О некоторых результатах работы департамента организации образовательного процесса в условиях карантина рассказывает проректор по учебной работе КПИ им. Игоря Сикорского Анатолий Мельниченко.
С введением карантина существенно усложнилась работа департамента организации образовательного процесса. Его сотрудники работали не только над выполнением плановых заданий, но и проделали большую работу по организации обучения в условиях карантина, которую в начале года, разумеется, никто не предполагал.
К выполнению плановых заданий относится прежде всего разработка новых учебных планов, обновление содержания образовательных программ, приведение учебных планов в соответствии с теми требованиями, которые сегодня выдвигает Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования (НАОКВО), сопровождение процесса разработки и совершенствования сертификатных программ. Такие сертификатные программы уже созданы на ФММ, ФСН и ИПСА.
Важно, что еще в марте было сформировано научно-методические комиссии по каждой специальности для согласования содержания образовательных программ и учебных планов. Мы постоянно подчеркиваем руководителям подразделений, при обновлении и модернизации программ очень важно учитывать мнения стейкхолдеров, опыт ведущих университетов мира и привлекать к образовательному процессу потенциал научных школ университета.
Наши специалисты участвовали во встречах с экспертами НАОКВО относительно аккредитации десяти образовательных программ. Все рассмотренные программы было рекомендовано к аккредитации. При этом программу "Системный анализ и управление" признано образцовой. Эксперты также дали высокую оценку нашей АИС "Электронный кампус».
В то же время эксперты НАОКВО высказали ряд предложений по совершенствованию организации образовательного процесса, в частност такие, что касаются реализации права на свободный выбор дисциплин, учета мнений стейкхолдеров и др. Сейчас эти предложения анализируются и отрабатываются.
Проводилась также активная работа по подготовке образовательных программ и соответствующих им учебных планов уровня PhD. Поскольку мы объединили образовательно-научные программы подготовки PhD (теперь их имеем только 43), проводился перевод аспирантов на обновленные образовательные программы. В следующем учебном году программы PhD должны аккредитовать через НАОКВО.
В конце марта мы совместно со специалистами Украинского института информационных технологий в образовании (УИИТО) создали платформу дистанционного обучения "Сикорский" ( "Sikorsky Distance Learning Platform»). В начале апреля совместно с УИИТО было разработано "Положение о дистанционном обучении в КПИ им. Игоря Сикорского", которое определяет основные принципы организации и осуществления дистанционного обучения в нашем университете. Приложением к нему стали рекомендации подразделениям по созданию курсов на указанной платформе. Подразделения активно наполняют платформу. С конца марта до середины июня количество зарегистрированных курсов возросло с 307 до более чем 1000. Специалисты департамента занимаются проверкой качества дистанционных курсов. Необходимо, чтобы курсы отвечали образовательным программам и учебным планам, чтобы обеспечивали приобретение тех компетенций, которые заложены в программах. В частности, требует решения серьезная проблема обеспечения дистанционного проведения лабораторных работ.
Все это время при взаимодействии с УИИТО принимались меры по улучшению функционирования платформы "Сикорский". Совершенствовали интерфейс, в мае провели мониторинг наполнения этой платформы учебными дисциплинами, с результатами которого ознакомили деканов.
В условиях карантина обострился вопрос использования автоматизированных информационных систем администрирования образовательного процесса. И нам очень пригодилось наличие в нашем университете собственной системы "Электронный кампус", которая обеспечивает дистанционное взаимодействие учебных подразделений, преподавателей и студентов, в частности во время сессии.
В условиях карантина, когда внезапно возникла необходимость начать дистанционное обучение, мы пошли на то, чтобы осуществлять преподавание по выбору кафедр через различные платформы, которые не нуждались в дополнительных затратах: Zoom, Microsoft Teams, Cisco WebEx, BigBlueButton, Google Classroom. А в будущем главной площадкой для осуществления дистанционного обучения должна стать платформа "Сикорский", в которой реализованы инструменты Moodle, G Suite for education и др.
В апреле было обновлено Положение о семестровом контроле в части использования электронных сведений в системе "Электронный кампус» при выставлении зачетов и экзаменов в дистанционном режиме. Планируем после окончания карантина перейти к фиксированию результатов текущего, календарного и итогового контроля знаний исключительно в рамках "Электронного кампуса", что позволит автоматизировать работу и отказаться от значительной части бумажных документов.
По нашим запросам специалисты КБ ИС провели ряд усовершенствований "Электронного кампуса". В частности добавлен модуль, с помощью которого заведующие кафедр могут контролировать, каким образом осуществляет итоговое оценивание преподаватель, просмотреть результаты опроса студентов о качестве преподавания.
В мае прошел вебинар в рамках проекта "Школа НАОКВО", который основан для того, чтобы делиться лучшими практиками университетов. Мы выступали первыми в рамках этого проекта, подготовили лекцию-презентацию, которая была обнародована через Фейсбук. 30% вебинара посвятили модулям и сервисам "Электронного кампуса". Кроме того, мы предоставили разъяснения по организации дистанционного обучения и внедрению платформы "Сикорский", рассмотрели некоторые научно-практические вопросы моделей управления, ситуационного и системного подходов. Наша информация получила положительные оценки как от руководства НАОКВО, так и от других университетов. Представитель КПИ вошел в рабочую группу по разработке рекомендаций для ЗВО по вопросам дистанционного обучения.
В условиях карантина возникла необходимость проведения зачетов, сессии, защит дипломов в дистанционном режиме. Были разработаны регламенты проведения семестрового контроля, а также защиты выпускных работ (бакалаврских и магистерских) и приема выпускных бакалаврских экзаменов в дистанционном режиме.
Подытоживая, можно сказать, что введение карантина стало для нас серьезным вызовом по обеспечению непрерывности образовательного процесса. Совместные усилия нашего департамента, департамента качества образовательного процесса, департамента учебно-воспитательной работы, информационных подразделений позволили провести учебный процесс и сессию без сбоев и успешно завершить учебный год.
В то же время проведенная работа способствовала существенному развитию информационных систем автоматизации нашей деятельности, что, конечно, будет использоваться в будущем.