Новый год - праздник радостный и веселый, его трудно представить без новогодней атрибутики: Деда Мороза и Снегурочки, елок и елочных игрушек, бокалов с шампанским, снежинок, блесток и поздравительных открыток.
Письменно выражать любовь и привязанность люди научились еще тогда, когда более или менее овладели письменностью. Египтяне использовали для этого свитки папируса. Китайцы - специальные карточки красного цвета, где отмечали имя человека, который наведывался в гости, но не застал хозяина дома.
А в начале XV века в Европе появляется первая бумажная открытка ручной работы. По одной из версий, ее автором был герцог Орлеанский, который адресовал свое произведение любимой жене.
И все же официальной родиной открытки считается Англия. А "отцом" ее является художник Добсон, который в 1794 году по случаю Рождества нарисовал зимний пейзаж и семью у елки, а на обороте написал поздравления и отослал своему знакомому. Тот был в восторге, и через год, сделав десятки литографий с изображением зимнего пейзажа, Добсон поздравил с Рождеством теперь уже всех знакомых.
Первая почтовая рождественская открытка появилась через три года после изобретения почтовой марки - в 1843 году. Она была выпущена в Лондоне лишь тысячным тиражом по заказу сэра Генри Коула. И детище Коула пуританское общество встретило с негодованием, ведь стол на рисунке ломится от бутылок, а участники праздничного ужина раскраснелись от выпивки. Листовки, что оскорбляли религиозные чувства верующих, изъяли из продажи и сожгли. Уцелело и сохранилось до наших дней не более десяти штук. Недавно коллекционер выложил за одну из них аж тыс. на аукционе в Великобритании.
В царской России "аглицкое" творение приняли гостеприимно. Купцы привозили открытки без надписей, только с рисунком. Тексты наносили отдельно, сразу на русском языке. Стоила такая открытка значительных по тем временам денег. И российские мастера быстро научились изготавливать листовки самостоятельно. Часто они были настоящими произведениями искусства - украшались блестками, а "снег" из борной кислоты трудно было отличить от настоящего. Вскоре появились и печатные открытки, художественные композиции для которых создавали известные художники: Николай Каразин, Константин Маковский, Илья Репин. Открытки вставляли в рамки и украшали интерьеры, барышни украшали ими свои шкатулки и альбомы. Недаром конец XIX века называют "золотым" веком открыток.
Дед Мороз на ракете
Революция 1917 года решительно "отменила" Рождество и Новый год, а вместе с ними открытки и даже елку как "буржуазные пережитки". Только в 1936-м первый секретарь КП (б) У Постышев выступил с инициативой возрождения новогодних традиций. Новогодние открытки вернулись, но уже не с розовощекими ангелочками, а с кремлевскими звездами.
Но пришла Великая Отечественная, и страна направила все силы на борьбу с врагом. Служили этой благородной цели и новогодние открытки. Они вдохновляли воинов и тружеников тыла. "Новогодний привет героическим защитникам Родины!", "С Новым годом, товарищи бойцы, командиры и политработники!» - Такими были новогодние поздравления. И тут же изображались герои, которых стоило наследовать: Чапаев, Щорс и Котовский. Семьи военнослужащих получали от своих близких "Новогодний привет с фронта!" ... Послевоенные открытки кажутся нам сегодня домашними и уютными. Они воспевали мирную жизнь, возвращение к семейным праздникам, белоснежной скатерти и звон бокалов. Настоящий расцвет советской новогодней открытки наступил в 60-х годах.
В связи с освоением космоса Дед Мороз оставил оленью упряжку и пересел в ракету. А также стал бороться за мир во всем мире. А во второй половине 80-х из новогодних открыток вдруг исчезли бокалы, рюмки и вообще все, что хоть как-то могло напоминать о праздничном застолье. Это и неудивительно: антиалкогольная кампания как раз набирала обороты.
Что же, открытки всегда несли в себе ненавязчивую агитацию в зависимости от веяния времени. Вот и современные отличаются большой демократичностью.