“Политехнический институт есть высшее учебное заведение, назначенное для подготовления инженеров, т. е., как показывает самое название, людей гения, способных придумывать и устраивать новое. С понятием о деятельности инженера необходимо соединяется требование творческой способности и созидательной деятельности, умение делать нечто новое. Если кто предлагает только рутинно копировать старину, тому не нужно кончать высшего учебного заведения: его деятельность будет работа ремесленника, а не инженера”. (З промови першого ректора КПІ В.Л. Кирпичова на відкритті КПІ 31 серпня 1898 р.)
КПИ за более чем сто лет своего существования выработал стройную систему подготовки специалистов, включая обязательное привлечение будущих инженеров к научно-исследовательской работе с самого начала обучения. За шесть лет обучения студент проходит все этапы классических научных исследований: подготовка литературного обзора, выполнение патентно-информационных исследований, экспериментальные и / или конструкторские работы.
В начале ХХ века в КПИ было много научных кружков, в которых ежегодно занимались более тысячи студентов. В свое время в научных кружках работали всемирно известные ученые - создатели новой техники и новых технологий: Королев, А.М.Люлька, В. И. Трефилов, О.О.Микулин, Е.О.Патон, Б.Е .Патон, И. И. Сикорский, В.М.Челомей, Г.С.Писаренко и другие.
С 1924 г.. в КПИ началась работа по повышению общенаучного уровня студентов путем проведения научных конференций, их стали привлекать к изобретательской деятельности.
С 1971 по 1976 гг. на механико-машиностроительном, радиотехническом, сварочном, химико-технологическом факультетах активно действовали студенческие конструкторско-технологические бюро под руководством квалифицированных научно-педагогических работников.
В начале 80-х годов прошлого столетия в вузах СССР и, в частности, в Украине была внедрена новая дисциплина "Основы технического творчества". Она предусматривала цикл лекций и практических занятий и была направлена на повышение квалификации будущего инженера как новатора, создателя, который должен в короткие сроки реализовывать новые технические идеи в жизнь. Эта дисциплина в хронологической последовательности была связана с курсами "Введение в специальность", "История инженерной деятельности", "Основы научных исследований" и направлена на поиск нестандартных решений по сравнению с общеобразовательными техническими дисциплинами "Теория механизмов и машин", "Детали машин" и другими, где выполнение курсовых проектов преимущественно носит шаблонный характер. Но отсутствие специалистов для преподавания творческих дисциплин в вузах привела к тому, что такие дисциплины остались только там, где были энтузиасты - генераторы идей.
Подготовкой инженеров в области методологии технического творчества в СССР занимались также общественные организации, которые входили в состав Всесоюзной организации изобретателей и рационализаторов (ВОВР). Там изучали алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), предложенный Г.С.Альтшулером, ассоциативные методы Г.Я.Буша, обобщенный эвристический метод О.И.Половинкина и морфологический анализ Ф.Цвикки. Впоследствии в СССР была создана общественная ассоциация "Эвристика", которая объединила усилия энтузиастов по ТРИЗ (Теория решения изобретательскому задач, - рус.). Отдельные школы ТРИЗ остались в Беларуси, Эстонии, Латвии, Украине и России.
* * *
Сегодня практически во всех развитых странах действуют маленькие, но с миллионными оборотами консультационные фирмы, которые "торгуют" образованием в области современной технологии технического творчества и "производят" новые технические идеи и решения.
Ведущие вузы США, Австрии, Германии, Англии много внимания уделяют преподаванию студентам и магистрам методологии творчества.
Например, в Массачусетском технологическом институте преподают дисциплину "Изобретения и патенты". В Массачусет действует Альтшулера институт для изучения ТРИЗ (Altshuller Institute for TRIZ Studies).
К сожалению, в последние годы КПИ отстал в обучении современных методов технического творчества и широком привлечении студентов КПИ к изобретательской деятельности. Только на четырех факультетах (ММИ, ФЭЛ, ИФФ, ВПИ) и то не для всех специальностей (6 - бакалавры, 6 - специалисты) излагается дисциплина "Основы технического творчества" с количеством часов от 27 до 270. Чуть больше уделяется внимания дисциплине "Основы научных исследований ", которая излагается бакалаврам, специалистам, магистрам на 13-ти факультетах в объеме от 27 до 459 часов.
* * *
К недостаткам современной системы высшего образования можно отнести:
- Пренебрежение воспитанием эмоций, ведь изучая произведения искусства и литературы, знакомясь с жизнью известных ученых и изобретателей, читая фантастическую литературу, работая под руководством настоящего учителя, можно получить и эмоциональное воспитание
- Догматизм - часто студентам годами подаются догмы, общепринятые мнения, теории и теоремы, которые позже, в полуосознанном виде студенты выкладывают на экзаменах (они теряют интерес к знаниям, считают себя не способными к самостоятельному мышлению). Научные дисциплины должны преподаваться таким образом, чтобы студент мог проводить самостоятельные исследования, получать результаты и выдвигать гипотезы. Необходимо позволить студенту 1-2 часа в неделю работать над нерешенной до сих пор проблемой (рождается вера)
- Пренебрежительное отношение к физическому труду как к занятию, не присущему интеллектуалам (нередко гордо говорят "Я и гвоздя забить не могу»). Нужно "думать руками", то есть каждый, кто развивает способности к изобретательству, должен в совершенстве овладеть хотя бы одним ремеслом в период обучения, "воплотить в металл", познать удовольствие от ручного труда;
- Превращение некоторых научно-педагогических работников вузов на педагогов средней школы, которые оторваны от научной деятельности и не повышают своей квалификации. К сожалению, некоторые преподаватели пытаются на дилетантском уровне научить другого творчеству и изобретательству, или с недоверием и даже негативно относятся к преподаванию будущим инженерам и магистрам дисциплин с научно-технического творчества.
Опыт показывает, что малая часть из тех людей, которые одарены талантом изобретателя, могут его самостоятельно развивать и использовать. Более того, преподаватели не акцентируют внимания студентов на возможности создать что-то новое, что было бы лучше существующего.
Некоторые преподаватели не понимают принципиального различия дисциплин творческого цикла от классических и даже специальных, где четко определены интеллектуальные задачи (в постановке, методах решения, примерах, результатах решения).
Творческие инженерные задачи непомерно тяжелые и сложные (как правило, отсутствует постановка задачи, не указан метод решения, отсутствуют примеры для обучения, результат неизвестен даже преподавателю).
* * *
Восьмилетний опыт преподавания магистрам КПИ и других ВУЗов Украины дисциплины "Патентоведение и авторское право" показывает, что там, где бакалавры и специалисты изучали дисциплины "Основы научно-технического творчества", "Теория технических систем", "Основы интеллектуальной деятельности" и т.п., уровень изобретательской деятельности молодежи по количеству созданных и внедренных изобретений намного выше.
Подытоживая все вышесказанное, считаю, что первыми шагами на пути перехода украинского образования, науки и производства на мировые стандарты являются подготовка специалистов нового поколения с широким кругозором, способных к творческому мышлению, самостоятельному открытию нового. При этом изучение дисциплин творческого цикла, касающиеся создания, охраны, реализации и защиты интеллектуальной собственности, должно стать таким же обязательным, как изучение конституционного права, истории Украины, науки и техники.
На мой взгляд, пора в многопрофильном вузе, к которому принадлежит НТУУ "КПИ", для преподавания дисциплин творческого цикла создать (а не переориентировать и переименовать) новые учебные подразделения (факультет и кафедры, по примеру НТУ "ХПИ"), которые соединят высококвалифицированных преподавателей и ученых различных специальностей и будут выполнять следующие задачи:
- Преподавать для всех студентов образовательного уровня "бакалавр" дисциплины: "Основы научно-технического (или инженерного) творчества", "Основы художественного конструирования" (или "Основы дизайна"), "История техники", "Основы научных исследований";
- Преподавать для всех студентов образовательных уровней "специалист" и "магистр" дисциплины: "Интеллектуальная собственность", "Теория решения творческих задач" (или "Креатология"), "Теория технических систем", "Инженерная психология", "Системный анализ и методы принятия решений ";
- Преподавать для всех студентов образовательного уровня "магистр" дисциплины: "Методология научных исследований", "Патентование и авторское право", "Теория прогнозирования развития технических систем";
- Готовить специалистов по специальности "Интеллектуальная собственность" (как выпускающее подразделение)
- Читать цикл лекций аспирантам;
- Повышать квалификацию и предоставлять вторую специальность вместе с центром последипломного образования;
- Готовить кадры высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру.
Кроме того, необходимо разработать сквозную, непрерывную систему подготовки молодежи, начиная с изучения творческих способностей со школьного возраста до получения кандидатских и докторских научных степеней.
Для этого в системе образования необходимо разработать долгосрочную стратегию и концепцию подготовки интеллектуальной элиты в Украине, привлекая к этому НАНУ, АН высшей школы Украины, АПН и ведущие вузы Украины.
Тогда разработки украинских Кулибиных и Эдисонов станут надежным фундаментом обновленной Украины.
Ю.М. Кузнецов, вице-президент АН высшей школы Украины, проф. каф. конструирования станков и машин, заслуженный изобретатель Украины