Об участии в программе обмена Erasmus + между КПИ им. Игоря Сикорского и Университетом Гронингена (Нидерланды) рассказывает студент ПСФ Андрей Козловский:

О программе Erasmus + я узнал в конце четвертого курса. Сразу решил попробовать себя в этой программе, но запись на следующий семестр было уже закрыто. Поэтому подал документы на участие в обмене студентами осенью, и во втором семестре пятого курса учился в Гронингенском университете (Rijksuniversiteit Groningen - RUG).

RUG - один из старейших университетов Нидерландов. Его основали в 1614 г. - вторым после Лейденского, который был открыт в 1575 г. Университет входит в ТОП 100 мировых и ТОП 25 университетов Европы. В нем обучается более 30 000 студентов, причем каждый пятый - иностранец. Университет известен на весь мир не только благодаря высокому уровню обучения, но и участием во многих программах обмена со странами Европы, Северной и Южной Америки, Ближнего и Дальнего Востока. Город Гронинген, где находится университет, небольшой - около 200 тыс. жителей, из которых примерно четверть - студенты.

Нужно отметить, что RUG - хорошо финансово обеспечен со стороны государства (средства, поступающие от студентов за обучение, тоже играют немаловажную роль). Студенты, обучаясь в RUG, могут реализовать практически все замыслы и выполнять самые разнообразные научные исследования, в частности в научно-технической сфере. Соответствующие лаборатории оснащены станками с ЧПУ и многочисленной исследовательской аппаратурой.

Расположение корпусов RUG напоминает КПИ им. Игоря Сикорского. Общежития расположены так, что добраться от одного к другому на велосипеде можно за 5-20 минут. Кстати, на велосипедах ездят там практически все - и жители города, и студенты.

В университете имеется 9 факультетов, в том числе факультеты искусств, философии, права. Я учился на факультете науки и инженерии. Предметы для изучения можно было выбирать самостоятельно. Я выбрал те, которые были бы продолжением моей учебы и могли быть полезными для написания магистерской диссертации:

  • современное производство полимеров;
  • компьютерная визуализация;
  • анализ и контроль разумных систем;
  • современные процессы и технологии энергетики;
  • сложные системы в инженерии;
  • прочность конструкций.
  • Занятия проводились на английском языке. Уровень подготовки, в том числе языковой, был вполне достаточным для усвоения нового материала, чтения учебников, написанных самими преподавателями университета, а также общения с преподавателями и студентами.

    Учиться было интересно, но на экзаменах было трудно. Очень много материала выносится на самостоятельную проработку. Бывало, что преподаватель не успевал на практических занятиях проверить домашние задания у всех студентов и выполнить все запланированное, что выносится на коллективную работу на паре.

    Что мне не очень понравилось, так это то, что нам, студентам, давали распечатки с задачами, которые необходимо выполнить, и при этом не объясняли на примерах, как это делать - только написано условие и задачи. Задачи оценивались за правильный ответ, и не всегда за способ их решения. Хотя задачи не были очень тяжелыми, но для быстрого и правильного их решения необходимо было самостоятельно проработать много материала. В нашем университете, на мой взгляд, практические работы объясняются преподавателями, которые обращают внимание на ход и способ решения. Поэтому следует ценить методику преподавания в нашем университете, где практику часто проводят опытные преподаватели - лекторы, а не молодые аспиранты.

    Интересной была форма проведения практических занятий, на которых решения определенных проблем по дисциплине "Сложные системы в инженерии" учебную группа разделяли на маленькие подгруппы (по 2-3 студента). Целью данного курса было написание работы (assignment) на тему создания комплексной технической системы с описанием главных составляющих и представлением ее основных функционалов (в виде схем стандарта IDF0). Это могла быть система для очистки морского дна, которая включает Акваробот, транспортировку и базу управления, автозаправочная электростанция (станция для зарядки электромобилей электролитами), система для создания искусственного острова и др.

    Интересной особенностью обучения в RUG было то, что лекции по определенным вопросам проводили ведущие инженеры-практики с производства, например, полимеров. Такие связи университета с промышленными предприятиями, безусловно, улучшают практическую подготовку специалистов.

    Конечно, учась в Гронингене, я часто вспоминал свою альма-матер - КПИ им. Игоря Сикорского - и сравнивал обучение там и здесь. На этой основе пришел к определенным выводам относительно того, как можно было бы улучшить подготовку специалистов в нашем университете.

    Считаю, следует ввести новые предметы, учитывая результаты опроса студентов по актуальности изученного материала.

    Следует шире использовать электронно-цифровую технику, компьютерные средства, искать новые способы поощрения обучения, прежде всего с использованием визуальных средств обучения.

    Стоит привлечь представителей фирм и заводов для раскрытия основных практических проблем, возникающих в соответствующих (до факультета или конкретных тематик кафедры) сферах, например, на производстве.

    Нужно увеличить количество мест для обмена за рубежом, при этом ввести систему обмена студентами в другие университеты - как зарубежные, так и украинские.

    Необходимо также ввести / увеличить занятия на производствах и других учреждениях (согласно специальности), чтобы студенты применяли приобретенные на лекционных занятиях теоретические знания на практике.

    Замечу также, что студенты, побывав на учебе в ведущих зарубежных университетах, возвращаются переполненные впечатлениями, планами. Поэтому очень важно поддержать их после "европейского культурного шока" и помочь им правильно направить свою энергию, вложить ее в развитие кафедры, университета, в перспективе страны, сделать так, чтобы у нас было лучше, чем у соседей из Европы.

    Хочу также обратиться к студентам младших курсов: не теряйте времени, используйте все возможности для собственного развития. В нашем университете можно научиться технически мыслить и на высоком уровне решать задачи, возникающие перед специалистами. Это очень пригодится в дальнейшей профессиональной деятельности. Следует также понимать, что преподаватели ограничены учебными программами, которые часто имеют сокращенное количество часов, из-за чего могут ознакомить студентов с методами решения именно базовых учебных задач. А чтобы стать действительно высококвалифицированным специалистом, необходимо не только добросовестно учиться, но и работать самостоятельно - уметь находить самое главное и самое интересное из того, что нам дают, и углубленно его изучать. И, конечно, стоит пользоваться возможностями, которые дают программы обмена студентами, участвовать в соответствующих конкурсах, побеждать и углублять знания в иностранных университетах.

    Наконец выражаю огромную благодарность преподавателям Гронингенского университета за приобретенные знания и навыки, а программе Erasmus + за возможность провести семестр за границей!

    Андрей Козловский, студент 6-го курса ПСФ

    Рассказ Андрея дополняет д.т.н., профессор кафедры начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики ФМФ КПИ им. Игоря Сикорского В.П. Юрчук:

    - Как преподаватель университета, хочу сказать, что Андрей Козловский с первых дней обучения в университете показал себя как способный студент, мотивированный конструктор, поскольку еще в школе разрабатывал с родителями устройство для обработки приусадебного участка и желал его официально оформить как новый патент. И он, с помощью преподавателей нашей кафедры, получил его - это был патент Украины на полезную модель №105721 "Универсальное устройство для обработки приусадебного участка",

    Конструкцию этого устройства он раскрыл на кафедральной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, которая проводится ежегодно на нашей кафедре начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики. Мы уже тогда увидели в нем будущего ученого.

    Сегодня Андрей Козловский является студентом-магистром шестого курса, имеет 24 научных публикации, 6 патентов на полезные модели и несколько выступлений на научных конференциях.

    Таких студентов-ученых на нашей кафедре, которые на первом курсе получили патенты, выступили на научных конференциях кафедры стало уже более 40. Многие из них пошли дальше, защитили кандидатские диссертации, стали преподавателями КПИ и других ЗВО. За ними - будущее нашего университета и Украины.