Мы живем в мире, насыщенном информацией. Ежедневно мы получаем ее из различных источников и воспринимаем столько нового, что даже не замечаем этого. Поэтому довольно характерным состоянием большинства современных людей есть ощущение перегруженности и усталости. Особенно это касается студентов, аспирантов и преподавателей, которые имеют доступ к неограниченной сети знаний, мыслей и взглядов.

В таких условиях в обеспечении высокого уровня здоровья, увеличении продолжительности жизни, сохранении работоспособности человека возрастает роль физических упражнений. Давая себе физические нагрузки, вы обеспечиваете свою производительность, фундамент для больших свершений, а также качества жизни. Это составляющая успешности каждого человека независимо от направления работы.

Среди существующих форм самостоятельных занятий физическими упражнениями рассмотрим такие.

Утренняя гигиеническая зарядка. Она прежде всего повышает тонус организма. В комплекс утренней гигиенической гимнастики следует включать упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера, со значительными нагрузками, на выносливость. Можно включать упражнения со скакалкой, резиновым жгутом, с мячом. При составлении комплексов зарядки и их выполнении рекомендуется физиологическую нагрузку на организм повышать постепенно, максимум в середине и во второй половине комплекса. К концу выполнения комплекса упражнений нагрузка снижается, и организм приводится в сравнительно спокойное состояние.

Упражнения в течение дня. Выполняются в перерывах между учебными или самостоятельными занятиями. Такие упражнения предупреждают усталость, способствуют поддержанию высокой работоспособности на длительное время без перенапряжения.

Самостоятельные тренировочные занятия можно проводить индивидуально или в группе из 3-5 человек и более. Групповая тренировка более эффективная, чем индивидуальная. Заниматься рекомендуется 2-7 раз в неделю по 1-1,5 часа.

Однако организм женщины имеет анатомо-физиологические особенности, которые необходимо учитывать при проведении самостоятельных занятий, физических упражнений или спортивных тренировок. В отличие от мужского, женский организм характеризуется менее крепким телосложением костей, меньшим общим развитием мускулатуры тела, более широким тазовым поясом и более мощной мускулатурой тазового дна. Ряд характерных для организма девушки (женщины) особенностей есть и в деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем. Именно поэтому девушкам и женщинам при занятиях физической культурой стоит особое внимание уделять врачебному контролю и самоконтролю.

Необходимо прежде всего наблюдать за влиянием учебных и самостоятельных занятий, тренировок, соревнований на овуляционно-менструальный цикл и характер его изменения.

По своему физическому состоянию и характеру функциональных сдвигов в разные фазы овуляционно-менструального цикла девушки и женщины делятся на четыре группы:

1-я группа - лица с хорошим физическим состоянием и самочувствием, высокой работоспособностью во все фазы цикла.

2-я группа - определенное количество лиц, у которых в период менструации наблюдается некоторая слабость, вялость, сонливость, сниженная работоспособность.

3-я группа - небольшое количество человек с беспокойным сном и повышенной раздражительностью во время менструации, болями внизу живота и в пояснице.

4-я группа - очень незначительное количество лиц с явлениями общей интоксикации.

Особенности женского организма должны строго учитываться при организации тренировочных занятий и выборе методики их проведения.

Фитнес-программы как формы двигательной активности, специально организованной в рамках групповых или индивидуальных занятий, могут иметь целью как снижение риска развития заболеваний, достижение и поддержание определенного уровня физического состояния, так и цели, связанные с развитием способностей к решению двигательных и спортивных задач на высоком уровне.

В следующем номере газеты мы предложим комплекс утренней-гигиенической зарядки, что не требует много места для его выполнения и спортивного оборудования.

Н.В. Иванюта, С.Е. Толмачева, старшие преподаватели кафедры физического воспитания ФБМИ