Экологическая безопасность объектов топливно-энергетического комплекса
Главные вкладки
Просмотр (активная вкладка) Редактировать Отследить Переложить
Ср, 09/01/2008 - 00:06 - kpi
Экологическая безопасность объектов топливно-энергетического комплекса
Перед человечеством сегодня особенно остро стоят три главных взаимосвязанных проблемы - обеспечение питанием, энергией и экологическая безопасность. В решении этих проблем особое место принадлежит энергетике, от развития которой зависит экономическое состояние общества, а также состояние окружающей среды. Концентрируя огромные материальные и перерабатывая колоссальные топливно-энергетические ресурсы, активно вмешиваясь в гидро-, лито- и атмосферную среду, энергетика может изменить и уже изменяет окружающую среду.
Украина входит в перечень высокоразвитых энергетических стран мира. Ее энергетическая отрасль сегодня обеспечивает потребности страны в электрической энергии и может производить значительный объем электроэнергии для экспорта. По данным Минтопэнерго, в этом году будет потреблено 16 млн. т. нефти, 65 млрд. кубометров природного газа, 194 млрд. кВт-ч. электроэнергии. В отношении этих показателей в Энергетической стратегии Украины до 2030 прогнозируется, что потребление электроэнергии увеличится в 2 раза, потребление нефти для внутренних нужд - в 1,5 раза; потребления угольной продукции - в 2 раза, мощности генерирующих электростанций увеличатся в 2,2 раза. В то же время предполагается, что потребление природного газа уменьшится до 49,5 млрд. кубометров.
Однако эффективность деятельности топливно-энергетического комплекса вызывает много вопросов у ученых, экономистов и специалистов этой отрасли. К объектам ТЭК относятся тепловые, атомные и гидроэлектростанции, котельные; ядерно-промышленный комплекс; предприятия угольной промышленности - угледобывающие, углеобогатительные и углеперерабатывающие; предприятия нефтегазового комплекса; линии электропередачи и теплосети; газо-, нефте- и продуктопроводы. Все они вместе и каждый в отдельности негативно влияют на окружающую среду и относятся к категории экологически опасных. А в условиях аварийных, чрезвычайных и катастрофических ситуаций могут превратиться в реальную угрозу национальной безопасности. Эти объекты представляют угрозу состоянию атмосферного воздуха, ускоряют парниковые явления, влияющие на состояние поверхностных и подземных вод, почв, искажают естественные ландшафты, особенно в угольной промышленности, являющихся источниками загрязнения окружающей среды вредными веществами, вызывают тепловые, радиационные, электромагнитные, акустические и другие физические воздействия, что проявляется в локальном, региональном и глобальном масштабах.
Критическое состояние энергоресурсной базы, дефицит национальных топливно-энергетических ресурсов, морально и физически устаревшие технологии добычи, транспортировки, переработки и использования природных топлив, снижение качества топлива, поставляемого в энергетику, - все это снижает экологическую безопасность функционирования отрасли и требует разработки стратегии и реализации конкретных оперативных мероприятий государственного масштаба. Такое экологическое положение в стране обусловлено рядом факторов объективного и субъективного характера, в том числе отсутствием государственной программы по обеспечению высокого уровня экологической безопасности и конкретных мер по ее улучшению. Это не позволяет в перспективе обеспечить надежное энергообеспечение страны, которое бы стало залогом ее национальной безопасности.
Наибольшее беспокойство на сегодняшний день вызывают, в частности, такие проблемы. При строительстве и эксплуатации объектов гидроэнергетики, основными составляющими инфраструктуры которых являютя ГЭС, ГАЭС и водохранилища, происходит отчуждение значительных территорий, искажение ландшафтов, изменение метеорологических, гидрологических и гидрогеологических условий, механическое нарушение геологической среды, изменение сейсмического режима территорий, формирование химического и биологического загрязнения, развитие экзогенных геологических процессов (подтопление, переформирование берегов водохранилищ, оползневые процессы) и др.
Наиболее сложные и потенциально опасные процессы сейчас наблюдаются в бассейнах рек Днепра, Днестра и Южного Буга, где сконцентрированы главные гидроэнергетические мощности страны. Эта территория среди регионов Украины является одной из наиболее развитых в промышленном и сельскохозяйственном отношении. Ее речные системы - это крупные межгосударственные и межрегиональные многоотраслевые водохозяйственные комплексы, требующие первоочередного внимания при разработке указанной целевой государственной программы.
На ТЭЦ и ТЭС сегодня эксплуатируется преимущественно морально устаревшее оборудование, которое в основном отработало свой ресурс и требует немедленного обновления. Это, в свою очередь, приводит к сверхнормативным уровням загрязнения атмосферного воздуха выбросами ТЭС и ТЭЦ, особенно теми, которые работают на угле. Мониторинговыми исследованиями установлено, что доля объектов тепловой электроэнергетики в общем объеме загрязнений атмосферного воздуха, что формируется от выбросов промышленных предприятий, составляет около 40%, а по серному ангидриту - до 60%. Без немедленных действий со стороны государства по модернизации энергоблоков ТЭС и ТЭЦ на грани 2010 г. может возникнуть аварийное отключение ряда блоков, что приведет к резкому снижению производства электроэнергии.
По формальным признакам, Украина выполняет сегодня требования Директивы 88/609 / ЕЕС по сокращению выбросов от существующих установок. Однако это вызвано не внедрением природоохранных мероприятий, а падением производства. Поэтому ожидаемый выход из экономического кризиса приведет к росту выбросов в случае, если не будут приняты соответствующие меры. Не допустить рост выбросов может только внедрение новых технологий и установление защитных фильтров.
Ядерная энергетика играет ведущую роль в обеспечении энергетических потребностей Украины: производит около 48% потребляемой в стране электроэнергии, а в отдельные периоды года этот вклад превышает 50%. Это эквивалентно сжиганию около 40 млн. т. угля в год; способствует удержанию на приемлемом уровне оптового тарифа на электроэнергию; сокращает выброс в атмосферу «парниковых» газов.
По экспертным оценкам, что имеются в Энергетической стратегии Украины до 2030 г., ядерно-энергетический комплекс в ближайшие 20-30 лет будет играть стратегически важную роль в обеспечении энергетической безопасности Украины. Производство электрической энергии на атомных электростанциях планируется осуществлять с максимальным использованием урана и циркония собственного производства и освоения технологии фабрикации ядерного топлива.
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), которое находится под эгидой ООН, осознавая необходимость свести к минимуму вероятность рисков в ядерной энергетике, постоянно внедряет новые мероприятия и гарантии по повышению безопасности во всех звеньях ядерно-топливного цикла: от добычи урановых руд, их переработки до эксплуатации АЭС, транспортировки и хранения ядерных материалов.
Для надежного функционирования ядерной отрасли энергетики актуальны следующие задачи: обеспечение гарантированного снабжения свежего ядерного топлива и утилизация отработанного; совершенствование системы физической защиты ядерных объектов и создание системы противодействия ядерному терроризму, обеспечение безопасного обращения с радиоактивными отходами; соблюдение норм ядерной, радиационной и экологической безопасности, обеспечение поставок необходимого оборудования, поддержание необходимого уровня научно-инженерной и проектно-конструкторской деятельности и тому подобное.
Украина стоит на пороге новых объективных преобразований в экономике и в различных отраслях народного хозяйства, что связанные с инновационным направлением развития и должны стимулировать производство продукции по энергосберегающим и экологически чистыми технологиями на уровне лучших мировых стандартов. Анализ основных положений программы «Энергетическая стратегия Украины на период до 2030 года» показывает возможности дальнейшего совершенствования за счет предложений (в том числе от ученых высших учебных заведений) по активизации разведки и добычи отечественных горючих полезных ископаемых, их обогащения, диверсификации и использования полученного топлива , а также посредством разработки и реализации рекомендаций по развитию взаимосвязей и взаимозаинтересованности государства, ученых и предпринимателей в расширении использования отечественных энергетических ресурсов для повышения уровня энергетической безопасности страны.
При этом перспективы дальнейших исследований заключаются именно в определении действенных механизмов, инструментов и направлений повышения потенциальных возможностей энергетических ресурсов в контексте обеспечения энергетической безопасности государства.
Mar 14 2008 || Автор: Г.Б.Варламов, д.т.н., профессор