполнителями являются сами студенты, которые демонстрируют творческую активность и стремление стать лучше. Целью таких акций является защита здоровья студентов, мотивация их социальной ответственности, преодоления экологического нигилизма в обществе, повышение психологической устойчивости, активизация патриотических чувств, помощь в преодолении ВИЧ / СПИДа и тяжелых заболеваний среди молодежи и тому подобное.
Особое внимание в университете уделяется спортивному воспитанию и оздоровлению студентов. Спартакиада по 18 видам спорта в прошлом году выявила победителей: на первом месте - ВПИ, на втором - ТЭФ, третье место занял ФММ. Студенты показали высокие результаты в плавании, легкой атлетике, баскетболе, шахматах, в игре го, волейболе, футболе, настольном теннисе, шейпинге, армспорте, боксе и др.
В КПИ проведен международный шахматный турнир «Кубок Независимости 2011» с участием выдающихся гроссмейстеров мирового класса, совместно с федерацией го - Кубок Украины по игре го. Сборная команда КПИ по баскетболу одержала победу в ХII турнире по баскетболу среди мужских студенческих команд на Кубок Студенческой профсоюзной ассоциации г. Киева. Организовано и проведено второй футбольный турнир между студенческими командами Украины и Польши, Кубок ректора по футзалу среди студенческих организаций НТУУ «КПИ» и многие другие важных масштабных мероприятий. Прошлой осенью состоялось открытие малого спортивного ядра, в дальнейшем предоставит студентам больше возможностей для спортивного совершенствования. В КПИ традиционно проводится фестиваль единоборств, в котором более 200 участников борются за призовые места. Массовыми стали Шахматный клуб и Клуб из игры го, Клуб подводного плавания «Атлантида», а студенческий клуб «Папай» ежегодно проводит «Богатырские игры» даже международного уровня. Туристические соревнования «Лабиринт» традиционно проводятся на Киевском море дважды в год и уже вышли за пределы университетских. Особого внимания заслуживает спортивная и культурно-массовая работа в студгородке. Его администрация во главе с директором А. Ищенком, студенческий совет и профсоюзный комитет студентов проводят целый комплекс мероприятий, рассказывать о которых можно долго. Эту работу можно назвать цементирующим фундаментом здорового спортивного и эстетического климата не только среди студентов, проживающих в общежитиях, но и среди всех студентов КПИ.
Оздоровление студенческой молодежи тоже является важным направлением деятельности в университете. Фактически все базы отдыха готовы к массовому оздоровлению. КПИ вложил значительные ресурсы для восстановления оздоровительных университетских баз и лагерей - "Маяк", "Политехник", "Глобус" - так настало время их полной загрузки.
Для активного общения со студентами, донесения к ним оперативной учебной и другой информации в университете созданы и мощно работают студенческие социальные сети, сайты, интерактивные блоги. Это позволяет решать целый комплекс вопросов и проблем немедленно создает в КПИ атмосферу прозрачности, демократичности, толерантности и ответственности.
Некоторые скептики ставят нам вопрос: «Правильно ли мы воспитываем нашу молодежь?», «Способны ли наши воспитанники на важные поступки?», «Можем ли мы полагаться на них в важных делах?» У нас по этому поводу свои вопросы: «А смогли бы мы защитить наш университет и наши права без ненадлежащего воспитания молодежи ?!», « Кто поднялся первым на защиту наших свобод и наших прав ?!», «удалось бы нам без нашей молодежи отстоять права КПИ? "
Проанализировав учебную, научную, воспитательную, культурно-массовую работу, проведенную в университете в 2011 году, считаю необходимым определить и главные задачи на 2012 год:
Поэтому мы должны упорно трудиться и преодолевать препятствия. Успехов нам всем в этом.
Г.Б.Варламов, проректор по учебно-воспитательной работе