Традиционно в университетском конкурсе "Молодой преподаватель-исследователь" побеждают представители технических факультетов. Тем приятнее рассказать о молодом ученом, исторические разведки которого интересны и современны, их публикуют международные издания.
"После защиты кандидатской диссертации именно в КПИ я начал работу как специалист-историк", – вспоминает Сергей Чолий, доцент кафедры истории, удостоенный звания "Молодой преподаватель-исследователь" в 2019 и 2020 годах. А началось все с исторического факультета КНУ им. Тараса Шевченка, который Сергей окончил в 2008 году. Там же учился в аспирантуре, где в 2013 году защитил кандидатскую диссертацию "Формирование австро-венгерских вооруженных сил во внутренней политике Монархии Габсбургов". Работа выполнялась совместно с аспирантской программой Венского университета "Австрийская Галичина и ее межкультурное наследие" и рядом других европейских научных институтов. А затем интерес к истории древней перерос в изучение истории нынешней.
На кафедре истории Сергей Васильевич последовательно занимал должности преподавателя, старшего преподавателя, доцента. Кафедра не выпускная, но педагог на протяжении многих лет занимается организацией ежегодной студенческой научно-практической конференции "Украина: история, культура, память", которую проводит кафедра истории КПИ им. Игоря Сикорского. Кроме преподавательской деятельности, он активно проводит научные исследования в сфере модерной и современной истории по нескольким направлениям. Прежде всего это традиции военного комплектования в Европе XIX-XXI веков, где молодой ученый исследует центральноевропейский и украинский опыт мужского населения во время военной службы. Во-вторых, это история окружающей среды (environmental history) и миграций, вызванных экологическими и политическими факторами.
Кроме того, на протяжении 2017-2020 годов Сергей Чолий был руководителем научного проекта, который выполнялся на ФСН, - "Совершенствование человеческого капитала как фактор повышения мобилизационного потенциала Украины". Это исследование, финансируемое за счет гранта МОН Украины для молодых ученых, собрало интердисциплинарную команду молодых ученых (ответственный исполнитель – к. филос. н. Елена Акимова), работавших над решением важной и актуальной в современных условиях общественной проблемы. В работе теоретически очерчены различные параметры такого явления, как мобилизация в политической, общественной, экономической и военной жизни страны, анализ практического применения мобилизационных процессов в государственной политике и юридически-правовой деятельности. Таким образом установлено, что при росте социальной и политической напряженности между государствами и в самих государствах общества при наличии соответствующего мобилизационного потенциала способны к решению задач выживания и приспособления.
Следует заметить, что в своей научной деятельности Сергей Васильевич активно сотрудничает с иностранными учебными и научными учреждениями, участвует в работе научных конференций, летних школ, публикуется в международных изданиях, в том числе индексируемых в наукометрических базах Scopus и Web of Science. Как историк, С.Чолий проводит активный поиск новой информации путем ежегодных архивных и полевых исследований. Среди прочего его заинтересовали летняя школа "Полесье как ландшафт интервенции" Института исторических исследований Восточной Европы имени Гердера, г. Марбург (2018), исследовательская программа Немецкого исторического института в Варшаве (2021) и т.д.
Молодой исследователь является автором более 30 научных публикаций. Среди них монография "Мобилизация на периферии. Военная обязанность как фактор модернизации империи Габсбургов 1868-1914" (2016), статьи "Война как модель движения населения в современном мире..." (Berlin: Duncker&Humblot, 2020), "Общества в Фукусиме и Чернобыле – благоприятные и сдерживающие факторы восстановления в районах ядерных катастроф" в "Демография катастроф: влияние на население и место" (Springer Nature, 2020), "Мобилизация в постсоциалистических пространствах: между императивами модернизации и угрозами демодернизации" (Politics, 2018) и другие. Публикации помогают познать историю, провести параллели с настоящим, являются основой для понимания возможных сценариев развития.