Желание человека оторваться от земли и полететь, как птицы, - мечта, которая в течение тысячелетий оставалась лишь мечтой. Однако всемогущий человеческий гений преодолевает любые препятствия: сейчас человек ради развлечения или спортивного интереса может полетать на воздушном шаре, за считанные часы преодолеть самолетом тысячи километров, полететь в космос ... Но наша статья посвящена не экскурса в историю авиации, а энтузиастам-любителям неба, которые учась и работая в КПИ, не просто мечтают летать, а воплощают собственными знаниями и руками (!) свою мечту в жизнь.

Студенческое конструкторское бюро легкой авиации и навигационного оборудования "Абрис" фактически было создано почти пятнадцать лет назад. Мы пообщались с инициатором создания и бессменным руководителем "Абрис" старшим преподавателем кафедры приборов и систем управления летательными аппаратами Вадимом Борисовичем Колесниченком о работе КБ, аэропланах и, конечно, полетах:

"В отличие от больших и мощных самолетов, развитие которых сейчас есть достаточно инертным, легкая авиация развивается очень бурно: создаются новые классы летательных аппаратов (дельтапланы, парапланы), проводятся различные соревнования.

В СКБ "Абрис" работают энтузиасты авиации - студенты и преподаватели факультета. Студенты факса в рамках курсового проектирования могут поработать не только теоретически, но и практически, так сказать, своими руками. Ежегодно количество заинтересованных работой в КБ колеблется от нескольких человек до двух десятков, однако надолго остаются только настоящие энтузиасты (на них, собственно, и держится вся легкая украинская авиация), которые не боятся постоянной кропотливой работы.

Отсутствие финансирования работ побуждает коллектив СКБ к кооперации с коммерческими фирмами-производителями авиационной техники. Ноу-хау СКБ в таком обмене является интеллектуальная собственность - разработанные коллективом совершенные компьютерные методики расчета аэродинамики и прочности малых самолетов. В частности, в кооперации с широко известной в мире украинской фирмой "Аэрос" и французским конструктором Филиппом Прево создан трехкратный чемпион мира в своем классе: двухместный самолет "Sky Ranger". Актуально реализация собственных разработок СКБ и продолжение сотрудничества с "Аэрос" в проекте создания сверхлегкого мотопланера, что будет весить меньше веса человека - 60-70 кг.

Вадим Борисович лично познакомил нас с "детищами" "Абрис", размещенными в очень просторном зале при ФАКСе, в которой есть специальные станки, материалы и где, собственно, и проводятся занятия студентов КБ. Это одноместный деревянный самолет, полностью сделанный руками студентов по воспроизведенной технологии 20-х годов прошлого столетия, и беспилотный летательный аппарат "Птица", созданный для нужд пограничной службы Украины (первая разработка СКБ, получившая финансовую поддержку университета). Рядом расправил крылья и готов к взлету гордость конструкторов - "Sky Ranger".

Кстати, о полетах. А где же поднимаются в небо наши авиаэнтузиасты? Выяснилось, что возле г.Обухова (Киевской обл.) есть дельтодром Ходосивка, на котором все желающие могут попробовать свои силы и испытать своих двукрылых друзей. Однако сейчас есть угроза исчезновения дельтодрома. Причина банальна - продажа его территории под земельные участки ... Но настоящей Меккой для всех аеролюбителей остается крымский Коктебель. Недаром же его второе название - Планерское. Ежегодно в августе именно в этот уголок Крымского полуострова съезжаются все аеролюбители полетать, посоревноваться и просто хорошо отдохнуть. Однако при всей любви к небу, каждому пилоту следует помнить, что удачный полет зависит не только от мастерства человека (а без этого условия вообще нельзя садиться за штурвал), но и от погодных условий. Дельтапланерный спорт - столь же травмоопасный для жизни, как и альпинизм, если не больше. Как говорят: ветер есть ветер, небо есть небо ... Но те, кто все же решаются покорить высоту, не могут уже забыть этого волнующего чувства никогда и обязательно хотят полететь еще и еще ...

Майя Заховайко