Люди старшего поколения хорошо помнят эпопею, которая разыгралась в Северном Ледовитом океане в начале 40-х годов ХХ века. Эпопею, в которой были прежде всего задействованы США и СССР, а также некоторые другие государства. В народной памяти живет громкая слава героических папанинцев, которые победно проехали на дрейфующей льдине бескрайними просторами Арктики и чудом спаслись из смертельных объятий стихии после внезапного разлома льдины, на которой стояли их палатки.
Люди чувствовали, что подвиг папанинцев - это не только борьба с капризами погоды Ледовитого океана, замеры арктических глубин и определение движения атмосферных фронтов, а нечто гораздо более серьезное.
Конечно, были в восторге от подвига полярников и воспитанники бывшего Киевского института киноинженеров по специальности "Акустика", которые готовились к интересной работе по озвучиванию фильмов. Но жизнь многих из них пошла в другом направлении. После слияния киноинститута с Киевским политехническим институтом, они начали заниматься акустикой, направленной на защиту интересов Родины. Многие дипломированные специалисты - выпускники КПИ пополнили ряды ученых Киевского НИИ гидроприборов, в свое время очень засекреченного научно-исследовательского учреждения. Проблематика его была в значительной степени посвящена оборонной технике.
Дело в том, что началась холодная война, а за ней просматривалась третья мировая. И если героический дрейф папанинцев на "НП-1" был более или менее открытым, то уже деятельность "ЧП-2" шла под грифом "секретно" (Точка-36). В то время в США открыто писали, что Центральный полярный бассейн в будущей битве между Америкой и СССР станет одним из главных театров военных действий. Появился даже новый термин "Арктическая доктрина". И это при наличии межконтинентальных ракет, реактивной авиации, атомных подводных лодок и др. Если посмотреть на карту, четко видно кратчайшие сокрушительные направления ударов именно из Арктики.
Поэтому становится понятным большое значение подготовки соответствующих той ситуации оборонных кадров в КПИ и в Киевском НИИ гидроприборов, что в то время находился в непосредственном подчинении Москве. Кстати, этому НИИ исполнилось только 50 лет. Многие его сотрудники - выпускники КПИ были привлечены к исследовательским работам в составе полярных экспедиций, проводившихся Ленинградским институтом Арктики и Антарктики. А после приобретения необходимого опыта они и сами успешно справлялись со сложными задачами.
Недавно я имел честь пообщаться с очень интересными людьми, которые принимали непосредственное участие в полярных экспедициях и были удостоены высоких наград за героический подвиг в Арктике. Это, прежде всего, бывшие ведущие сотрудники Киевского НИИ гидроприборов, лауреаты Государственной премии СССР за большие достижения в Арктике Николай Григорьевич Клименок и Константин Алексеевич Барицкий. А еще с одним рекордсменом пребывания и самоотверженного труда в Арктике (более трех лет), бывшим главным конструктором НИИ гидроприборов Анатолием Васильевичем Гокоевим я дружил на протяжении нескольких десятилетий. Правда, не как с героическим полярником, а просто как с замечательным, очень толерантным и всесторонне одаренным человеком. Мы обменивались мнениями о жизни, литературе, искусстве, а также об автоделе (Анатолий все-таки заработал на дрейфующих арктических льдах "капиталец" для приобретения горбатого лимузинчика "запорожчика", на котором возил свое семейство на отдых в Одессу, Крым и на Кавказ и просто обожал своего четырехколесного друга).
А о каких-то там подледовых шумах или о всеслышащую акустику в глубинах океана, хитросплетениях внешних угроз, не дай Бог, никогда ни слова! Ибо государственная тайна. Только теперь некоторые подробности героической арктической эпопеи советских полярников рассказали соратники А. Гокоева, который год назад ушел из жизни не достигнув своего 70-летия.
- Первый мой выход в Арктику с группой нашего НИИ состоялся весной в 1962 году, - рассказывает бывший ведущий научный сотрудник института Н.Г.Клименок. - Именно тогда была организована наша кратковременная база на дрейфующей льдине архипелага Северная Земля под названием "База-3". Главной целью было изучение подводных шумов и распространения звука в океанических глубинах Арктики. Напряженная работа продолжалась в апреле-мае. Каким-то образом нам повезло: во время расколов полей и торосов льдин, что с оглушительным треском наступали дыбом друг на друга, этот сокрушительный вал остановился в нескольких метрах от нашей крайней палатки. Мы знали о таком жестоком нраве дрейфующих льдин. А первая встреча с ними лицом к лицу оставила на наших сердцах первый памятный рубец.
Следующий выезд был весной 1963 года. Участвовали в высадке группы в составе 5 человек для проведения полугодового цикла исследований на дрейфующей станции "ПП-10". Но по ходу дела в связи с разломом льдины под этой станцией пришлось высадить нашу группу в 10 километрах от нее, на отдельной льдине. Надо сказать, что условия, в которые мы попали, мало чем отличались от того "комфорта", в котором работали в свое время папанинцы.
Весной 1965 г. было введено в действие станцию "ПП-14", в состав которой входила и группа наших киевлян. Она имела конкретные задачи на целый летний цикл. Не просто было для нас обустроиться в новых условиях, но ребята подобрались отважные и работоспособные. Особенно выделялся среди них уже опытный полярник, мастер на все руки Анатолий Гокоев, который брал на себя все сложное и ответственное. А трудностей было немало. Пришлось дважды перебазировать лагерь через разлом льдин. Это было очень сложное и ответственное задание.
Осенью в 1966 году я прибыл на станцию с развернутым планом работы на год. Для нашей группы были доставлены специальные домики, что было шагом вперед. Мы высадились на льдину севернее острова Врангеля, как говорится, на самом краю мира, в гиблом месте с многозначительным названием "Полюс относительной недоступности». Ожидалось, что, как это всегда бывает в Арктике, станция будет дрейфовать в северо-западном направлении. Но ледяная стихия распорядилась иначе, и к концу ноября мы приблизились к острову Жанетта архипелага Де Лонга, что не соответствовало поставленной задаче. Пришлось свернуть работу нашей группы в этом направлении. Я хорошо запомнил эту дату и это событие, ведь именно тогда мне исполнилось 30 лет. Но такая неудача недолго терзала наши души. Коллектив был молодой, полон жизненными силами и направлен на преодоление всех трудностей в достижении поставленной цели.
Опыт работы на станциях "ЧП" с многофункциональными задачами убедил нас в том, что некоторые службы станций и даже шаги людей по дрейфующим льдинам создают сильные помехи в работе чувствительной акустической аппаратуры. Решено было размещать наши группы на значительном расстоянии от базовых станций для проведения исключительно акустических исследований. Весной 1966 г. было высажено на дрейфующую льдину новую станцию "ПП-15", а на расстоянии нескольких десятков километров от нее разместился филиал "ПП-15Ф". Возглавить группу исследователей из 15 человек было поручено мне. Работали мы дружно без особых приключений. Только один раз провели аврал переселения на другую льдину в связи с разрушением нами уже обжитой.
Таким образом, лето прошло более или менее спокойно. В сентябре 1966 года к нам подошла для проведения очень ответственных и неотложных работ атомная подводная лодка. Можете себе представить лавину бурных эмоций и радости утерянных в огромных просторах Арктики людей от встречи с подводниками, с командой гигантского атомного крейсера, который поднялся на поверхность через огромное отверстие во льду. Но такая памятная встреча не обошлась без аварии. Наш механик, Петр Моргун, быстро сложив свою аппаратуру, решил поближе подъехать к лодке, но размытая льдина не выдержала веса трактора, который вместе с волокушей пошел на дно океана. Но как только хирург подводной лодки зашил незначительную рану на голове механика, спасенного Анатолием Гокоевым, веселье возобновилось. Встреча с подводниками добавила нам вдохновения, уверенности в том, что мы не одиноки в этом ледовом мире. Она запомнилась нам на всю жизнь.
Вскоре после визита подводников на дрейфующую станцию начали завозить новое пополнение персонала и оборудования для успешной зимовки в условиях жесткой полярной ночи. Трудом наших людей прежде всего было подготовлено взлетно-посадочную полосу размером 400х40 метров для приема самолетов. Работали вручную без использования техники. Трудились, не покладая рук.
К началу сдвига льдин успешно приняли несколько легких самолетов АН-2. Но Арктика не замешкалась вновь проявить свой крутой нрав. Внезапно взлетно-посадочная полоса откололась от нашего лагеря. Трещина прошла за лабораторией, а затем еще одна с противоположной стороны лагеря. В течении суток от ледового поля размером 2х3 км остался кусок 200х300 м. К счастью, весь лагерь сохранился на одном поле. Но оставаться нам на таком клочке было нельзя. Вблизи большей льдины не оказалось. Решили закрыть филиал станции, забрать минимум необходимой аппаратуры, перебазироваться на основную станцию "ПП-15" и продолжать работу по сокращенной программе. Несколько человек из нашей исследовательской группы, в частности самоотверженные полярники А. Гокоев, В. Тесовский, повар А. Матвийчук и механик П. Моргун, зимовали на этой станции. С благодарностью вспоминают члены группы и своего врача ортопеда-травматолога В. Ардобацкого.
p>Следующий этап работы киевлян в Арктике начался весной 1969 года. После организации филиала дрейфующей станции "ПП-18" под шифром "ПП-18Б", которая была поручена Н.Клименку, А.Гокоев возглавил одно из направлений работы. В течении апреля и начале мая все подготовительные работы были завершены, построен лагерь и началось выполнение программ исследований.
В конце мая на станцию прибыл из Киева после защиты кандидатской диссертации Константин Алексеевич Барицкий, который возглавил коллектив. А М. Клименко продолжил исследовательскую работу по своему направлению до осени.
С начала осенней навигации произошла смена состава станции. Н. Клименок и А. Гокоев вернулись домой. Но киевский филиал продолжал свою работу еще целый год. И снова пришлось заняться А. Гокоеву обеспечением станции всем необходимым для работы в Арктике с помощью полярной авиации. В 1971 году А. Гокоев возглавил экспедиционную группу по обеспечению из сибирского поселка Черский всем необходимым для успешной работы станции "ПП-20". Это было очень сложное и ответственное задание. Н. Клименок вел одно из направлений, а начальником станции было назначено тоже одного из самых опытных сотрудников Киевского НИИ гидроприборов Е.Н. Майхровского.
Станция работала очень эффективно. В начале осени к ней подошла подводная лодка. Двухсуточная совместная работа подводников и персонала станции дала хорошие результаты.
Последнее свидание Н. Клименка с Арктикой произошло весной 1974 года, когда в течении 2-х месяцев он руководил испытанием новой аппаратуры на "Базе - К". Созданием благоприятных условий для успешной работы базы занимался А. Гокоев. Закончилась ледовая эпопея в конце мая 1974 года, и на этом завершилась миссия Киевского НИИ гидроприборов в Арктике.
Много лет своей жизни посвятил арктической эпопее Константин Алексеевич Барицкий, лауреат Государственной премии СССР за выдающиеся успехи в исследованиях Арктики. Дорогу в Арктику открыло ему успешное окончание аспирантуры на кафедре акустики КПИ в 1957 году и зачисление в этом же году в Киевский НИИ гидроприборов на должность инженера. Через два года молодой специалист стал начальником сектора, а затем начальником отдела института.
Начиная с середины 1962 по 1974 год он был научным руководителем всех работ Киевского НИИ гидроприборов на дрейфующих льдах Северного Ледовитого океана.
В большинстве эпизодов, упомянутых выше Н.Г. Клименком, непосредственно участвовал К.А.Барицкий и отнюдь не статистом, не просто командующим начальником, а как коллега, товарищ, готовый прийти на помощь в самых сложных ситуациях.
Так сложилось, что ему, типичному технарю, пришлось немало внимания уделять вопросам психологическим. Ведь работа в Ледовитом океане с его полугодовыми ночами и соответственно днями, шквальными ураганами, сверх жестокими морозами, образованием торосов ледовых полей, довольно чувствительно влияет на настроение и жизненный тонус людей.
- Первое наше свидание с Арктикой, - рассказывает К. Барицкий, - запомнилось разницей температур. Прощались с Киевом в благоухающий день при температуре 20, а при высадке на дрейфующую льдину нас встретила нормальная для тех мест температура - 40 с сильным ветром. Откровенно говоря, не просто было осознавать людям, что под нашей льдиной, где находилась станция, глубина в несколько километров. Что в любой момент может начаться образование торосов полей. Ничего не стоит им мгновенно отправить в небытие не только палатки полярников.
В начале своего пребывания в Арктике киевляне работали в одной упряжке с полярниками Ленинградского института Арктики и Антарктики. Очень хорошим было сотрудничество, этому особое внимание уделял непосредственно К.Барицкий. Киевляне жили и работали с ленинградцами, как говорят, душа в душу. Когда со временем начали работать автономно, дружба не прекратилась.
А взаимоотношения в собственном кругу полярников из Днепра еще больше укрепились. Жизнь, работа в экстремальных условиях, ежеминутный риск и большая ответственность за порученное дело соединяли людей.
- Прошли годы, а святое чувство дружбы остается незыблемым, - говорит К.Барицкий. Тридцать лет он работал в родном НИИ гидроприборов. Несколько лет перед выходом на пенсию был научным секретарем института и в таком ключе пытался воспитывать новое поколение научных сотрудников.
По такому принципу продолжают жить ветераны-полярники: бывший ведущий сотрудник института Н.Клименок, С.Захаренков, В.Тесовский, М.Зварич. Таким было жизненное кредо их незабываемых соратников: А.Гокоева, П.Моргуна, Е.Майхровского. Царство им небесное.
С гордым чувством честно выполненного долга перед Родиной живут и вспоминают минувшие дни полярники киевляне. Вместе с полярниками России они сделали все, чтобы из глубин Северного Ледовитого океана не прокатились атомные смерчи родной стране, и тем самым поставили заслон назревающей в условиях холодной войны третьей все сжигающей мировой войне.
Dec 28, в 2006 || Автор: Ефим Березовский, член Национального союза журналистов Украины