Наверное, большинство читателей "Киевского политехника" уже знают, что такое оригами и го. А вот что такое сашико, шеги или тамешигири – известно, скорее всего, значительно меньшему кругу киевских политехников. Во всяком случае, автор этих строк впервые узнал, что это такое, а также открыл много новых для себя интересных вещей на фестивале "Японская осень", который в течение двух сентябрьских дней проходил в нашем университете.
Посетители фестиваля имели возможность осмотреть выставку японского холодного оружия и боевых доспехов "Душа самурая" и посмотреть показательные выступления мастеров боевых искусств Японии, полюбоваться традиционными танцами бон одори и побывать на выставке классических японских цветных гравюр укийо-е XIX века "Мир кабуки" из коллекции Национального художественного музея Украины, неспешно рассмотреть работы по японскому циклу современного украинского фотохудожника Максима Соломка, экспонаты выставки оригами (традиционная японская техника создания из бумаги фигурок и композиций) и мощные японские мотоциклы, принять участие в мастер-классах по завертыванию предметов в ткань фурошики, японской вышивки сашико, японской каллиграфии, создание картин из засушенных цветов ошибана, приготовление японских сладостей вагаши и получить наглядные уроки аранжировки цветов икебана, погрузиться в атмосферу японской чайной церемонии и научиться основам игры в го и шеги. А еще поучаствовать в пробных уроках японского языка для детей и взрослых и встретиться с автором учебника по украинскому языку для японцев Оксаной Пискуновой.
Свои площади выставкам, мастер-классам и показам предоставили Украинско-Японский центр КПИ, работающий в университетской Научно-технической библиотеке имени Г.И.Денисенка, и сама Библиотека, а также Государственный политехнический музей имени Бориса Патона при КПИ им. Игоря Сикорского. Они хорошо известны не только студентам и сотрудникам КПИ, но и многим киевлянам, поэтому с первых и до последних часов работы фестиваля посетителей на нем хватало. Главным организатором фестиваля был Украинско-Японский центр КПИ, а состоялся он при поддержке Посольства Японии в Украине, филиала школы Икенобо (Япония) в Восточной Европе и Чайной школы Урасенке (Япония).
В день открытия побывал на фестивале и Чрезвычайный и Полномочный Посол Японии в Украине Кунинори Мацуда. Собственно, с его приветствия участникам фестиваль и стартовал. Более того, свое обращение он начал по-украински: «Украина переживает ныне трудные времена, но даже во время войны важно развивать культурные отношения. Поэтому это мероприятие очень ценное. И хотя потом он перешел на японский, симпатию слушателей он точно завоевал. "Фестиваль, который проводит Украинско-Японский центр, начался еще в 2014 году, и с тех пор почти каждый год он проходит в разных городах Украины, – рассказал он. – Последний прошел в 2019 году в Житомире. Но, как все мы знаем, началась пандемия коронавируса, а затем российское полномасштабное вторжение в Украину, и у нас не было возможности проводить такие мероприятия. Поэтому мне сегодня особенно приятно, что такое событие происходит… Думаю, что несмотря на военное положение, ситуацию в Украине, этот фестиваль происходит потому, что отношения между Украиной и Японией важны в любые времена и развивать их нужно при всех обстоятельствах, потому что в наших странах имеется большое любопытство друг к другу и большое уважение…"
Посол Японии осмотрел представленные на фестивале экспозиции, пообщался с авторами представленных на них работ, и стал зрителем показательных выступлений украинских мастеров японских боевых искусств Иайдо, Тамешигири, Джиу-джитсу, Айкидо, Кен Себу До и других ведущих школ и федераций Украины. Кстати, рассказывал гостям фестиваля об особенностях японских боевых искусств президент Киевской городской федерации Айкидо Айкикай, президент всеукраинской федерации Кендзюцу, соучредитель Кен Себу До сенсей Дмитрий Андрощук.
Интерес посла Японии к фестивальным событиям и активностям был действительно неподдельным, потому что делегация посольства значительно вышла за пределы определенного сначала времени своего участия в них, что в дипломатической практике бывает крайне редко.
Пообщался Кунинори Мацуда и с представителями университетских медиа. Он рассказал, что после полномасштабного нападения России на нашу страну интерес к ней в Стране восходящего Солнца и, в частности, в ее университетах, значительно возрос. От японских заведений высшего образования, по его словам, начали поступать многие запросы о возможностях сотрудничества с украинскими коллегами. Так что вполне логичным стал вопрос от "Киевского политехника" о значении Украинско-Японского центра КПИ в поддержке и расширении связей между украинскими и японскими университетами, и о том, не стоит ли создать подобный центр в Японии.
"Украинско-Японский центр играет сейчас очень значительную роль в том, что в Украине уже есть и постоянно увеличивается интерес к японскому языку и культуре, – так ответил на него посол Японии. – И я бы хотел, чтобы те люди, которые посещают этот Центр и изучают японский язык, также играли свою роль в отношениях между Японией и Украиной в сфере бизнеса, возможно, в вопросах инвестиций. По моему прогнозу, после окончания войны в Украине будут работать многие японские компании, которые этим будут заниматься, и нужны люди, которые интересуются не только языком, культурой и страной вообще, но и работой в этих сферах. По поводу Японско-Украинского центра в Японии отмечу, что у нас уже есть тесное сотрудничество между Киевом и Киото как собратьями и между Одессой и Йокогамой. Я надеюсь, что это сотрудничество будет углубляться, городов-побратимов будет увеличиваться, и я уверен, что интерес к созданию Украинского центра в Японии есть, поэтому думаю, что такой центр в Японии будет создан".
Мероприятия в рамках фестиваля "Японская осень" проходили 15 и 16 сентября. Их было очень много, все они были познавательными и удивительно атмосферными, поэтому тем, кому посчастливилось его посетить, было интересно. Кроме того, в каждом зале стояли боксы для сбора средств на помощь защитникам Украины, которые перечислены в Фонд поддержки Вооруженных Сил Украины "Киевский политехник".
"В фестивальных событиях принимали участие не только киевляне, но и представители Харькова, Чернигова и Днепра, – рассказала "Киевскому политехнику" директор Украинско-Японского центра КПИ Екатерина Луговская. – Все они приехали сюда, привезли свои произведения и изделия и участвовали в мероприятиях фестиваля за свой счет". Она также сообщила, что четыре выставки – три в помещении Государственного музея истории техники КПИ и одна в украинско-японском центре – своей работы не завершили и будут работать до 14 октября. Поэтому те, кто не успел побывать на фестивале, еще могут их осмотреть. Вход на них, конечно, свободен.