22 июня отмечается начало Великой Отечественной войны. Наша страна понесла в ней многочисленные потери. Память о людях, которые положили свои жизни в сражениях против злейшего врага, наверное, будет бередить душу столько, сколько будет жить наш народ. И сколько бы лет не прошло с тех пор, мы будем уважать героизм наших дедов и прадедов, отстоявших эту землю. А еще мы должны беречь память о всем том, что вдохновляло их на победу, что вело в бой, что напоминало о тех, кого оставили они дома. Среди самых дорогих и одновременно самых волнующих для фронтовиков воспоминаний - мелодия бессмертного марша "Прощание славянки", вековой юбилей которого мы будем отмечать осенью 2012 года. О его создании и о судьбе его создателя - военного дирижера и композитора Василия Ивановича Агапкина (1884-1964) - рассказывается в этом материале.

Родился Василий Агапкин 3 февраля 1884 г. в селе Шанчерово Михайловского района Рязанской губернии в семье крестьянина-бедняка. Рано осиротел, вместе с братьями и сестрами нищенствовал. В десятилетнем возрасте мачеха привела его в духовой оркестр 308-го Царевского резервного батальона Астраханского пехотного полка, к которому он был зачислен учеником. Мальчик получил маленькую, но звонкую трубу - корнет-а-пистон. За пять лет Агапкин был признан лучшим солистом-корнетистом полка - случай редчайший. В 1906 году Василий Агапкин был призван в армию, в Тверской драгунский полк, под Тифлис.

В декабре 1909 года, после окончания срока службы, освоив в то время новый для него инструмент - трубу, Агапкин поехал в Тамбов - поступать в музыкальное училище. 12 января 1910 г. он был зачислен штаб-трубачом до седьмого запасного кавалерийского полка, а осенью 1911 г. был принят в класс медных духовых инструментов Тамбовского музыкального училища.

В октябре 1912 года началась Первая Балканская война. Балканские славяне начали освободительную войну против Османской империи, в результате которой страны Балканского Союза - Болгария, Греция, Сербия и Черногория - окончательно вытеснили Турцию с Балканского полуострова.

Василь АгапкінАгапкин в эти дни не находил себе места. Как и его сослуживцы, он буквально бредил Балканами, героизмом "братушек-болгар". Он видел, как балканские славянки провожают на битву с турками отцов и сыновей, братьев и женихов. Расставание тяжелое, каждый понимает, что далеко не все вернутся назад, это расставание может оказаться навсегда. В штабе полка, на улице, в керосиновой лавке - всюду он что-то напевал себе под нос - рождался марш. Но мелодия снова и снова ускользала - лишенная нарочитой бравурности, она, по замыслу автора, должна была стать символом щедрости славянского сердца, выражением единого патриотического порыва.

Марш родился на тихой Гимназической улочке (ныне улица Коммунальная) в Тамбове осенью 1912 года. Агапкин решил показать свой новый задел известному композитору, военному капельмейстеру Литовского 51-го пехотного полка Якову Богораду, для чего отправился в Симферополь. Вместе они придумали название марша - "Прощание славянки". Богорад через некоторое время напечатал в симферопольском издательстве сотню экземпляров нот марша. На обложке - молодая женщина, которая прощается с воином, Балканские горы вдали и отряд солдат. И надпись: "Прощание славянки" - новейший марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам. Произведение Агапкина ".

Вскоре мелодия звучала уже над всей Россией. Благодаря тому, что киевская фирма грамзаписи "Екстрафон" летом 1915 г. выпустила граммофонную пластинку с записью этого марша, известным он стал очень быстро. Мелодия марша получила и всемирную известность: ее стали выполнять военные оркестры в Болгарии, Германии, Австрии, Норвегии, Румынии, Франции, Швеции, Югославии и других странах.

Марш "Прощание славянки" оставался популярным и после Октябрьской революции 1917 года, особенно в белом лагере. Его мелодия лежала в основе песен Добровольческой армии, Сибирской народной армии, армии Колчака, Дроздовской дивизии. Возможно, именно поэтому в СССР марш если и не был запрещен официально, то, во всяком случае, не приветствовался. Несмотря на то, что марш упоминается в сборнике музыкальных произведений "Служебно-строевой репертуар для оркестров Рабоче-крестьянской красной армии", выпущенном в 1945 году, в его описании составитель сборника, композитор, генерал-майор С.О.Чернецкий критикует марш за примитивизм и скупую гармонию как "типичный дореволюционный марш".

Марш был создан для военного духового оркестра, без слов. Все тексты появились позже. В. Лазарев, А. Мингалев, А. Федотов, А. Галич и другие поэты написали стихи на мелодию марша. "Прощание славянки" с текстом на слова Романа Шлезака под названием "Rozszumialy sie wierzby placzace" ("расшумелись ивы плакучие") был в 1942-1945 годах гимном польской подпольной военной организации - Армии Крайовой (Armиa Krajowa).

Раздавался ли марш "Прощание славянки" во время парада 7 ноября 1941г. на Красной площади - вопрос открытый. Музыканты сводного оркестра утверждали, что марш играли. Их поддержал и С.М.Буденный в своих мемуарах. Это мнение разделял и ученик Агапкина, начальник Военно-оркестровой службы Советской армии, народный артист РСФСР, генерал-майор Николай Назаров. В то же время в архивах хранится точный список произведений, которые выполнялись тогда. Знаменитого марша среди них нет. Не звучал марш в исполнении сводного тисячотрубного оркестра и во время парада Победы 1945-го.

И только после выхода на экраны 1957 г. знаменитого фильма Михаила Калатозова "Летят журавли" этот марш был реабилитирован (фильм получил "Золотую пальмовую ветвь" на Каннском кинофестивале 1958 года). В фильме есть щемящая душу сцена: провода добровольцев. Огромное количество тех, кто провожает, - около школы, за металлической оградой двора которой происходит сбор добровольцев. Вдоль ограждения в отчаянии бегает Вероника, безуспешно ища своего Бориса. Мучительное напряжение последних секунд - и вдруг оркестр грянул марш "Прощание славянки" ...

Затем марш звучал в фильмах "Белорусский вокзал" (1971), "Великая Отечественная" (1979) и в десятках других.

В наши дни под звуки марша отправляются в рейс пассажирские теплоходы на Волге и фирменные поезда. Также под звуки этого марша с вокзалов отправляются эшелоны с новобранцами Российской Федерации, которые едут к месту несения службы.

... В 1918 году Василий Агапкин добровольцем ушел в Красную армию и организовал духовой оркестр в 1-м Красном гусарском Варшавского полка. В 1920 году он вернулся в Тамбов, руководил музыкальной студией и оркестром войск ГПУ.

В 1922 г. В. Агапкина перевели в Москву на должность капельмейстера 17-го особого полка войск ОГПУ. Через год часть расформировали, и Агапкину пришлось искать себе новое место работы. Он устраивается капельмейстером 1-й Московской школы Транспортного отдела ОГПУ.

Приходилось нелегко: в аттестации от 31 декабря 1925 года были отмечено, что Агапкин политически развит слабо, не любит замечаний, самолюбивый. В то же время его ценили как профессионала: "Дело свое любит и знает. Авторитетом среди подчиненных пользуется. Должности, что занимает, соответствует". В следующих аттестациях политическое развитие капельмейстера оценивалось уже как удовлетворительное, зато подчеркивалось, что он хороший руководитель оркестра и дело свое любит ...

В конце января 1924 г. Агапкин с оркестром провожал в последний путь В.И.Ленина.

В 1928 году В.Агапкин организовал духовой оркестр из беспризорников.

В 1930 году его пригласили на должность капельмейстера оркестра Центральной школы ОГПУ (с июля 1934 г. Центральная школа НКВД СССР, с марта 1939 г. Высшая школа НКВД СССР). Василий Иванович быстро организует коллектив военных музыкантов, который вскоре начинает регулярно выступать в саду "Эрмитаж", неизменно привлекая всеобщее внимание слушателей.

В июне 1938 г. Агапкин был приглашен комендантом Московского Кремля в комиссию по совершенствованию музыкального боя часов Спасской башни и сочинил мелодию перезвона Кремлевских курантов - мелодию короткую, но чрезвычайно выразительную. В ней он органично соединил величественные перезвоны традиционных русских церковных колоколов с музыкой оптимистических песен 1930-х годов.

Когда началась Великая Отечественная война, Агапкину было уже 57 лет. Ему было присвоено звание военного интенданта 1-го ранга и он был назначен начальником духовых оркестров отдельной мотострелковой дивизии имени Ф.Э.Дзержинского.

Именно ему доверили дирижировать сводным оркестром на историческом параде на Красной площади 7 ноября 1941 г. (главный парад страны в это время проходил в городе Куйбышеве, где сводным оркестром руководил главный капельмейстер Рабоче-крестьянской Красной Армии С.О.Чернецкий). Не имея достаточного времени для репетиций, в условиях строгой секретности Василий Иванович сумел так подготовить музыкантов к выступлению, что ему была объявлена благодарность наркома обороны СССР И.В.Сталина. Радиотрансляция музыки с этого парада поднимала дух нашего народа в тылу и на фронте и внушала уверенность: Победа будет за нами!

24 июня 1945 г. на Параде Победы, что навсегда остался в памяти благодарного человечества, спасенного от коричневой чумы, оркестр Агапкина как одного из музыкальных организаторов и первого заместителя главного дирижера входил в состав сводного оркестра.

Через 8 лет, когда хоронили Сталина, перед сводным оркестром снова стоял полковник Агапкин.

"Я сыграл под руководством Агапкина много лет, - вспоминал ветеран военно-оркестровой службы Л.Г.Коровко. - Уравновешенный, спокойный и очень добрый человек. Позволял нам, музыкантам, играть в театрах и особенно учиться ... Сам учился в последние годы жизни. Собрал дома огромную музыкальную библиотеку. Имел прекрасный гармоничный дар. И сам был блестящим корнетистом. А под конец жизни стал глохнуть. Это была его самая большая личная драма ... "

Музыкальное наследие В.И.Агапкина насчитывает десятки прекрасных мелодий (12 строевых и 9 встречных маршей, а также вальсы и романсы), но марш "Прощание славянки", безусловно, является самым знаменитым в творчестве композитора. Все концерты оркестра В. И. Агапкина заканчивались исполнением "Прощание славянки". Фирма "Мелодия" неоднократно выпускала грампластинки со знаменитым маршем большими тиражами.

Умер Агапкин 29 октября 1964 г. и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. На его могиле - скромный серый памятник-стела, на котором золотом выбиты ноты: первые три такта "Прощание славянки". Марша, который уже стал героической и светлой частью истории славянских народов, музыка которого вдохновляет и просветляет, утверждает в наших душах главные человеческие ценности, на которых строится вся жизнь.

... Каждый раз, услышав мелодию "Прощание славянки", у меня к горлу подступает комок, а сознание переполняется бесконечным уважением к защитникам родной земли и гордостью за свою причастность к ней. Пусть этот неповторимой красоты и силы марш еще не одно столетие будет придавать уверенности в победе наших идеалов, делая наши тела сильнее, а души светлее!

И.Микульонок