Развитие образовательной среды - базис всестороннего роста молодежи. Из отчета проректора по учебно-воспитательной работе Натальи Семинский

Работа департамента осуществлялась с учетом особенностей настоящего времени, стратегии развития КПИ им.Игоря Сикорского и в тесном взаимодействии со студенчеством. Мы пытались гибко реагировать на потребности и ожидания наших стейкхолдеров и создавали условия для подготовки конкурентоспособного выпускника за счет содействия развитию его профессиональных компетенций, компетенций для жизни, а также совершенствования системы мотивационных рычагов. 2020 год и его вызовы обусловили обновление и совершенствование нормативной базы университета по направлениям работы департамента, существенно расширили наше присутствие в информационном поле университета и активизировали налаживание обратных связей и информирование участников образовательного процесса об актуальных вопросах университетского настоящего.

* * *

Стратегия работы департамента предполагает взаимодействие со школьниками и студенческой молодежью на пути их определения с будущей профессией.

Для обеспечения синергии "мотивированный школьник-абитуриент-студент" создано единую профориентационную платформу КПИАбитInfo, которая стала своеобразным навигатором в мир многогранности КПИ. Вот лишь некоторые из ее составляющих.

"КПИАбитFest" - обновленный формат Дня открытых дверей. Его проведение вызывает большой интерес гостей. Во время карантина совместно с Медиалабораторией и Приемной комиссией введено концепцию проведения мероприятий "КПИабитFest-онлайн", а также создание и продвижение в медиапространстве фильмов об университете, выполненных в формате открытого общения с привлечением студентов и выпускников.

Представить возможности и активности студентов во внеучебное время позволил Инженерный фестиваль "ТехноАртКПИ онлайн", который впервые в этом году стал площадкой, объединившую школьников, студентов, преподавателей, участников кружков и Фестиваля "Sikorsky Challenge".

В поисках талантливой молодежи мы расширили сотрудничество с Малой академией наук, школами и лицеями. Особенно продуктивно - с технической секцией КМАН и Политехническим лицеем, ученики которых являются активными участниками и призерами "ТехноАртКПИ", "Sikorsky Challenge", а также конкурса "Эко-Техно Украина". Такое сотрудничество дает свои положительные результаты: благодаря преподавателям университета, которые активно сотрудничают с КМАН и Политехническим лицеем, в ряды университета вступило почти 70 талантливых студентов, которые способствуют росту имиджа КПИ в международном пространстве.

В ответ на запрос от поступающих и их родителей на получение качественного и доступного информационного сопровождения вступительной кампании, департамент в тесном взаимодействии с Приемной комиссией и студенчеством активизировал работы в интернет-медиапространстве. Проведено марафон интервью факультетов, разработан каталог поступающего и помощник-навигатор, которые стали простыми и понятными проводниками для поступающих и студентов.

Все эти меры позволили создать комфортный микроклимат, обеспечить консультационную и психологическую поддержку поступающих и их родителей во время вступительной кампании и представления оригиналов документов.

* * *

В условиях перехода на дистанционный режим обучения в течение года осуществлялось максимально полное и актуальное информирование о ходе образовательного процесса, эпидемиологической ситуации в КПИ и уровне заболеваемости COVID-19. На начало пандемии пришлась еще и медицинская реформа. Департамент обеспечивал организационную поддержку медицинского сопровождения студентов. Был заключен меморандум о сотрудничестве с Студенческой поликлиникой и клиникой "Мой врач". Это позволило студентам во время карантина получать консультации врачей даже без деклараций. Администрацией студгородка создано места для самоизоляции студентов, организовано контроль их самочувствия, совместно с факультетами и активом студентов осуществлялось дежурство, обеспечение продуктами питания и медикаментами.

Для удовлетворения образовательных потребностей соискателей высшего образования и поступающих с соблюдением санэпидемиологических требований внедрен комплекс мероприятий по безопасному поселению и проживанию в общежитиях студгородка.

Совместно с профильными департаментами и представителями студенческих организаций обновлено и введено регуляторные документы и осуществлялось формирование модулей в "Электронном кампусе". Эти меры позволили эффективную работу в течение учебного года.

Для принятия взвешенного и основательного решения относительно режима обучения в осеннем семестре проведен опрос студентов и сотрудников университета. Его подробный анализ лег в основу принятия административных решений, для реализации которых было разработано пошаговые алгоритмы начиная с организации вступительной кампании и заканчивая организацией учебного процесса на уровне факультетов/институтов/кафедр.

Особое внимание уделялось работе с 1-м курсом. Выстроено четкую траекторию взаимодействия между первокурсниками, всеми звеньями администрирования, кураторами, студкураторами, преподавателями.

В рамках ознакомления студентов с университетом на каждом факультете/институте в режиме онлайн проведено День первокурсника. Для адаптации первокурсников совместно с ДООП организовано и проведено 8 очных недель обучения, при которых осуществлялось постоянное сопровождение первокурсников со стороны ответственных на факультетах/институтах, кураторов и студкураторов групп. Адаптации первокурсников также способствовала серия мероприятий в рамках начатого в этом году ознакомительного марафона "KPI First Year", который позволил студентам погрузиться в КПИшное сообщество и осознать возможности, которые перед ними открывает университет.

* * *

Дистанционный режим и результаты обучения. Анализируя контингент по качественным критериям, стоит отметить, что более 93% соискателей учатся на дневной форме обучения, причем более 84% - на первом (бакалаврском) уровне высшего образования.

Процент студентов, которые без задолженностей сдали семестровый контроль, в ряде факультетов остался в обычных пределах. И лишь на некоторых наблюдался определенный рост.

Изменилось качественное распределение оценок - вырос процент студентов, которые сдали семестровый контроль с оценкми "отлично", "хорошо" и "очень хорошо", и уменьшился процент тех что сдали контрольные мероприятия с оценками "достаточно" и "удовлетворительно".

Среднее количество студентов, отчисленных по результатам 2019/2020 у.г., осталась на уровне прошлых лет - примерно 5,41%.

Больше всего студентов, независимо от режима обучения, как и в прошлые годы, отчислено из первых курсов. Однако сохраняется тенденция низких результатов обучения части студентов магистратуры, отчисления с первого курса которой наиболее многочисленное.

Тем не менее, общая успешность сдачи семестровых контролей студентами несколько возросла, что обусловило уменьшение процента отчисленных студентов по университету в целом.

Уменьшению процента отчисленных также способствовало введение в прошлом году возможности повторного изучения дисциплин. Подводя итоги проведения семестрового контроля, следует отметить, что приобретенный опыт ведения образовательного процесса в условиях карантина доказал необходимость минимизации и унификации процедур документального сопровождения контингента студентов, в том числе отчисления, восстановления и тому подобное.

* * *

Введение в состав департамента студенческого отдела кадров и отдела сопровождения документов соискателей высшего образования позволило начать активную работу по созданию системы "Единого окна" и улучшению сервисного обслуживания студентов.

В условиях карантина было своевременно заказаны и выданы студенческие билеты студентам первого курса. Осуществлялась активная работа совместно с факультетами/институтами по заказу и выдачи студенческих билетов нового образца студентам старших курсов. Оформление и выдачу документов о высшем образовании также было осуществлено ​​своевременно.

Академические и именные стипендии являются одними из действенных инструментов стимулирования студентов к обучению. Предоставляют их по результатам успешного обучения и активного участия в научной и общественной деятельности. Поэтому для справедливого их распределения разработано прозрачную и унифицированную систему учета дополнительных баллов к рейтингу успешности, что позволяет использовать единые показатели для начисления академических стипендий и конкурсных отборов на другие проекты в сфере финансовой поддержки соискателей высшего образования.

Это упростило и возможности получения дополнительного стипендиального обеспечения и стимулировало рост количества стипендиатов именных стипендий как государственного уровня, так и тех, что основаны организациями-партнерами. Мы тесно сотрудничаем с компаниями для привлечения новых коммерческих стипендий. Примером такого сотрудничества стало получение этого года стипендии от " Монобанка" для лучших студентов ІТ-отрасли, наряду с уже традиционными стипендиями от "Мелексиса" и "Энергоатома" для студентов технических специальностей.

Продолжаем осуществлять учет и нормативно-правовое сопровождение льготных категорий студентов, количество которых ежегодно растет. Для поддержки наиболее уязвимых категорий студентов совместно с департаментом экономики и финансов принято решение об увеличении вдвое норм их материального и финансового обеспечения.

Во исполнение постановления КМУ совместно с профильными департаментами разработаны и внедрены Положения и процедуры предоставления государственных льготных кредитов для получения образования. Общая сумма кредитов, предоставленных в течение 2020 года, составляет шестьдесят две тысячи гривен.

* * *

Учитывая повышение психологической уязвимости студентов в условиях карантина, наши усилия были направлены и на обеспечение психологической поддержки. Всего за год психологами социальной службы и студгородка было проведено более 2000 консультаций. Для удобства записи на онлайн или офлайн-консультации на обновленном сайте Социальной службы установлен соответствующий сервис. Также проводились вебинары, лекции на актуальные темы.

Одним из приоритетных направлений работы департамента является содействие развитию в университете инклюзивной образовательной среды. Началось внедрение в работу Положения об инклюзии, деятельность рабочей группы по вопросам развития инклюзивной образовательной среды, поддержка соответствующих проектов компаний-партнеров, обеспечение представительства КПИ в Совете по инклюзии Министерства цифровой трансформации

Для развития коммуникативных навыков, умения работать в команде студентов приобщали к реализации концепции общественного служения в пространстве университета. Представители ССС организовывали традиционные мероприятия: День донора, квартирники, вебинары и др. Активным стало и волонтерское движение.

* * *

Расширить культурное и профессиональное мировоззрение студентов позволяет участие в программах академической мобильности. Пандемия и локдауны в разных странах сказались на мобильности, но полностью этот процесс не остановили, и в течение года поддерживалось сотрудничество с партнерами из двадцати трех стран.

По программе "Еrasmus+" КА1 активно действовали 55 соглашений. Общая сумма индивидуальных грантов, полученных участниками, превысила по текущему курсу 20 млн грн.

Участниками программ мобильности стали 186 соискателей высшего образования и 17 НПП. Входная мобильность, учитывая карантин, имеет несколько более низкие показатели - КПИ посетили 17 соискателей и 2 НПП.

Сохранялась активность и по программам инициативной мобильности, в которых приняли участие 40 соискателей.

Стоит отметить, что количество участников программ распределяется по факультетам нститутам несколько неравномерно.

Для развития профессиональных компетенций во внеучебное время обеспечивалось привлечение студентов к участию в кружках, олимпиадах, конкурсах, хакатонах и др. В течение года произошло переформатирование работы кружков, которая теперь оценивается по определенным критериям. Для облегчения поиска индивидуальной траектории личностного роста студентов разработаны удобные каталоги кружков по устремлениями. Также создан онлайн-сервис "Кружок по интересам". Всего в прошлом году по новым требованиям зарегистрировано и перерегистрировано 116 студенческих кружков, а в их работе задействовано более 1000 студентов. Их деятельность реализуется в тесном взаимодействии с департаментом науки и инноватики, созвучна с направлениями работы научных групп университета, что реализует концепцию "Обучение через исследования".

* * *

Содействие приобретению студентами профессиональных компетенций и обмена опытом с ведущими специалистами осуществлялось Центром развития карьеры путем активного привлечения работодателей к сотрудничеству и партнерству. Совместно с профильными департаментами разработан Типовой договор о сотрудничестве и создана общеуниверситетская база, которая уже насчитывает более 350 договоров - они есть в открытом доступе.

На реализацию концепции "Единого окна" Центр развития карьеры за полугодие заключил 35 договоров. Стоит отметить, что заинтересованность партнеров не ограничивается одним факультетом или специальностью. Это дало возможность заключать комплексные договоры в тесном взаимодействии между факультетами/институтами и партнерами. Все сделки выставлено на Информресурсе Центра - на обновленном его сайте, телеграмм-канале и на странице в сети "Фейсбук", где также размещается информация об открытых вакансиях, программы стажировок и актуальные новости. Для организации прямого взаимодействия студентов и работодателей впервые на специально разработанной платформе в режиме онлайн проведена "Ярмарка вакансий & quot ;. Участие в ней приняли 30 компаний и почти 1000 студентов и преподавателей.

Всего за период карантина 46 компаний-партнеров провели 120 онлайн-вебинаров для студентов и преподавателей.

* * *

Для реализации концепции патриотического воспитания через личностный рост КПИшника за счет формирования ценностного отношения к Родине, государству, альма-матер, родному языку, обращению к идеям добродетели, добротворчества и преданности было проведено более 20 мероприятий: лекции, публикации, флешмобы, конкурсы, выставки.

Для развития профессиональных компетенций во внеучебное время обеспечивалось привлечение студентов к участию в кружках, олимпиадах, конкурсах, хакатонах и др. В течение года произошло переформатирование работы кружков, которая теперь оценивается по определенным критериям. Для облегчения поиска индивидуальной траектории личностного роста студентов разработаны удобные каталоги кружков по устремлениям. Также создан онлайн-сервис "Кружок по интересам". Всего в прошлом году по новым требованиям зарегистрировано и перерегистрировано 116 студенческих кружков, а в их работе задействовано более 1000 студентов. Их деятельность реализуется в тесном взаимодействии с департаментом науки и инноватики, созвучна с направлениями работы научных групп университета, что реализует концепцию " обучение через исследования".

Мы уделяем большое внимание развитию и популяризации олимпиадного движения. Разработаны каталоги олимпиад по направлениям. Сейчас на базе КПИ ежегодно проводятся 53 первые и 8 вторых этапов Всеукраинских олимпиад. По решению МОН Украины проведение вторых туров олимпиад 2020 года были отменены. Это внесло коррективы и в проведение ежегодной Международной студенческой олимпиады "KPI-OPEN", в первом этапе которой приняли участие 70 команд. Как альтернативу проведено межфакультетскую студенческую олимпиаду "КПИ онлайн", к которой присоединилось 27 команд из 7 факультетов и институтов. А чтобы во время пандемии активные студенты не теряли стремление к участию в олимпиадных соревнованиях, департамент активно привлекает их к проектам, инициированных компаниями-партнерами, - и в них уже приняли участие почти 900 человек.

В внеуниверситетских мероприятиях наши студенты завоевали 17 побед и наград.

Отдельно стоит отметить работу созданных при департаменте кружков, которые работают в Центре консолидации студентов, - Международную организацию студентов "BEST KYIV", которая в этом году при поддержке университета провела национальные и региональные инженерные соревнования ЕВЕС с привлечением более 100 студентов КПИ, вокальную студию "Вдохновение" и ESTIEM. Таким образом, в Центре создано творческий центр студентов с различными интересами, способностями и талантами.

Важным шагом популяризации научно-инженерной культуры среди молодежи стал созданный при департаменте Учебно-научный центр "Инжиниринговая школа Ноосфера КПИ". Это - площадка для мероприятий инженерного направления. В состав команд вошли как студенты КПИ им. Игоря Сикорского, так и школьники.

Развивать творческие способности студентов продолжает ЦКИ, который в условиях карантина не остановил свою деятельность и проводил ее в режиме онлайн.

Мы имеем еще много замыслов и планов. Очень надеемся, что наше сотрудничество со всеми университетскими подразделениями, основанное на взаимоуважении, взаимопонимании и поддержке, будет укрепляться на благо развития КПИ