В годы Второй мировой войны было создано много уникальных образцов техники и вооружения, ставших подлинными ее символами. Перечень их значительный, и даже в нем не потерялись довольно примитивные, но вместе с тем чрезвычайно эффективные ежи, сыгравшие неоценимую роль во время обороны Киева (именно здесь они были применены впервые), Одессы, Севастополя и других городов. Нынешняя война, которую Россия ведет против Украины, заставила наших военных и бойцов территориальной обороны вспомнить их способность быстро обездвижевать бронетехнику врага и делать ее удобной мишенью.
…Вопрос задержки наступления вражеских войск на протяжении многих веков решался по-разному. Например, в Древнем Риме успешно использовали так называемые рогатки – изготовленные из деревянных кольев заграждения против пехоты и конницы. Спустя много веков рогатки стали оплетать колючей проволокой, что резко повысило их эффективность. Однако в начале ХХ века, когда на полях сражений появились танки, с легкостью преодолевавшие непроходимые до этого заграждения, роль традиционных деревянных рогаток снизилась. Поэтому во многих странах начались интенсивные поиски простых и эффективных средств борьбы с "сухопутными дредноутами". Впервые попытка использования соответствующих заграждений против танков была сделана в Чехословакии (отсюда и английское название ежа – Czech hedgehog, то есть "чешский еж") – с их помощью в 1930-е годы была обустроена Чехословацкая стена на границе Чехословакии. Изготовленная из железобетона чешская конструкция повторяла принцип действия древних рогаток, поскольку предполагалось, что заграждение должно быть массивным и неподвижным. Однако эти препятствия новые танки с легкостью одолевали, просто сдвигая их со своего пути. Принципиально новую конструкцию и принцип действия этого невзрывного оборонного средства перед Второй мировой войной предложил начальник Киевского танкотехнического училища генерал-майор технических войск Михаил Львович Гориккер (1895-1955). Новизна разработки заключалась в том, что еж не закреплялся на месте, подобно чешской конструкции, и не вкапывался в землю подобно надолбу. При наезде танка на такого ежа "колючая" конструкция начинала перекатываться, постепенно поднимая танк над землей. Танковые гусеницы теряли сцепление с грунтом, он начинал буксовать и зачастую оказывался неспособным съехать с ежа. После этого уничтожить обездвиженный панцирник почти не составляло труда. В случае обхода танками участка заграждения, ежи все равно выполняли свою задачу, поскольку защищавшееся ими танкоопасное направление противник прорвать так и не мог. Проведенные 3 июля 1941 года испытания подтвердили высокую эффективность "шестиконечной звездочки" (именно так Гориккер назвал свое устройство, так что во многих ранних документах ежи именовались "звездочками Гориккера"), и новое противотанковое заграждение было принято на вооружение. В акте испытания опытной партии ежей, изготовленной на расположенном неподалеку училища киевском заводе "Большевик", отмечалось: "Легкий танк Т-26 при первом наезде на препятствие был выведен из строя - сорван люк масляного насоса и повреждены масляные трубки, в результате чего масло утекло за 3-5 минут, что привело к вынужденной остановке машины. Танк БТ-5 благодаря большому запасу динамического усилия первоначальную расстановку помех преодолевал, получив в результате этого дефекты в виде помятости днища танка, что сказалось на его управлении и работе бортовых фрикционов, и танк нуждался в двухчасовом ремонте".
Вот как вспоминает события тех лет сын изобретателя – режиссер театра и кино Владимир Михайлович Гориккер (род. 1925): "Первые дни после нападения фашистов на СССР я хорошо помню. Отца назначили командовать обороной Киева, к которому приближался враг. Работы было много, но, вернувшись поздно вечером домой, папа, вместо того чтобы хоть немного отдохнуть, "реквизировал" у меня игрушечные модельки танков, которые раньше сам же подарил, и почти всю ночь колдовал над ними, переставляя на столе вместе с какими-то конструкциями. из спичек, соединенных клеем или пластилином.Мне, пацану, назначение этих штук было непонятным... Думал даже, что отец просто таким образом пытается отвлечься, борется с бессонницей... Но как-то он вернулся раньше обычного, буквально сияющий, и мало не с порога квартиры восторженно закричал: "Мы запороли два танка!!!" Вот тебе и имеешь!В семье же знали, как внимательно он относится к сохранению техники, как дает взбучку даже за мелкие нарушения, которые могут привести к повреждению танков, а здесь - не скрывает радости по поводу поломки двух боевых машин... Лишь позже я понял всю значимость происшедшего в тот день на полигоне Сырец Киевского танкотехнического училища".
Это был один из редких случаев, когда изобретение получилось практически идеальным и не требовало дальнейшей доработки. Буквально на следующий день после успешных испытаний на полигоне было принято решение о массовом изготовлении ежей и их использовании для защиты столицы Украины на танкоопасных направлениях. Для этого в цехах завода "Большевик" была срочно изготовлена первая партия ежей - 700 штук.
Еж обычно изготовляли из трех кусков стального проката, предпочтительно двутавра с номером профиля от 25 до 40 (число обозначает высоту поперечного сечения профиля в сантиметрах) так, чтобы концы их образовывали октаэдр. При этом лучшим способом соединения балок между собой Гориккер считал листовые косынки на заклепках. Во время Второй мировой войны ежи часто изготавливали из любого имеющегося под рукой профильного проката – швеллера, уголка, рейки – часто соединенного сваркой даже без косынок, усиливающих конструкцию. Как потом писал в своих воспоминаниях генерал-полковник вермахта Гейнц Вильгельм Гудериан, поначалу немецкие танкисты весело смеялись, замечая перед своими танками миниатюрные по танковым меркам конструкции из железа, однако впоследствии им стало не до смеха. На начальном этапе войны ежи оказались чрезвычайно эффективными: недостаточно крепкие днища легких немецких танков с передним расположением двигателя нередко не только деформировались, но даже распаривались "иглами" ежа, что приводило к выводу агрегатов трансмиссии из строя. (Интересно, что пораженные эффективностью советских ежей немцы вывезли с территории нашей страны десятки тысяч конструкций, которые в 1945 году были использованы во время обороны Берлина.)
Большое значение имел размер ежей: далеко не всегда мощные "звездочки" оказывались лучше. По рекомендациям разработчика, ежи должны были иметь высоту от 0,8 до 1 м – то есть быть выше дорожного просвета танков противника, но ниже верхнего края нижнего лобового броневого листа. Только в таком случае танк поднимался ежом и становился неподвижным. Ежи же больших размеров легко отодвигались танком на его пути, не нанося машине никакого вреда и лишь усложняли быстрое продвижение пехоты. Наиболее рациональной расстановкой ежей в заграждении было расположение их в четыре ряда в шахматном порядке, при этом расстояние между ежами по фронту должно было быть около 2/3 ширины танка.
Место установки ежей также имело (и имеет!) значение. Еж желательно ставить на твердом грунте или асфальтовом покрытии (бетон для этого малопригоден, поскольку еж по нему легко скользит). На ежах промышленного производства часто оставляли отверстия для колючей проволоки, соединяющей между собой не только отдельные "иглы", но и сами ежи, а одну из балок делали съемной для удобства транспортировки конструкции. Чтобы усложнить работу вражеским саперам, ежи соединяли цепями или тросами, а территорию вокруг них миновали. При этом жестко соединять между собой ежи не рекомендовалось, поскольку каждый еж "работал" отдельно, а жесткая конструкция из ежей превращалась в своеобразный забор, терявший преимущества отдельно стоящих конструкций.
Более легкие противопехотные ежи, как и древние рогатки, нередко изготовляли из трех заостренных с обоих концов деревянных кольев длиной до 1,5 м, связанных посередине и по концам колючей проволокой, что обеспечивало не только жесткость конструкции, но и создавало дополнительные. преимущества. Такие противопехотные ежи обычно применяли для заграждения дорог и улиц, нередко устанавливая их в несколько рядов. А еще один вид ежей – противодесантные – при обустройстве заграждений в местах возможной высадки морских или озерных десантов устанавливали в воде на глубине 1,8-2,5 м.
За свою разработку изобретатель так и не был представлен к государственной награде, однако начальство все же отметило его работу: Гориккеру был вручен фотоаппарат марки ФЭД.
…Безусловно, на первый взгляд примитивные ежи менее эффективны, чем мощные минные заграждения и другие противотанковые средства: пушки, ружья, гранаты. Однако они имеют одно неоспоримое преимущество – чрезвычайную простоту и мобильность, благодаря которым их можно изготавливать в достаточно больших количествах из подручных материалов без применения высоких технологий и легко перебрасывать с одного участка на другой, что и было успешно продемонстрировано во время Второй мировой войны