13 июня в НТУУ «КПИ» состоялось заседание мониторинговой группы проекта «MATTENG», который выполняется в рамках международной образовательной программы TEMPUS.
Направление проекта понятно из его названия – «Модернизация учебных планов двухуровневой программы подготовки (бакалавры/магистры) по инженерному материаловедению на основе компетентного подхода и лучшего опыта по внедрению положений Болонского процесса» («Modernization of two cycles (MA, BA) of competence-based curricula in Material Engineering according to the best experience of Bologna Process» – «MATTENG»). То есть его исполнители работают над тем, чтобы обновить учебные планы подготовки бакалавров и магистров по инженерному материаловедению, разработать и ввести модернизированные учебные планы по материаловедению с интегрированной инфраструктурной поддержкой, повысить квалификацию преподавателей и провести тренинги для наставников на предприятиях по новым учебным планам и методологиям. А еще – создать сервис-офисы по инженерному материаловедению в университетах Украины, Бельгии. Германии, Франции, России, Израиля и Польши, которые выступили как партнеры в деле его реализации. Членами консорциума исполнителей проекта «MATTENG» являются также Министерство образования и науки Украины, ОАО «Металлургический комбинат «Азовсталь» (Мариуполь, Украина), Офис инжиниринга, консалтинга и менеджмента (Берлин, Германия), а его бюджет составляет 1 216 789,02 евро.
Отметим, что реализация проекта началась 1 декабря 2013 года, и работа над ним будет продолжаться до 30 ноября 2016 года. Потому это было первое мониторинговое заседание, на котором участники рассмотрели ход выполнения начальных его мероприятий. Члены мониторинговой миссии, в состав которой входили координатор международных проектов факультета инженерных технологий университета г. Левен (Бельгия) Петер Аррас, директор Национального TEMPUS-офиса в Украине Светлана Шитикова и координатор проектов Национального TEMPUS-офиса в Украине Светлана Бацюкова, обсудили с участниками проекта с украинской стороны основные его принципы и первые шаги. Во встрече приняли участие первый проректор КПИ академик НАН Украины Юрий Якименко, проректор по международным связям КПИ член-корреспондент НАН Украины Сергей Сидоренко, региональный координатор проекта по Украине проректор Приазовского государственного технического университета (г. Мариуполь) профессор Александр Чейлях, представители вузов-участников проекта – Национального университета «Львовская политехника» и Луцкого национального технического университета, декан инженерно-физического факультета КПИ член-корреспондент НАН Украины Петр Лобода, а также преподаватели, исследователи и аспиранты университета.
«Основной нашей целью является повышение качества подготовки специалистов в области инженерного материаловедения, – рассказал Александр Чейлях, отвечая на вопрос, каков вклад в проект наших соотечественников. – Именно украинские участники консорциума являются инициаторами этого проекта. В частности, наш Приазовский технический университет подал первые предложения в соответствующие инстанции Евросоюза и Украины. Конечно, в качестве одного из главных партнеров выбрали Киевский политехнический институт, поскольку его инженерно-физический факультет является, наверное, самым мощным в Украине – он имеет пять кафедр материаловедческого направления...».
К сожалению, в самом начале внедрения проекта украинские участники встретились с определенными сложностями, вызванными, не в последнюю очередь, политическими обстоятельствами. Впрочем, по словам Александра Чейляха, их удается преодолевать. Например, проведение стартовой конференции проекта в Украине было запланировано на февраль месяц, но из-за известных событий в Киеве ее дата была перенесена на март, а местом проведения стал Антверпена (Бельгия). Сегодня приходится что-то наверстывать, но первые отчеты свидетельствуют, что все украинские университеты успешно справились с теми задачами, которые они, в соответствии с планом, должны были выполнить. Проведен, прежде всего, анализ учебных программ и планов по специальным материаловедческим дисциплинам и подготовлены предложения по их модернизации или использованию в качестве отдельных предметов или учебных модулей.
После презентации участников проекта члены мониторинговой миссии встретились с преподавателями, учеными, студентами и выпускниками инженерно-физического факультета.