Певец Александр Федоренко в 1985 окончил Киевскую государственную консерваторию по специальности «солист оперетты». Исполнял главные роли в спектаклях Киевского, Свердловского театров оперетты, театра оперетты Ростова-на-Дону, Сумского театра драмы и музыкальной комедии. А его путь к высокому искусству начался в народной хоровой капелле КПИ. Рассказывает О.Федоренко.
«В 1973 гг. Я учился на токаря в техническом училище киевского завода« Большевик », расположенный на улице Металлистов. Со знакомыми студентами радиотехнического факультета КПИ создали в 12-м общежитии вокально-инструментальный ансамбль. Мы играли и пели на танцах в общежитиях КПИ.
В сентябре 1973 вместе с друзьями был в гостях у одной студентки РТФ, которую звали Галя. Мы слушали музыку, когда зашла сестра Гали со своими друзьями - студентами КПИ, как оказалось, участниками хоровой капеллы. У них была гитара, они начали петь песни, я стал подпевать, потом взял гитару, исполнил несколько своих песен. А когда стемнело, вместе с ребятами поехал в студгородок КПИ, потому что все они проживали в общежитиях. На прощание стали между 12-м и 13-м общежитиями и еще пели. А когда стали расходиться, ребята сказали мне: «Приходи к нам, в хоровую капеллу КПИ! Нам нужны такие голоса». И сказали, что хоровая комната находится в первом корпусе на третьем этаже.
Я тогда активно занимался спортом, играл в баскетбол и за ежедневными тренировками то забыл о капеллу. Но через неделю, проходя вечером мимо первый корпус КПИ, услышал пение, вспомнил о капелле, решил зайти. Очень хорошее впечатление произвели на меня капеллисты - веселые, раскованные и одновременно очень культурные и в поведении, и в языке.
Пока поднимался на третий этаж, началась перерыв. Там меня встретили новые знакомые, привели к руководителю - Лидии Александровны Падалко. Она сказала что-то спеть, проверила быстро и слух, и диапазон голоса, спросила, буду ходить на репетиции - и вот я уже сижу с нотами среди новых друзей.
Хорошо помню свое первое выступление в капелле, который состоялся во Дворце культуры «Украина» на праздновании 75-й годовщины образования КПИ. Большая сцена, свет прожекторов, переполненный зал, улыбающиеся зрители, аплодисменты - кто такое видел - никогда не забудет, а кто не видел, вряд ли сможет представить. Еще помню, как после концерта капелла от «Украины» пешком шла в КПИ. Мы шли и пели.
Очень мне нравилась атмосфера, царившая в капелле - творческая, дружественная. Будто идеальное общество, в котором хотелось бы жить. Было ощущение братства людей, объединенных любовью к музыке.
Вместе с капеллой побывал на Празднике песни в эстонском городе Тарту. В день открытия праздника сотни коллективов в концертных костюмах шли по улицам города и пели. А огромный - несколько тысяч исполнителей - сводный хор на Певческом поле звучал мощно и благородно, будто сотня органов. Никакой инструмент, никакие достижения техники не дают ничего даже похожего на этот звук.
Праздник песни было летом. А осенью меня мобилизовали в армию. Служил в Одесском военном округе. После выступления в нашей части ансамбля песни и танца округа к нам подошел старшина с этого ансамбля и спросил, умеет кто петь или танцевать. Я сказал, что пел в капелле КПИ, и через некоторое время меня из части отправили петь в хоре ансамбля округа.
Когда демобилизовался и размышлял, чем заниматься и как жить дальше, мой тренер по баскетболу посоветовал попробовать поступить в музыкальное училище им. Глиэра. Мол, голос у меня есть, исполнительный опыт тоже - и в капелле КПИ пел, и в ансамбле песни и танца округа.
Я попробовал и поступил в музыкальное училище. Проучился два года и поступил в консерваторию, выбрав специальность «солист оперетты», где надо не только уметь петь, но и говорить, двигаться по сцене, немного танцевать ...
... За время работы я сыграл в различных театрах разных городов все главные роли в классических опереттах. Стараюсь не стоять на месте, иду к новым формам творчества. Недавно создал авторскую программу «Свет любви в палитре судеб», где исполняю романсы Александра Вертинского и читаю его стихи.
Почему обратился к творчеству Вертинского? Он создал собственный жанр - так называемую музыкальную новеллу. Это песня, которая имеет определенную форму, имеет начало, развитие и конец. В ней есть синтез слова, музыки, исполнения. Сейчас поют о любви вообще - большое, но неличной. А в произведениях Вертинского - любовь действительно человеческая - с ее радостями, болями, изменами ... В его новеллах выражаются чувства, о которых не принято говорить публично, хотя всем известны - и боль, и разочарование. Восприятие этих произведений требует работы головы и сердца, его искусство пробуждает чувства и мысли. И выполнять его произведения должным образом - непростая задача для актера. Думаю, мой жизненный и актерский опыт позволяет мне донести до слушателей все богатство произведений Вертинского.
Конечно, друзей, с которыми пел в капелле КПИ, не забывают. Видимся, к сожалению, редко, главным образом на празднованиях юбилеев капеллы. Приятное впечатление произвела нынешняя капелла на юбилейном концерте в ноябре прошлого года.
Иногда я задумываюсь: кем бы я стал, если бы в том далеком сентябре не встретился с ребятами из хоровой капеллы КПИ? И ничего представить не могу ... ».