Год назад экспозиция Государственного политехнического музея обогатилась ярким подарком - мотоциклом МТ10-36 "Днепр" (Название - на русском). После довольно непростого, с перерывами на карантин, ремонта мотоцикл занял свое место в разделе "Транспорт".

В общем, сегодня мотоциклы можно увидеть на украинских дорогах значительно реже, чем прежде. Для этого есть ряд объективных причин: климат, изменения в восприятии понятия "транспорт", рост требований к безопасности и комфорту передвижения. Мотоциклы ныне являются любимыми транспортными средствами в странах Азии, где существует развитое машиностроение, но в то же время уровень жизни достаточно низкий, а климат - теплый.

В Украине наибольшая популярность мотоциклов пришлась на вторую половину ХХ в., когда их массово изготавливали Киевский и Львовский мотозаводы. Однако со временем и у нас, и во многих других странах мотоцикл с дешевого, простого транспортного средства превратился в символ определенного стиля жизни, ценностей и кодекса правил, вокруг которого образовалась целая байкерская субкультура. То есть из необходимого средства повседневного передвижения и перевозки грузов он постепенно превратился в предмет хобби и средство активного отдыха.

В то же время любой мотоцикл был и остается продуктом человеческой мысли, интересных инженерных идей, результатом целенаправленной технической деятельности. Что касается отечественных мотоциклов, то в них реализовано немало идей и разработок наших инженеров, в том числе, конечно, и киевских политехников. Созданный на Киевском мотозаводе мотоцикл "Днепр" является одним из лучших образцов таких конструкций.

Но сначала несколько слов о Киевском мотоциклетном заводе (КМЗ) и его продукции.

Открыт он был в сентябре 1945 года на базе бронетанкового ремонтного завода №8. Первой продукцией стал мотоцикл К-1Б &quot Киевлянин" с двигателем мощностью 2,3 л.с. С 1949 года началось производство тяжелого мотоцикла М-72. В 1956 году Киевский мотозавод поставил на серийное производство новую модель К-750 - полностью собственной разработки.

С 1957 года в СССР внедряется система совнархозов. Совнархозы должны были составлять и выполнять планы экономического развития, производственные программы, распределять кадры и продукцию, управлять связями с предприятиями на отдельной территории совнархоза. Итак, Киевский совнархоз прежде всего должен был обеспечивать кадровые потребности предприятий в специалистах силами учебных заведений на его территории (Киевская, Черкасская, Черниговская, Житомирская области). КПИ был мощным центром подготовки кадров машиностроения и металлургии совнархоза, а следовательно готовил специалистов и для Киевского мотозавода. Кроме подготовки кадров, вузы привлекались и к решению важных проблем в производстве: техническом переоснащении, совершенствовании технологий, разработке новых образцов техники.

С 1968 года завод начал серийное производство мотоцикла К-650 "Днепр" (МТ-8). Мотоцикл имел новый верхнеклапанный двигатель собственной разработки. Заметим, что практически все мотоциклы КМЗ с этого времени назывались "Днепр" с указанием номера модели.

С 1977 года начат выпуск модели МТ10-36 с двигателем мощностью 36 л.с. Эта модель воплотила в себе весь опыт разработки и эксплуатации мотоциклов до сих пор. В ней были собраны все прогрессивные технические решения, опробованные эксплуатацией спортивных и эскортных мотоциклов без бокового прицепа.

Мотоцикл МТ10-36 получил улучшенные световые и сигнальные устройства, сдвоенное сиденье водителя и пассажира. Он мог эксплуатироваться и без бокового прицепа. Для этого нужно было установить указатели правого поворота. Боковой прицеп оставался безгальмовным - в то время требование безопасности к транспортным средствам еще не было усилено. Оригинальный стояночный тормоз приводился в действие перекидной собачкой на рычаге переднего тормоза.

Но наиболее кардинальным отличием этой модели от предыдущих стал мощный двигатель. Увеличение его мощности с 32 до 36 л.с. произошло благодаря увеличению степени сжатия рабочей смеси в камере сгорания и максимальному количеству оборотов коленчатого вала. На двигатель установлено новый карбюратор большей пропускной способности К-301Д. Полусферический поршень увеличенного объема и укороченная гильза увеличили степень сжатия. Максимальное количество оборотов коленчатого вала достигало 5900 об/мин. Крутящий момент - 4,8 кгс.м, максимальной мощности двигатель достигал почти на максимальных оборотах. Мотоцикл был адаптирован к дорогам с улучшенным покрытием. Только по таким дорогам можно было безопасно двигаться тяжелым мотоциклом на высокой передаче на почти максимальных оборотах двигателя. Такой режим работы нуждался усовершенствования системы смазки и работы газораспределительного вала, так что все это также претерпело изменения.

Долгое время самым недолговечным узлом двигателя мотоцикла был сборный коленчатый вал. Его срок службы составлял 20-25 тыс. км пробега. Совместно с кафедрой литейного производства КПИ под руководством Константина Ильича Ващенка в 1963-66 годах была отработана технология изготовления коленчатого вала, что отливался в оболочковой форме из высокопрочного чугуна. Константин Ващенко первым в стране создал особо прочный серый модифицированный чугун. Из этого материала отливались корпуса артиллерийских снарядов и мин во время Второй мировой войны. Защищенная им докторская диссертация касалась проблем производства отливок из высокопрочного модифицированного чугуна с пластинчатым графитом. Именно освоение производства коленчатого вала из высокопрочного чугуна предоставило необходимые параметры надежности двигателя мотоцикла. Испытания показали, что после 40 тыс. км пробега мотоцикла, износ шеек коленчатого вала минимальное. В то время для мотоциклетного двигателя это были впечатляющие показатели.

Сотрудники КПИ разработали также технологию отливки и обработки сборных стальных поршневых цилиндров с алюминиевыми радиаторами для двигателя мотоцикла. По заказу завода кафедра выполнила работы по совершенствованию технологии отливки блока двигателя уже не в земляные, а в металлические формы, в результате чего блок стал легче и прочнее

Мотоцикл МТ 10-36 некоторое время был самым мощным в СССР, а также чрезвычайно популярным и одновременно доступным по цене. В начале 80-х гг. ХХ в. он стоил 1640 руб. Для сравнения - цена автомобиля ЗАЗ 968 составляла 4050 руб. При этом мощность двигателя ЗАЗ составляла 40 л.с. при собственном весе 840 кг, а у мотоцикла "Днепр" - 36 л.с. при 325 кг. То есть, мотоцикл был более дешевым и доступным транспортом. Его покупали преимущественно жители села, а следовательно, использовался он часто как грузовое транспортное средство - надежный и неприхотливый.

Мотоциклы Киевского завода экспортировались в более 50 стран мира. Кстати, Адриано Челентано в фильме "Ас" снимался на собственном МТ10-36. А в фильме " Qua la mano" (На территории бывшего СССР его демонстрировали под названиями "А спорим?", "Дай руку", "Вот рука") он "рассекал" на красном мотоцикле "Днепр" без бокового прицепа.

Кадр из фильма Ас

Современные байкерские мотоциклы иногда могут стоить как легковой автомобиль. А недорогие и выносливые рабочие лошадки Киевского мотозавода из частных гаражей и дворов понемногу перекочевывают в технические музеи. Сейчас они экспонируются во Львове, Каменском, Запорожье, Умани, Киеве. При этом посетители могут увидеть мотоциклы К-1, М-72, К-650, МВ-650, МТ-11, МТ-14, МТ-16, но мотоцикл МТ10-36 представлен только в экспозиции Государственного политехнического музея КПИ.

Такимобразом этот мотоцикл иллюстрирует достижения отдельной отрасли отечественного транспортного машиностроения. Он является творением отечественных инженеров, символом своей эпохи. Очень популярное в свое время транспортное средство, надеемся, заинтересует посетителей музея.

Григорий Лупаренко, заведующий отделом ГПМ