Кажется, каждый знает, что здоровье - большая ценность. Приветствуя кого-то с Новым годом или днем рождения, традиционно прежде всего желают ему здоровья. Надлежащий уровень здоровья - основа достижений человека в любой отрасли. В то же время, значительная часть людей о нем не заботится. Особое беспокойство вызывает ненадлежащее отношение к своему здоровью молодежи, в том числе многих студентов нашего университета.
Состояние здоровья студентов вызывает обеспокоенность
С 2012 г. на кафедре физического воспитания в течение каждого учебного года проводятся обследования состояния здоровья студентов по различным методикам. Результаты этих обследований из года в год вызывают все большее беспокойство.
Оценка физической подготовленности студентов 1-2 курсов, которая проводилась в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины №1045 от 9 декабря 2015г., выявила, что 23,9% из них имели низкий уровень физической подготовленности, 39% - средний уровень, 31,9 % - достаточный, и только 5,2% - высокий.
Обследование 1600 студентов 1-2 курсов, которое проводилось в лаборатории функциональной диагностики кафедры физического воспитания, показало, что в 97,9% студентов биологический возраст значительно (на 5-15 лет!) превышает паспортный. По результатам оценки общепризнанной методики Г.Л.Апанасенка выявлено, что состояние здоровья 86,5% студентов является неудовлетворительным.
Согласно данным тестирования по авторской методике, разработанной на факультете биомедицинской инженерии (ФБМИ), 20% студентов подвержены артериальной гипертензии (повышенному давлению), а 22,5% студентов, которые признаны практически здоровыми, имеют пониженный адаптационный потенциал сердца и требуют проведения углубленного медицинского обследования.
Такая ситуация - не случайна. В последнее время дети фактически не играют в подвижные игры. В значительном количестве школ отсутствуют профессиональные занятия по физической культуре. В результате в большинстве первокурсников слабо развиты жизненно необходимые навыки - не умеют правильно ходить, бегать, лазить по лестнице, быстро восстанавливаться после нагрузок.
В нашем университете созданы необходимые условия для сохранения и улучшения состояния здоровья студентов
КПИ им. Игоря Сикорского в области материально-технического обеспечения физического воспитания и спорта является одним из лучших в Киеве. В университете есть спортивный комплекс, спортивные площадки, два бассейна, два футбольных поля, теннисные корты. В спорткомплексе функционируют 8 спортивных залов, в том числе залы аэробики, спортивной гимнастики, борьбы и бокса, атлетической гимнастики.
Занятия с двигательной активности и различных видов спорта проводят квалифицированные специалисты кафедр физического воспитания и спортивного совершенствования. Среди них два заслуженных мастера спорта Украины, три заслуженных тренера СССР, три мастера спорта международного класса, 35 мастеров спорта, 12 кандидатов наук. Преподаватели кафедр ведут активную научную деятельность: участвуют в различных научных конференциях, публикуют научные статьи и монографии, защищают докторские и кандидатские диссертации.
В нашем университете действует система свободного выбора студентами определенного вида спортивной и двигательной деятельности с 25 предложенных. Независимо от выбранного вида, каждый студент, который не умеет плавать, имеет возможность бесплатно пройти курс обучения по плаванию.
Свои спортивные результаты студенты демонстрируют во время различных соревнований. Например, в 2016/2017 учебном году проведено 207 оздоровительных мероприятий (124 на факультетах и 83 межфакультетских), в которых приняли участие 12,5 тыс. студентов.
На ФБМИ разработана система оценки состояния здоровья студентов
По инициативе кафедр физического воспитания и биомедицинской кибернетики создана лаборатория функциональной диагностики и внедрена современная технология оценки состояния здоровья студентов. Это очень важно, поскольку уже три года подряд абитуриенты при поступлении в вузы не предоставляют медицинскую справку формы 086-у, а медицинский осмотр после вступления проводится в течение полугода. К тому же медосмотр не предусматривает проведение функциональных проб с нагрузкой, что лишает возможности установить группу риска внезапных нарушений кровообращения.
Разработанная и внедренная на ФБМИ методология оценки состояния здоровья студентов включает:
- самоконтроль состояния студентов с помощью разработанного на кафедре физического воспитания дневника самоконтроля (его можно скачать с сайта кафедры: http://fv.fbmi.kpi.ua/page/shchodennyk-samokontrolyu-studenta)
- контроль состояния системы кровообращения с помощью оригинальных номограмм с использованием нагрузочной пробы;
- контроль состояния нервной системы с использованием психофизических тестов с помощью компьютерной системы Диагност-1 (Н.В.Макаренко).
Использование этой методики самостоятельного контроля и физической коррекции функционального состояния студентов позволяет обоснованно выбирать вид двигательной активности, объем и интенсивность физических нагрузок в зависимости от функционального типа реакций студентов.
Больше внимания физическому воспитанию студентов
Возраст подавляющего большинства студентов 17-23 года - это период, когда человек еще растет, когда происходит формирование и личности и организма. В этом возрасте при вредных привычках закладываются предпосылки для различных хронических заболеваний, по которым впоследствии придется страдать всю жизнь. В то же время, при должном отношении к собственному здоровью и к занятиям спортом молодой человек в этом возрасте может не только улучшить свою фигуру, укрепить здоровье, но и усвоить навыки здорового образа жизни,что пригодится в будущем.
Для формирования у студентов сознательного отношения к своему здоровью, к занятиям по физическому воспитанию в нашем университете необходимо поддерживать и внедрять следующие мероприятия:
- наличие зачета по физическому воспитанию в конце каждого семестра в течение 1-го и 2-го курсов;
- освещение текущих результатов посещения занятий по физическому воспитанию в кампусе;
- выдача студентам после завершения обучения сертификата спортивных достижений;
- возможность посещения студентами спортивного отделения после окончания 2-го курса по желанию;
- проведение соревнований различных уровней, торжественных мероприятий с приглашением руководства университета, факультетов / институтов;
- внедрение медийной поддержки, что будет влиять на формирование культуры физической активности, отношение к собственному телу и формирования физического здоровья;
- поддержка студентов-спортсменов на факультетах и рекламирование их успехов.
Главная цель этих мероприятий - сформировать у студентов должное отношение к своему здоровью. Призываю преподавателей всех факультетов к сотрудничеству. Все преподаватели должны понимать, что только здоровые студенты могут долгое время концентрировать внимание и усваивать учебный материал со своих профессиональных предметов. Все преподаватели могут время от времени напоминать, что выдающиеся специалисты по тем или иным дисциплинам занимались спортом. Необходимо выпускать наших студентов в самостоятельную жизнь не только высококвалифицированными, но и здоровыми, без вредных привычек.