Право выпускать деньги - один из основных атрибутов государственности. Первое государство на территории нынешней Украины - Киевская Русь - укрепляла свой суверенитет выпуском собственных монет еще в X-XI веках. В конце XX века было введено непосредственно государственное производство банкнот и монет и в независимой Украине. С 1994 года в составе Банкнотно-монетного двора Национального банка Украины начала свою работу Банкнотная фабрика, а с 1998 года - Монетный двор, основная продукция которых за довольно короткий срок благодаря высокому и качественному выполнению получила широкую популярность среди бонистов и нумизматов всего мира.
Только одних наименований памятных и юбилейных монет, объединенных в 23 тематических серии, за неполное десятилетие в Украине выпущено около трехсот. Одну из этих серий монет называют "Самолеты Украины", она посвящена разработкам выдающегося авиационного конструктора Олега Константиновича Антонова (1906-1984) - необычной личности, в которой переплелись глубокая любовь к технике и искусству.
Созданное Антонова конструкторское бюро, последовательно называясь "почтовым ящиком", Киевским механическим заводом и, в конце концов, Авиационным научно-техническим комплексом, неизменно связывалось с именем своего основателя, оставаясь при этом для многих миллионов людей просто "КБ Антонова ", потому что само имя этого человека навсегда вошло в историю авиации и стало символическим.
"Коллектив не создается приказами, хотя они и нужны, - говорил Олег Константинович. - Не создается только сбором и перестановкой людей. Коллектив объединяет не здание, в котором он работает. Главное, без чего коллектива не может быть, - это единство цели ... Создание дружного, работоспособного коллектива - это труд особый, труд высшего порядка ". И доказательством этих слов стали 52 типа планеров и 22 типа самолетов, в том числе самые большие и самые грузоподъемные в мире.
В 2006 году, к 100-летию выдающегося авиаконструктора, Монетным двором Украины была выпущена юбилейная монета из нейзильбера номиналом 2 гривны, на реверсе которой изображен портрет Антонова, а на аверсе - едва ли не самых знаменитых его самолеты - Ан-2 и Ан-124 "Руслан". Примечательно, что этим замечательным летательным аппаратам посвящено также и две отдельные памятные монеты.
На аверсе всех монет серии "Самолеты Украины" в обрамлении из ожерелья изображен малый Государственный Герб Украины в окружении аллегорической композиции из солнца, стилизованного крыла, птиц и звезд, воплощающие мечту человечества достичь космических высот (номинал монет серии составляет 5, 10 и 20 грн ).
Открывают серию "Самолеты Украины" две монеты 2002 года выпуска: номиналом 20 грн из серебра 925-й пробы и номиналом 5 грн из нейзильбера, посвященные уникальному широкофюзеляжному супертяжелому самолету Ан-225 "Мрия", предназначенном для транспортировки крупногабаритных грузов. На счету этого самолета, первый полет которого состоялся 21 декабря 1988 года, более 200 национальных и около 150 мировых авиационных рекордов.
Ан-225 "Мрия" поистине уникален: взлетная масса 600 т, максимальная грузоподъемность 250 т, длина фюзеляжа 84 м, размах крыльев 87 м, высота 18,1 м. Поражает своими размерами и грузовая кабина: длина 43 м, ширина 6,4 м, высота 4,4 м.
На реверсе обеих монет в обрамлении из ожерелья изображено "Мечту" над взлетно-посадочной полосой. При этом расположенный внизу логотип "Ан" на серебряной монете выполнено голографическим.
Выпущенные 2003 года следующие две монеты этой серии номиналом 10 грн из серебра 925-й пробы и номиналом 5 грн из нейзильбера, посвященные знаменитой "Аннушке" - многоцелевому самолету Ан-2, предназначенном для перевозки грузов и пассажиров, родоначальнику большой семьи "Анов ".
Первый полет Ан-2 состоялся 31 августа 1947 года, а его серийное производство начато 1949 года на Киевском авиационном заводе (ныне - "Авиант"). Всего было разработано 18 модификаций самолета. Ан-2 - один из самых массовых (по разным данным построено от 17 до 18 000 экземпляров) и долговечных самолетов в мире, серийный выпуск которого продолжается и который занесен в Книгу рекордов Гиннеса: этот самолет уже более шести десятилетий исправно летает в 23 странах мира.
Этот, на первый взгляд, сугубо мирный самолет, благодаря широкому использованию в сельском хозяйстве был прозван "кукурузником", принимал участие в боевых действиях: в Лаосе (1960-1962 гг. и 1972-1975 гг.), во Вьетнаме (1963-1973 гг.), Кампучии (1970, 1979 гг.), в Афганистане (1980-1989 гг.), в Никарагуа (80-е годы прошлого столетия), в Югославии (начало 90-х годов).
В 2004 году выпущено следующие монеты серии - номиналом 10 грн из серебра 925-й пробы и номиналом 5 грн из нейзильбера - посвященные самолету нового поколения Ан-140, предназначенном для перевозки 52 пассажиров (68 в варианте с удлиненным фюзеляжем) или шести тонн груза. Его предшественником является самолет Ан-24, который находится в эксплуатации почти полвека. Впервые самолет Ан-140 вышел на авиалинии 2002 года, он имеет высокие технические характеристики и серийно выпускается на авиазаводе в Харькове.
Завершают сегодня серию монеты, выпущенные в 2005 году: номиналом 20 грн из серебра 925-й пробы и номиналом 5 грн из нейзильбера - и посвященные крупнейшему в мире по размерам и грузоподъемности серийном самолете Ан-124 "Руслан". При этом логотип "Ан", изображенный на серебряной монете, как и на монете, посвященной самолету Ан-225 "Мрия", - голографический.
Свой первый полет "Руслан" (сокращение от рус. "Русский Лайнер АН") сделал 26 декабря 1982 года. Многостойчатое шасси этого самолета, снаряжено 24 колесами, что позволяет взлетать Ан-124 с грунтовых взлетно-посадочных полос, а также изменять стояночный клиренс и угол наклона фюзеляжа, что облегчает проведение погрузочно-разгрузочных работ. Известное теперь всем знаменитое "приседание" Анов, успешно применено еще на первом из гигантов авиаконструктора Ан-22 "Антей" и остроумно названное французскими журналистами "элегантным танцем дрессированного слона".
Абсолютно органично серию монет дополняет и выпущенная в 2007 году юбилейная монета "100 лет Мотор Сич" номиналом 5 грн, изготовлена из нейзильбера и посвящена одному из крупнейших в мире и единственному в Украине предприятию по производству, испытанию, сопровождению в эксплуатации и ремонту 55 типов и модификаций двигателей для 61 вида самолетов и вертолетов различного назначения, эксплуатируемых более чем в 120 странах мира, - Запорожскому открытому акционерному обществу "Мотор Сич". Авиадвигателями именно этого предприятия комплектуются многие Аны, в том числе и выдающаяся "Мечта".
На аверсе монеты на фоне полушарий Земли изображен сокол, над ним - малый Государственный Герб Украины, над которым полукругом надпись - НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК УКРАИНЫ, слева - год чеканки монеты 2007, внизу номинал - 5 ГРИВЕН, а также логотип Монетного двора Национального банка Украины. На реверсе монеты изображен авиационный двигатель, над которым справа размещен логотип ОАО "Мотор Сич", а также надписи: МОТОР СИЧ (вверху слева) и 100 лет (внизу).
Очень приятно, что памятные и юбилейные монеты, посвященные Антонову и его самолетам, выпускаются не только в Украине, но и в других странах, начиная от его родины - России, и заканчивая далекими Соломоновыми островами.
... Гордость всей жизни Антонова - его самолеты - много десятилетий служат людям. И хочется верить, что еще не один из них во всей своей красе появится на монетах и будет напоминать каждому из нас знаменитые слова, сказанные еще на заре зарождения авиации авиаконструктором капитаном Фербером: "Красивый самолет летает хорошо, а некрасивый - плохо", истинность которых вот уже много десятков лет доказывает каждое из творений Великого конструктора.