Заслуженный изобретатель НТУУ "КПИ", заслуженный изобретатель Украины, д.т.н., профессор Игорь Олегович Микулёнок в конце 2016 года десятый раз получил звание преподавателя-исследователя. Чуть раньше - в октябре 2016 года - он был награжден медалью "За изобретательство" Всемирной организации интеллектуальной собственности. И.О.Микуленок - автор и соавтор более 800 авторских свидетельств и патентов на изобретения и полезные модели (из них более 300 - единоличных). Редакция «КП» обратилась к нему с просьбой раскрыть секреты таких достижений. Подаем его рассказ.
Техническим творчеством я начал заниматься еще в школе. Все началось с того, что товарищ моего отца Виталий Михалев подарил нам с братом замечательный конструктор, с помощью которого мы составляли различные механизмы и модели. Чуть позже школьная подруга мамы Инна Постовская привезла с Москвы не менее замечательный детский набор инструментов для столярных работ. Круговорот со сверлом, отвертка, кусачки и пила из этого набора служат мне уже более четырех десятков лет. Уверен, во многом благодаря этим подаркам я научился "думать руками".
Учась на факультете химического машиностроения (с 1999 г. - инженерно-химический), я с третьего курса работал на кафедре машин и аппаратов химических производств лаборантом на полставки. Принимал участие в выполнении хоздоговорных научно-исследовательских тем по заказу киевского Научно-производственного объединения (НПО) "Большевик". Благодаря летним практикам (ознакомительной, производственной, научно-исследовательской) до окончания КПИ овладел несколькими рабочими специальностями, в частности слесаря механосборочных работ, токаря и фрезеровщика.
Тогда же познакомился с сотрудником отдела № 59 Специального конструкторского бюро полимерного машиностроения (СКБполимермаш) НПО "Большевик", впоследствии главным конструктором проекта Сергеем Александровичем Рощупкиным. Благодаря ему я присоединился к изобретательству - именно под его руководством участвовал в составлении первой в своей жизни заявки на изобретение.
После защиты выполненного на уровне изобретения диплома я был оставлен на кафедре в должности инженера для выполнения работ по исследованию и проектированию оборудования для переработки полимеров и резиновых смесей. Основным заказчиком было НПО "Большевик", поэтому в течение 1986-1991 гг. почти все рабочее время я проводил на "Большевике", в частности в отделе № 59 СКБполимермаш и заводских цехах.
Когда-то выдающийся металлург, выпускник КПИ академик АН СССР Иван Павлович Бардин сказал: "Правильное воспитание инженера в начале его деятельности имеет не меньшее значение, чем воспитание в высших технических учебных заведениях. Инженер, что вышел из института, должен получить "термическую обработку" в заводской обстановке". Считаю, что такую "обработку" я получил на "Большевике".
Следует сказать, что ориентироваться в написании формул и описаний будущих изобретений я начал после оформления примерно десяти заявок. В этом мне очень помог сотрудник отдела № 52 СКБполимермаш Юрий Всеволодович Лотоцкий. В КПИ к изобретательству меня приобщал доцент кафедры технической механики Валентин Семенович Великоиван, преподававший нам теорию механизмов и машин (ТММ). Изобретал вместе с одногруппником Юрием Степановичем Луцейком, в настоящее время директором ПАО "Завод стеклоизделий".
Оформленные заявки подавались преимущественно от СКБполимермаш или КПИ (или совместно). В родном институте я многому научился у экспертов патентного отдела, особенно у его руководителя Валерия Гавриловича Жмурка.
Впоследствии, кроме "учебных" изобретений (которые в основном остались на бумаге и не были "воплощены в железо»), появились и реальные разработки, что внедрялись прежде всего непосредственно на "Большевике".
Появились и первые заявки, которые я оформил полностью самостоятельно, без помощи патентоведов, и подал от своего имени. И первым моим внедренным в промышленность изобретением стала именно такая разработка, защищенная авторским свидетельством СССР № 1310533 "резьбовое соединение", за которую 12 марта 1990 г. я получил нагрудный знак "Изобретатель СССР". Этот знак выдавался изобретателю после первого внедрения его изобретения в народное хозяйство.
Однако заявки,что подавались от имени организации, имели одно существенное преимущество: в соответствии с законодательством автор получал поощрительное вознаграждение (на «Большевике» обычно 20 или 25 руб, в КПИ - 40 или 50). Это было существенной добавкой к зарплате молодого специалиста, которая составляла 115-125 рублей.
Ценный опыт в области изобретательства я приобрел благодаря переписке с экспертами Всесоюзного научно-исследовательского института государственной патентной экспертизы, прежде всего его отдела № 05 (отдел химии полимеров).
До момента прекращения существования Советского Союза у меня было 81 авторское свидетельство на изобретения. Из них около полусотни были внедрены на отечественных и зарубежных предприятиях и показали достаточно высокую эффективность.
В 1989 году, стремясь научиться премудростям технического творчества, я поступил в Киевский институт технического творчества и патентоведения Всесоюзной организации изобретателей и рационализаторов (ВОИР), который окончил 1990 года, получив квалификацию методиста технического творчества.
В течение неполных двух лет (с 1994 по 1995 год) по приглашению выпускника родного факультета химического машиностроения Михаила Ильича Дубинского я подрабатывал в созданном им патентно-юридическом "Агентстве ИНТЕЛС" в должности ведущего патентоведа. Благодаря ему и его партнеру Ирине Александровне Ошаровой я в 1994 году прошел стажировку во Всероссийском научно-исследовательском институте государственной патентной экспертизы, а в 1995 году получил второе высшее образование в области патентоведения.
В 2001 году издал учебное пособие "Основы интеллектуальной собственности", выдержавший несколько изданий, который разошелся по Украине большим тиражом и получил достаточно высокие оценки как студентов, так и специалистов. В 2014 году на его базе издал учебник "Интеллектуальная собственность" с грифом Министерства образования и науки Украины.
Поле моей изобретательской деятельности не ограничивалось и не ограничивается рамками моей научной специальности (процессы и оборудование химической технологии). Имею изобретения во всех восьми разделах международной патентной классификации. А однажды я даже составил "азбуку" своих разработок и получилось, что на каждую букву у меня есть хотя бы одно изобретение или полезная модель.
Конечно, приобщаю к изобретательству студентов. Имею более двухсот соавторов студентов и учащихся средних учебных заведений, которые получили более трехсот патентов. Все мои студенты-дипломники результаты своих дипломных проектов и работ защищают одним или несколькими патентами (выпускница 2005 студентка группы ПМ-93 Ольга Грановская по дипломному проекту на тему "Линия для производства безосновных рулонных материалов с разработкой вальцов" получила пять патентов). А мой аспирант Виктор Витвицкий за годы обучения в университете стал соавтором более десятка патентов и четырежды становился стипендиатом Президента Украины. Также мои студенты-дипломники неоднократно становились победителями и призерами Международных салонов изобретений и новых технологий.
В течение последних лет я вместе с сотрудниками физико-математического факультета доцентом М.Г.Лысенком, заведующим лабораторией криогенной техники О.В.Козленком и инженером В.В.Гаврилюком много работаю с Малой академией наук. Наши воспитанники регулярно участвуют и становятся победителями различных конкурсов городского, государственного и международного уровней (в частности Международного конкурса "Stockholm Junиor Water Prиce", а также конкурса Иntel-Техно Украина).
Только за последние неполные два года вместе со слушателями МАН по темам их разработок было подано два десятка заявок на патенты. При этом стоит отметить, что работать со школьниками немного труднее, чем со студентами, ведь некоторые из них часто не только амбициозные, но и слишком самоуверенны, для них не существует (или почти не существует) никаких авторитетов. И иногда нужно приложить немало усилий, чтобы они начали прислушиваться к мнению специалистов. Но в целом это очень любознательные и трудолюбивые ребята. И я считаю просто необходимым поощрить их к техническому творчеству и предоставить при этом максимальную помощь, которую я в свое время получил намного позже - почти во время работы над дипломным проектом.
... Меня часто спрашивают, как появляются идеи изобретений? Чаще всего я просто вижу, как можно улучшить несовершенную разработку - и делаю изобретение или полезную модель. Для этого я регулярно просматриваю новинки Укрпатента, Роспатента и Европейского патентного ведомства.
При этом я всегда стараюсь сделать изобретение по возможности более простым. А для этого мало одной интуиции, нужны знания, причем знания в самых различных областях, которые нередко даже выходят за пределы полученной специальности. Как любит постоянно повторять студентам наш декан Е. М. Панов, "лишних знаний не бывает". И в этом я с ним полностью согласен!
записал В.Миколаенко