Приоритетной задачей нашего университета в современных условиях является обеспечение качественного конкурентоспособного образования на всех его уровнях - бакалавриат, магистратура, аспирантура. О том, что в КПИ им. Игоря Сикорского делается для выполнения этой задачи, говорим с первым проректором университета академиком НАН Украины Ю. И. Якименком.
- Юрий Иванович, чем руководствуется руководство КПИ им. Игоря Сикорского, разрабатывая меры для повышения конкурентоспособности выпускников?
- Мы исходим из того, что конкурентоспособность выпускников может достигаться на основе сочетания фундаментального образования и практической подготовки на основе определяющей инновационной составляющей и современных форм и технологий обучения. С этой целью принимаем меры по повышению качества абитуриентов, учебных программ, уровня профессорско-преподавательского состава, научного, методического, финансового и материально-технического обеспечения, надлежащей оценки качества подготовки специалистов, в том числе международной оценки качества.
- Как бы Вы охарактеризовали итоги приема 2017 года и работу, целью которой является повышение качества абитуриентов?
- В 2017 году на программу подготовки бакалавров по дневной форме обучения принято 4766 человек, в магистратуру - 2707. На заочную форму обучения принято 216 человек в бакалавриат и 530 в магистратуру. Важно, что 75% первокурсников зачислены по первому и второму приоритету. Соответственно, это те абитуриенты, что выбрали для обучения именно наш университет.
В 2017 году более 30% зачисленных на первый курс - выпускники системы довузовской подготовки (СДП). Эта система - одно из главных направлений повышения качества абитуриентов. Она включает Подготовительные курсы ИМЯО КПИ им. Игоря Сикорского, которые имеют вечернюю и очно-заочную формы обучения, отделения в лицеях и гимназиях Киева и регионах. Общее количество слушателей в настоящее время более 2 тыс. Вместе с тем следует заметить, что численность слушателей СДП по факультетам существенно отличается (например, 200 на ИХФ и 19 на ХТФ).
С целью оценки уровня остаточных школьных знаний мы уже много лет проводим входной ректорский контроль студентов первого курса. В начале 2017/2018 учебного года были проверены остаточные знания по математике 4086 студентов, по физике - 3530 студентов, по химии - 209. В среднем по университете уровень остаточных знаний составил: по математике 61%, по физике - 45%, по химии - 67%, что примерно соответствует уровню прошлых лет.
В этом году впервые для первокурсников с низким уровнем остаточных знаний было организовано адаптационные курсы по математике (240 слушателей) и физике (355 слушателей). Эти курсы дали положительный результат. По итогам зимней экзаменационной сессии зафиксировано повышение уровня знаний слушателей курсов по математике на 4%, по физике - на 25%. Следовательно, такие курсы следует организовывать и в последующие годы.
Уже второй год проводим предметные олимпиады для будущих абитуриентов - по математике, физике, химии. В этом году впервые провели олимпиаду по биологии. Победители этих олимпиад получают до 20 дополнительных баллов к соответствующему сертификату ВНО. Эти олимпиады уже достаточно популярны. Так, в олимпиаде по математике приняли участие 600 школьников.
16 декабря 2017 года и 10 февраля 2018 года состоялись общеуниверситетские Дни открытых дверей. В них принимали участие сотни школьников, многие - вместе с родителями. Надеюсь, лучшие из них станут нашими студентами.
- Какие мероприятия планируются с целью повышения качества подготовки бакалавров?
- Следует заметить, что уровень знаний подавляющего большинства тех студентов, которые заканчивают бакалавриат, достаточный для продолжения обучения и подготовки к дальнейшей работе. Такой вывод можно сделать по результатам ректорского контроля. Его успешно проходят до 95% студентов бакалавриата.
В то же время, необходимо принимать меры для повышения качества образования на уровне "бакалавр". Следует совершенствовать системы входного тестирования по математике, физике, химии и иностранному языку. Необходимо использовать дифференцированную подготовку по результатам входного тестирования, а также совершенствовать систему выборочных дисциплин и формирования траекторий профессиональной подготовки, учитывая пожелания студентов.
Мы продолжаем оптимизацию перечня дисциплин, исходя из их необходимости и обеспечения фундаментальной составляющей, наукоемкости, междисциплинарности. В частности, уменьшено количество дисциплин в планах подготовки бакалавров, в частности инженерных - с 51 в 2013 году до 46 в 2017 году, гуманитарных - с 74 в 2013 году до 44 в 2017-м году.
В настоящее время при подготовке бакалавров по инженерным специальностям преподается 27 обязательных дисциплин, 6 выборочных дисциплин профессиональной подготовки и 13 социально-экономических и гуманитарных дисциплин по выбору студентов. Среди последних - инженерная психология, психология профессиональной успешности и лидерства, эргономика и дизайн и др.
- Какие меры применяются в направлении инновационной подготовки магистров?
- Инновационная форма подготовки специалистов прежде всего предусматривает массовое привлечение студентов к научно-инновационной деятельности. Уже на уровне "бакалавр" необходимо приглашать мотивированную молодежь к участию в научно-технических кружках, центрах и проектах.
На уровне "магистр" все студенты должны обязательно участвовать в научно-инновационной деятельности в соответствии с реальной научной тематикой кафедр, факультетов, институтов.
Мы исходим из того, что магистр - это специалист в сфере инновационной экономики, способный комплексно сочетать исследовательскую, проектную и предпринимательскую деятельности, ориентированные на создание высокоэффективных производственных структур. Мы должны подготовить магистров не только к выполнения узкопрофессиональных задач в условиях работы на предприятиях, но и к полностью самостоятельной работе, дать им такие знания и умения, на основе которых они могли бы основать собственное дело, например, создать стартап. Соответствующие разделы должны быть в магистерских диссертациях.
С целью развития образовательного уровня "магистр" необходимо осуществлять требовательный конкурсный отбор в магистратуру, подготовку по интегрированным учебным планам, внедрение системообразующих курсов по специальностям и выборочных траекторий циклов профессиональных дисциплин, научно-практическую работу проводить с погружением в инновационную среду (научные семинары, презентации, стартап-проекты), языковую профессиональную подготовку - с выходом на уровень В2.
Одним из средств повышения качества подготовки специалистов является повышение культуры академической честности и предотвращение плагиата. Создана рабочая группа по академической честности университета. Заключен договор с компанией UniChek на 2018-2019 годы, согласно которому вводится проверка всех академических текстов, созданных в КПИ им. Игоря Сикорского на плагиат. Проверке подлежат все выпускные работы магистров начиная с выпуска 2018 года, диссертации на соискание степени РhD, монографии, учебники, учебные пособия, публикации в научных журналах и материалах конференций.
- Что делается с целью развития научно-образовательного уровня PhD?
- С целью повышения эффективности подготовки докторов философии (PhD) внедряется концепция интегрированной подготовки "магистр - PhD". Эта подготовка осуществляется по интегрированным учебным планам магистр - PhD. Они включают системообразующие курсы высшего уровня, самостоятельную научно-инновационную работу с выполнением реальных разработок, обязательное представление научных результатов на международных конференциях и в наукометрических изданиях, участие в развитии научной школы по специальности. Также важной составляющей является совершенствование языковой профессиональной подготовки.
- Как работодатели сейчас оценивают наших выпускников?
- По данным Центра прикладной социологии "Социо +", 95% работодателей оценивают уровень подготовки наших выпускников как высокий и "скорее высокий». В то же время, среди недостатков подготовки 38,6% называют отсутствие практической подготовки, 12,9% - низкий уровень владения иностранным языком, 11,4% - низкий уровень владения информационными технологиями и программными продуктами, 8,6% - низкий уровень трудовой дисциплины, 5 7% - отсутствие навыков работы со служебными документами. Эти результаты следует учитывать для дальнейшего совершенствования качества обучения.
- Среди недостатков наших выпускников чаще всего называют отсутствие практической подготовки. Какие меры используется для преодоления этого недостатка?
- Сейчас действует около 2000 договоров с предприятиями, из них более 100 комплексных, которые дают возможность практической подготовки 100% соискателям высшего образования. 89 (78%) выпускающих кафедр имеют ведущее предприятие-партнер, которое является базовым работодателем для выпускников.
Существенно улучшается практическая подготовка в случае введения дуального образования. При этом с работодателями согласуется учебный план. Они предоставляют базу для практики. Примером является сотрудничество по подготовке специалистов по специальности "Прикладная механика" с центром "Прогрестех-Украина". Еще один пример - целевая подготовка специалистов для ГК "Укроборонпром" по магистерской программе подготовки по специальности "Управление в сфере оборонно-промышленного комплекса".
Мерой, способствующей улучшению практической подготовки магистров, является участие в конкурсе "Sikorsky Challenge". В 2017 году на конкурс было подано 72 проекта, которые были подготовлены в рамках выполнения магистерских исследований. Из них в финал вышли 19. Это направление тоже нужно развивать.
В этом году совместно с Благотворительным фондом имени Святого Владимира организован конкурс комплексных инженерных проектов, подготовка которых требует знания фундаментальных естественных и базовых инженерных дисциплин, творческого подхода и нестандартного мышления. 10 победителей получат уникальную возможность посетить самые большие авиастроительные заводы компании Boeing в США. Это тоже форма практической подготовки, которая проводится в сотрудничестве с работодателями.
- Для обеспечения надлежащего уровня подготовки специалистов должен быть надлежащий уровень преподавателей. Особенно это касается подготовки специалистов высшей квалификации. Как Вы охарактеризуете качество преподавательского состава нашего университета?
Первое, что следует сказать, средний возраст различных категорий преподавательского состава за последний год практически не изменился. Если взять среднестатистическую кафедру, то примерно четверть состава старше 65 лет и четверть - младше 35 лет. В этом году приняли на работу только 40 молодых преподавателей, в том числе выпускников аспирантуры 37, магистратуры - 3. Мы опросили 114 выпускающих кафедр относительно пополнения кадрового резерва в ближайшие три года. Получили следующие данные: планируют пополнение из аспирантов 107, с магистров 97, внешних 77, всего 281. То есть меньше 100 преподавателей на 114 кафедр в год. Этого недостаточно для обновления состава.
Еще одно негативное обстоятельство. Не планируют защиту кандидатских диссертаций (PhD) в 2018 году 18 кафедр, в 2019 - 28, 2020 - 20. Кроме того, не планируют защиту докторских диссертаций в 2018 году 56 кафедр, в 2019 - 56, в 2020 - 52. Между прочим, есть определенные критерии соответствия выпускающих кафедр критериям аккредитации. Среди них - наличие ученой степени доктора наук в заведующего кафедрой, и наличие аспирантов, и количество подготовленных кандидатов и докторов наук за определенный период. Они приведены в таблице. Видно, что значительная часть кафедр не соответствует этим критериям.
Несколько лет назад мы ввели систему рейтинговой оценки преподавателей. Это дало определенные результаты. Наиболее заметный - рост за семь лет более чем вдвое среднего рейтинга по научно-инновационной деятельности. Конечно, необходимо предоставить преподавателям больше возможностей для этой работы.
По распоряжению ректора была создана комиссия, которая проанализировала загруженность преподавателей различными видами деятельности и разработала предложения, направленные на расширение академической свободы преподавателей, предоставление им возможности для творческого и профессионального совершенствования. Среди этих предложений - формирование отчетной документации в системе "Рейтинг НПР" предоставления дополнительного времени на подготовку новой учебной дисциплины за счет уменьшения времени на организационную и воспитательную работу и др. Предложения были рассмотрены Методическим советом университета 22 февраля 2018 года, и уже работает рабочая группа, которая разрабатывает рекомендации по внесению изменений в учебную документацию университета, а также обращение к МОН Украины о внесении изменений в нормативные документы министерства по организации и проведению образовательного процесса в учреждениях высшего образования.
Для нас важна также оценка преподавателей со стороны студентов. Мы регулярно проводим опрос студентов, в котором они оценивают компетентность и требовательность преподавателей, их умение донести материал до студентов и наладить с ними партнерские отношения, использование преподавателями средств дистанционного общения (электронная почта, Skype, соцсети). Результаты опроса изучаются руководством университета и на их основании принимаются соответствующие меры для преодоления тех или иных недостатков.
Научно-педагогические работники нашего университета регулярно проходят повышение квалификации. В 2017 году повысили квалификацию 786 НПР нашего университета. Из них 450 прошли плановую стажировку и 337 учились в НМК "Институт последипломного образования".
Конечно, действуют и традиционные средства поддержания квалификации НПР на должном уровне, такие как исключительно конкурсное избрание на основании квалификационного соответствия, владение иностранным языком на уровне лицензионных требований, заключение краткосрочных контрактов с продолжением по результатам отчетов с учетом рейтинга, систематический контроль кафедрой качества проведения занятий на основе опроса студентов, ужесточение требований к повышению квалификации и стажировку с обязательной отчетностью и др.
- Что скажете по поводу развития материально-технической базы научных исследований и обучения?
Наш университет уже много лет не получает государственного финансирования для развития материально-технической базы. Нам удается ее развивать, благодаря сотрудничеству с ведущими компаниями, которые заинтересованы в получении от нас высококвалифицированных специалистов, и которые создают с нами совместные подразделения.
Среди этих подразделений:
- Лаборатория "Майкрософт - КПИ им. Игоря Сикорского" (ФИВТ)
- Академия CISCO (ИПСА, ФИВТ)
- Лаборатория "Motorola-КПИ им. Игоря Сикорского" (ФАКС ФПМ)
- Лаборатория ВПИ "Пресса Украины";
- Центры КПИ-ЕРАМ (ФИВТ, ИПСА, ФПМ, ТЭФ)
- Лаборатория RIGAKU (ИФФ)
- Центр КПИ им. Игоря Сикорского - DELCAM (MMI);
- Центр электронно-лучевых технологий (ИФФ)
- Учебный центр "КПИ-ФЕСТО" (MMI);
- Совместный центр КПИ им. Игоря Сикорского - ПРОГРЕСТЕХ-Украина (MMI);
- Учебно-тренинговый центр КПИ им.Игоря Сикорского - HAAS (MMI);
- Лаборатория схемотехники и микропроцессорных систем (ФЭЛ)
- Научно-исследовательская лаборатория функциональных резервов организма человека (ФБМИ)
- Лаборатория компрессорных машин при поддержке концерна "NICMAS" (MMI).
Новые возможности для развития материально-технической базы появились недавно в связи с введением Общественного бюджета г. Киева. В частности, благодаря этому открыто Лабораторию электроники LAMPA.
- Несколько лет назад наш университет начал совместные программы "Двойной диплом" с зарубежными университетами. Как развивается это направление?
- В настоящее время есть программы "Двойной диплом" с 16-ю университетами 15 стран: Германии (4) - ФЭЛ, ИТС, ФИВТ, ЗФ, ММИ, ИФФ; Франции (3) - ФМФ, ХТФ, ФММ, ФИВТ, ФТИ, ИПСА, ФПМ, ФЛ, ПСФ; Польше - ММИ; Корее - ИЭЭ, ФБМИ; Болгарии - ФИВТ; Чехии - ФИВТ; Бразилии - СФ; Литвы, Казахстана - ТЭФ; Словакии - КПИ им. Игоря Сикорского.
Кроме того, наш университет участвует в международных учебных проектах по программам TEMPUS, Erasmus Mundus, DAAD и др.
- А как обстоит дело в нашем университете с преподаванием иностранным гражданам на английском языке?
- Факультеты заявили о готовности преподавать на английском языке 694 дисциплины с участием 320 преподавателей. На соискание степени "бакалавр" - 22 образовательные программы (ОП) от 10 факультетов (институтов). На соискание степени "магистр" - 40 ОП от 12 факультетов (институтов). На соискание степени PhD - 5 ОП от 3 факультетов (институтов).
Чтобы развивать это направление, необходимо способствовать преподавателям в совершенствовании языковой подготовки и разработке англоязычных курсов.
Замечу также, что подробную информацию об итогах прошлого года размещено в презентации ниже.